Борода Шекспира

Евгений Габелев
Лучше знание – знание самого себя

Худшее знание – знание собственного будущего

Но самое пустое и глупое знание – знание обстоятельств жизни соседа


ОБРАЩЕННОЕ ЛЮБОПЫТСТВО


Вечно люди ищут худшего, а за невозможностью найти, удовлетворяются напрасным. Существо, не имеющее сил пуститься на утлом суденышке за горизонт, или отправиться на войну, убивает себя воскуряя дым. Не посмевший возлюбить безумного бога и пасть за веру, становится футбольным фанатом. Или театралом.


Тревога и страх внушали желание познать будущее, и гнали поколения предков стучаться в двери гадалок. Робкие потомки не решаются даже осознать этот страх. И обращают взор в прошлое. Они тешатся мечтой, что былое содержит корни грядущего, даруя ключ к нему. Но это пустое. Минувшее не учит и не дает ключей.


Носил ли Шекспир бороду? И если да, то какого фасона? Каким был цвет ее волос, длина, и сколь часто сей великий муж брал в руки ножницы, дабы привести ее в соответствие с модой? Впрочем, возможно он был нонконформист, мало озабоченный погоней за стилем. Однако, нам нет ничего важнее, нежели знать это.


Вы говорите, он еще писал пьесы? Кто бы мог подумать…


ПЛОДЫ ИЗ СКЛЕПА


Копаться в прошлом, это как заниматься любовью с мертвым телом. Такая причуда приносит не только радость, но и определенным образом характеризует ее практикующих. Однако, эту тему, в связи с ее сложной медицинской спецификой, оставим для другого раза, и обратимся к изучению плодов столь странной любви.


Пытливому взору открыто, что видимое многообразие судеб имеет внутри себя некий плотный костяк. Он подобен скелету, дающему жесткость, и привносящему в движения наших тел скрытый порядок. Ценою прочности оказывается набор ограничений и устойчивых схем. Так устроено и все богатство жизненных коллизий.


Устойчивые роли и сюжеты повторяются из века в век. Их путь непреложен. Мы можем назвать их архетипами, обитающими в коллективном бессознательном, или почитать богами, правящими пути людей. Это не дает шанса предвидеть будущее, но дает силу его объяснить. И их можно разыграть публично, всем в назидание.


А вы думали, для чего существует театр? Развлекать вас?


ТРИ РОЛИ


Существует три способа придавать значение происходящему на сцене. Оно должно изображать реальность, учить, и служить поводом к созданию новых смыслов. В изобразительном подходе важен реализм. Вид дерева переносит нас в лес, а слезы и радость героев вызывают в нашем сердце деятельное сочувствие.


Учение безразлично к антуражу. Оно перемещает нас за школьную парту, где притворившийся пророком автор сообщает нам открывшуюся ему правду жизни. Коллизии сюжета и судьба героев суть метафоры, а одеяния и реквизит являются служебным инструментарием, удерживающим внимание на учебном материале.


Третий подход в равной мере плюет на историческую правду и моральное поучение. Действие не демонстрирует нам мир, словно дурное подобие кино. И не претендует на знание законов морали, превосходящее наше. Его предназначение – вызвать обсуждение. Стать поводом для публичного спора, скандала и конфликта.


Если пьеса не кончилась дракой, зачем вы ее смотрели?


СМЕНА ОРИЕНТИРОВ


Во времена седой древности, когда люди еще не вознаградили себя телевизором, ничто не могло изображать мир лучше, чем театр. Он показывал не только видимое глазу, но и незримые чертоги богов. На сцене воскресали давно почившие герои, и обретали рождение никогда не жившие люди. Это была вторая реальность.


Продолжавшие чувствовать себя детьми люди повсюду искали себе мудрых отцов и заботливых матерей. Им нужны были те, кто окружит их заботой и придаст смысл повседневным занятиям. Мудрецы и герои, способные научить жизни и открыть тайны бытия. И, за неимением лучшего, находили их на сцене.


Однако, взрослый человек сам себе и отец и мать. Возмужавшее человечество не нуждалось больше в опеке и моральном наставлении. Каждый сам открывает свои истины и задает себе цели, придавая жизни тот смысл, на который хватит его собственных сил. Но сформулировать его можно, лишь общаясь с подобными себе.


Если ищите истину, то не пойти ли вам в школу?


ПРОСТРАНСТВО СМЫСЛОВ


Для человека с архаичным мышлением смыслы и значения содержаться в вещах, словно дикие звери в клетках. Особый служитель присматривает за ними, и в благодарность за старание иногда являет нам. Тогда мы можем наблюдать их сквозь прутья решетки, и долго потом хранить в памяти эти светлые моменты.


Для завзятого театрала, театр – это клетка клеток. Главная клетка вселенной, в которой со времен изначальных собраны и сберегаются для него подлинные значения и смыслы существующего. Для нового поколения драматургов это двор, в котором можно гонять мяч. Публика сама найдет смысл, и станет с жаром защищать его.


Представление это событие, дающее повод для драки. Смысл это приз, которого не хватит на всех. И совершенно не важно, соответствует ли сказанное со сцены реалиям жизни, несет ли гармонию и красоту, или темно как ночь. Важно, что бы жест отозвался в сердцах. И отозвавшись на него, мы сами наполнили смыслом представшую нам пустоту.


Если вам рассказали, в чем смысл жизни, то вас обманули.



Так что, если вы все еще ищите в театре смысл, или правду жизни, пойдите и повзрослейте. И не путайтесь под ногами у взрослых с суждениями, почерпнутыми из прошлых веков. Искусство ничего не должно вам. А вы ничего не должны ему. Никогда не ждите от мира чудес, кроме тех, на которые решитесь сами.