Парфюмер

Олег Жиганков
Недавняя (2006) экранизация романа Suskind Patrick "Парфюмер: История одного убийцы" меня, честно говоря, потрясла. В фильме, как впрочем и в книге, да и в жизни, много мерзости (ряд сцен я пропускал, не мог смотреть, больно было), но ни книге, ни ее постановке не откажешь в изысканности и блеске. Не думаю, что существует еще такая качественная визуализация проникновения  в Париж XVIII века. Наверное потому, что визуальными образами режиссер стремился передать запахи. И ему это в ряде случаев удалось.

Как красивы запахи! Вся история - выдумка, страшная выдумка, конечно. Но она построена на глубоком интуитивном понимании человека того времени. Попытка взглянуть на мир не глазами, а носом. И познать Главный запах. И удержать. Идея в прямом смысле страшно гениальная. Вот, из Википедии, пересказ сюжета: (кстати, всех призываю поддерживать Википедию I do):
«Контраст благовоний и зловоний, на рубеже которого рождается необычный человек — Жан-Батист Гренуй. Отверженный и неприемлемый обществом, он оседает на его дне для того, чтобы спустя десятки лет осуществить свои грандиозные помыслы благодаря своему нечеловеческому таланту чувствовать и играть запахами…».

«Он родился в парижской клоаке, под прилавком рыбного рынка. Сброшенный в кучу рыбьей требухи, младенец испытал первый в своей жизни, ни с чем ещё не сравнимый шок. Благодаря невообразимому нервному потрясению плод попытался отторгнуть все внешние запахи.»

Отработав на старого парижского парфюмера Бальдини (Дастин Хоффман) и оставив ему сотню формул духов, Жан Батист, одержимый желанием научиться искусству сохранения ароматов, отправляется во французский Грасс — место, откуда вышли лучшие парфюмеры Парижа. Там герой ставит поражающий своей жестокостью и хладнокровием эксперимент — он решает создать единственный и неповторимый аромат, способный влюблять, сводить с ума и подчинять себе толпы людей. Это видится возможным только смешав запахи тринадцати девушек, которых он друг за другом убивает и, проделав все «процедуры» по извлечению из них запаха (сопровождающиеся обертыванием обнаженного тела жертвы в намазанную животным жиром кожу и отрезанием волос), выбрасывает на улицу. Жители городка в панике, высшая городская знать, испуганная такими дерзкими преступлениями, пытается спрятать своих драгоценных дочерей там, где их никто не сможет найти. Никто… кроме Жана Батиста, способного чувствовать все запахи на огромном расстоянии. Даже архиепископ, призванный народом для расправы с убийцей, выносит ему самый, по мнению многих, жестокий приговор — преступник будет отлучен от церкви навсегда, он никогда не сможет познать таинства святого причастия и никогда не будет прощен.

Собрав все необходимые «ингредиенты» для будущих духов, Жан Батист оказывается пойманным отцом (Алан Рикман) последней жертвы — прекрасной Лауры (Рэйчел Хёрд-Вуд). Народ приговаривает убийцу к смертной казни. Народ ещё не знает, что через несколько часов, он, ошеломленный ароматом духов, будет преклоняться перед Жаном Батистом, который станет ангелом и новым мессией в глазах всех. Перед восходом на эшафот Греную стоило только вылить капельку духов на свой белоснежный платок и … весь народ, почувствовав пьянящий аромат, смог признать убийцу невиновным. «Этот человек — ангел!» — кричали люди на площади, «Он невиновен», — прошептал палач, упав на колени. А отец последней жертвы разглядел в нём собственного сына. Все дело в запахе, который, помимо того, что спас жизнь героя, ещё и спровоцировал массовую оргию на площади, с архиепископом во главе."

Конечно же, идея фильма опиралась на поздне-средневековое понятие о мире. 12 колен израилевых, 12 учеников, 12 знаков Зодиака... И еще один, главный, скрытый, таинственный компонент, предмет неустанного поиска алхимиков. И Жан-Батист всю свою нерастраченную любовь кидает на поиск некоего универсального и непреодолимого запаха любви, секса. Есть и у секса, и у любви запахи. И вот для Жана-Батиста запах и был любовью. Был Богом. Он искал запах, который и был бы любовью. И создал гамму запахов, представляющую всю полноту любви человечества. Такая вот страшноватая сказка. А быль более прекрасна. Вот какая догадка меня осенила, когда я размышлял над сюжетом фильма и над сущностью запахов.
Иисус Христос, придя на землю, представлял Собою полноту человечества. Он был совершенным Человеком, чистым и безгрешным. И каким-то образом люди чувствовали это - может быть, чуяли. Ведь у всего есть свой запах - даже у любви и святости. Иисус Христос также Бог, а Бог есть любовь. Возможно, подсознание людей, анализируя запахи, исходящие от Иисуса, пыталось о чем-то докричаться сознанию. Как известно, наше подсознание улавливает, фиксирует и анализирует гораздо больший спектр запахов и звуков, чем то доступно нашему сознанию. Не потому ли никто не смел поднять руку на Иисуса, хотя много раз Его хотели убить? А Он спокойно проходил через возмутившуюся толпу...

Читая о том, как Иисус, незадолго до распятия, был облит благовониями, принесенными Марией, я думаю о том, не было ли все это предназначено Богом для того, чтобы "покрыть" естественный запах Иисуса Христа? Я раньше полагал, что изливая на Иисуса драгоценное благовоние, действие которого будет ощущаться несколько дней, Мария украшала Его этим прекрасным, царственным запахом. Так, чтобы все удивлялись и восхищались, и задумывались - Кто Этот, Которого ведут на Голгофу? Почему так царственно благоухают Его одежды? Да, наверное, так оно и было, наверное люди задавали себе эти вопросы. Но тут вот еще что...

Может быть, это благовоние потребовалось для того, чтобы люди могли поднять руку на Иисуса? Ведь Ему должно было умереть - для того Он и пришел. Может быть Его естественное, божественное и человеческое благоухание было таковым, что никто не посмел ударить Его по лицу, бить Его плетью, пригвоздить Его ко кресту? Я почти убежден в этом. Когда я освежаю себя дорогим одеколоном - я украшаю себя. Когда Иисуса покрывают благовонием - это как будто Царь снимает Свою царственную одежду и облачается в простые человеческие одежды.