Прометей Ридли Скотта

Александр Токарев
На экраны вышел фильм Ридли Скотта «Прометей», являющийся предысторией его же «Чужого». Хотя картина и объясняет зрителю, откуда, собственно, взялись эти самые «чужие», но тема развивается несколько иная: как и зачем появились на Земле люди? Хотя ответ на второй вопрос зритель так и не получает. За ним (за ответом) улетает в неведомые края Вселенной единственная оставшаяся в живых героиня фильма.

Сюжет вкратце таков. В незапамятные доисторические времена некая высшая раса создает на Земле жизнь, после чего Создатели покидают нашу планету. Последний из них выпивает какую-то таинственную жидкость и буквально разрывается на части на первых минутах фильма.
Уже в конце XXI века группа исследователей обнаруживает на шотландском острове Скай наскальные рисунки, возраст которых, как минимум, 35 тысяч лет. Исследователи решают, что это карта-приглашение от Создателей. Снаряжается экспедиция (ее организует глава корпорации – иссохший от старости старик со крюченными пальцами ног и желто-зелеными ногтями), чтобы найти этих самых Создателей и допросить их на предмет создания землян.

Космический корабль «Прометей», экипаж которого состоит из разношерстной компании, включающей ученых и коммерсантов, совершает посадку на планете, где и обнаруживает остатки цивилизации Создателей. Позже выясняется, что это все лишь их космический корабль, а сама группа землян попадает в такой замес, из которого смогла выбраться лишь одна женщина – исследователь Элизабет Шоу.

Как развивались события, зритель пусть посмотрит сам. А я лишь ограничусь несколькими оценочными суждениями в отношении нового фильма Скотта.

Сюжет, на мой взгляд, очень сырой и недоработанный. Зрителю все-таки хочется узнать уже в рамках данного фильма, зачем Создатели зародили жизнь на Земле, а после почему-то так невзлюбили землян, что решили их уничтожить. А может, вовсе, и не решили, а так показалось андроиду Дэвиду и бесстрашной Элизабет. Зловредность Создателей? Уж не из лимоновских ли «Ересей» почерпнута эта идея авторами фильма?

Спецэффекты на высоте. Особенно поражает сам корабль, уже приземлившийся на планете. А исследовательские машины, на которых члены экипажа отправляются на поиски Создателей, уж больно напоминают советские бэтээры (мне одному так показалось?). Правда, много отвратительного натурализма, связанного с «контактом» будущих «чужих» с людьми, после чего от людей ничего не остаётся. Так что порой хочется отвернуться от экрана.

Удивляет, скажем так, «целомудренность» фильма. Если в сценах борьбы с инопланетными тварями, авторам чувство меры явно изменило, то в плане показа человеческого тела совсем иная картина. Женщины в фильме (руководитель экспедиции Мередит Викерс в исполнении Шарлиз Терон и все та же Элизабет Шоу в исполнении Нуми Рапас) вместо белья носят какие-то странные белые повязки. Даже беременная страшным плодом Элизабет, в панике ложась на операцию, повязок не снимает. А тот самый Создатель, что разрывает себя на части в начале фильма, и вовсе предстает в каких-то семейных труселях.

Но что меня больше всего поражает в подобных западных фильмах (включая и эпопею «Чужие»), так это то, что люди, освоившие межзвездное пространство, остались в принципе теми же в нравственном отношении. В «Прометее» они пьют, курят (не табак) и матерятся, как в старые недобрые времена XX века. И так же одержимы жаждой наживы. И это, как говорится, не обсуждается. Геолог-курильщик, например, и вовсе не проявляет никакого интереса к остаткам внеземной цивилизации только потому, что это не предмет изучения его науки. А еще ему зачем-то нужны деньги, а не дружба, как он сам признается после выхода из состояния двухлетнего сна.

Авторам не приходит в голову, что человек, оставшийся скотиной, требующей для поддержки хорошего самочувствия алкогольно-наркотических транквилизаторов, одержимый низменными страстями и пороками (такими, как зависть или трусость), ограниченный узкой специализацией, а не всесторонне развитый - это человек прошлого, а не будущего. Такой человек не может беспрепятственно рассекать межгалактическое пространство – погубит и себя, и все живое. Да и прогресс, я так полагаю, к концу XXI века явно не достигнет такого уровня, что показан фильме. Этого мог не понимать тот же Ридли Скотт в 1979 году, когда снимал «Чужого», но это ясно сегодня каждому, даже не знакомому с последними достижениями науки человеку.

В принципе данную нравственную тему осторожненько так поднял Джеймс Кэмерон в «Аватаре», где банде отмороженных захватчиков противостоит менее развитая в техническом отношении, но более нравственная цивилизация, на чью сторону встали несколько землян.

Одним словом, получился весьма средненький такой научно-фантастический ужастик без какой-либо идеи, основная задача которого — потрепать нервы зрителю.

Когда уже кто-нибудь из российских киношников рискнет экранинизировать «Час Быка» или новую версию «Туманности Андромеды» — фундаментальных произведений, создававших образ будущего. Хотя о чем это я? Придется ведь признать, что коммунизм ведет к свету, а олигархизм — в инферно.