Игры вокруг Набукко

Игорь Шевырёв
Игры вокруг «Набукко»
Россия и Британия могут похоронить главный энергопроект ЕС и помочь Украине

Игорь Шевырёв

Перспективы строительства газопровода «Набукко» снова снизились. В свою очередь, отказ от проекта, который когда-то был признан главным стратегическим проектом ЕС, может даже повлечь переформатирование Евросоюза. От нового европейского передела есть неплохие шансы выиграть у России, Украины и Венгрии.

Демарш Орбана. Венгрия заявила о выходе из «Набукко» 23 апреля сего года. На первый взгляд, этим решением Будапешт подыграл «Газпрому», для которого «Набукко» является конкурирующим проектом. Однако, во-первых, Венгрия и так уже является участницей пророссийского «Южного потока».
Во-вторых, два не зависящих друг от друга газопровода для любой страны – это все-таки лучше для энергобезопасности, чем остаться с каким-то одним проектом. Тем более что венгерский премьер Виктор Орбан никогда ранее не был замечен в «пророссийских» настроениях. Следует также отметить, что у «Набукко» отнюдь не один конкурент, ибо есть еще проект SEEP (газопровод «Юго-Восточная Европа»), который не только помогает Венгрии диверсифицировать энергопоставки из России, но даже укрепляет ее собственный транзитный статус.
«Набукко» – проект Австрии, которая стремится доминировать над Юго-Восточной Европой и, прежде всего, над Венгрией. В «Набукко» австрийцы – конечный потребитель, а венгры при любых раскладах обязаны им поставлять газ через свою территорию. В то время как конечным потребителем газопровода SEEP является Венгрия. И для того, чтобы потом газ получила Австрия, она сама должна встать перед Будапештом в позе просителя, так как связывающая обе страны труба-«интерконнектор» находится в венгерской собственности.
Таким образом, крах «Набукко» будет способствовать укреплению не только энергобезопасности, но и регионального лидерства Венгрии. Во-первых, по отношению к Западной Европе (к Австрии). Во-вторых, SEEP разбавит зависимость Венгрии от «Южного потока». В-третьих, Венгрия (посредством SEEP и «Южного потока») снизит зависимость от транзита через Украину.
Кроме того, отметим, что помимо интересов Будапешта, вокруг SEEP также сошлись геополитические расчеты США, Британии и России. США, кроме отстаивания сугубо коммерческой выгоды, заинтересованы также в геополитике. Первое: не допустить любое доминирование в Европе, придерживаясь проверенного принципа «разделяй и властвуй». В этой связи США гораздо выгоднее поддержать Венгрию в противовес экономически более развитой Австрии, чем потакать Вене в строительстве «новой империи». Пусть для этого Будапешт и Вена пока уравновешивают друг друга. Второе: крах проевропейского «Набукко» еще более укрепит зависимость ЕС от США, в данном случае в сфере энергетики.
Россия, в свою очередь, заинтересована «подцепить» Европу на собственный проект «Южного потока», который по мощностям значительно превосходит SEEP. Кроме того, крах «Набукко» высвобождает из этого проекта немецкую RWE, а значит, появляются шансы уговорить ее таки согласиться на создание трехстороннего консорциума по эксплуатации украинской газотранспортной системы.
Следует также отметить, что значение украинской ГТС повышается и для Австрии. Тем более что демарш Виктора Орбана не единственный удар по газовым амбициям Вены.

«Газпром» меняет маршрут. «Газпром» о намерении отказаться прокладывать «Южный поток» в Австрию заявил 25 мая. Конечной точкой маршрута теперь уже назван не Баумгартен, а город Тарвизио (на севере Италии). Впрочем, формально окончательное решение по этому вопросу будет принято в ноябре. Однако ранее еще один акционер «потока», итальянская Eni, также подтверждал намерение участников проекта отказаться от прокладки «Южного потока» до Австрии.
Вместе с тем, обделяя Австрию, «Газпром» анонсировал отводы для Греции, Хорватии и непризнанной Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины.
Таким образом, если проект «Набукко-West» будет отклонен, для Австрии единственным источником поставок газа по-прежнему останется транзит через Украину. Либо два варианта: 1) соглашаться на реверсные энергопоставки из Германии, или 2) идти в роли просителя на газовые переговоры с Венгрией. Оба варианта очень проблематичны для гордых австрийцев, преисполненных национального самосознания.

ВР отказала «Набукко». 25 мая даже укороченный «Набукко-West» оказался на грани провала. Британская British Petroleum, являющаяся его крупнейшим акционером, публично заявила об отказе от участия в проекте. Притом, что компания рассматривалась в качестве ведущего потенциального поставщика газа для данного проекта (ВР лично гарантировала «Набукко» 16 млрд. куб. м).
Вес этому заявлению добавляет тот факт, что BP также является одним из акционеров консорциума «Шах-Дениз». Того самого консорциума, который скоро должен выбрать проект газопровода, по которому будет поставлять каспийский газ. Для сравнения, доли акционеров «Шах-Дениза» распределились так: BP Amoco (оператор проекта) – 25,5%, Statoil Azerbaijan – 25,5%, SOCAR Azerbaijan, Elf Petroleum Azerbaijan, LukAgip N.V. (дочерняя компания «ЛУКОЙЛа») и Oil Industries Engineering & Construction – все четверо по 10% каждый, а также Turkish Petroleum Overseas Company Ltd – 9%. То есть существуют все шансы на то, что решение British Petroleum для «Набукко» может оказаться фатальным.

Ставка на Британию. Россия и Британия установили режим стратегического диалога, который также будет подпитываться солидной экономической основой. Во-первых, «Газпром» согласился впустить в проект по освоению Штокманского газового месторождения британскую компанию Shell. Отметим, что британцы уже сотрудничают с «Газпромом» в проекте «Сахалин-2». Во-вторых, как подчеркнул глава «Газпрома» Алексей Миллер, газ, который будет добываться на Штокмане, будет полностью перерабатываться в сжиженный. За исключением 1,7 млрд. куб. м, необходимых для газификации Мурманской области. В-третьих, президент РФ Владимир Путин лично гарантировал разработчикам Штокмана дополнительные налоговые льготы, «если они потребуются».
Кроме того, помимо сугубо энергетического корпоративного сотрудничества, между Москвой и Лондоном также устанавливается стратегический диалог по линии внешнеполитических ведомств. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, отныне заместители глав МИД России и Британии будут регулярно встречаться для обсуждения различных стратегических вопросов, в том числе военно-политического характера.
Таким образом, укрепление связки Россия–Британия призвано уравновесить усиливающиеся в Европе позиции Германии. Что, например, позволит Москве подтолкнуть Берлин к компромиссу вокруг Украины. В частности, по поводу создания трехстороннего газотранспортного консорциума.

Итак, сделаем выводы:
1. Шансы «Набукко» быть воплощенным в реальность еще более снизились. На финишной дистанции даже усеченная версия газопровода («Набукко-West») рискует уступить скромненькому и малоизвестному SEEP.

2. Крах «Набукко» может вообще дать старт переформатированию Евросоюза. То есть в то время, как в Западной Европе наблюдается укрепление позиций Германии, в Центральной Европе усилятся, например, позиции Венгрии в противовес набирающей ход Польше. Будапешт сможет укрепить свой транзитный статус не только по отношению к Австрии, но и к балканским странам, которых Будапешт давно традиционно рассматривает в сфере своих интересов.

3. Россия, со своей стороны, также намерена принять активное участие в переформатировании Европы. С этой целью для уравновешивания позиций растущей Германии Россия устанавливает стратегический диалог с Британией. И уже в ближайшее время этот диалог даст свои первые результаты. Во-первых, Москва и Лондон дружно похоронят «Набукко». Во-вторых, сделают Германию более сговорчивой в вопросах создания трехстороннего консорциума по эксплуатации украинской газотранспортной системы.

Опубликовано в газете "Киевский телеграф", 28 мая 2012 года
http://telegrafua.com/world/13048/