тайны саровских лесов

Александр Кузнецов 12
Тайны Саровских лесов
Когда растут камни
Если перефразировать известную русскую поговорку, то можно получить следующий вариант: чем больше познаешь тайны, тем больше их становится. Ну не случайно же ряд телевизионных каналов своим коньком сделали передачи по изучению  не до конца изученных современной наукой явлений самого разного направления. И надо признать, интерес к ним со стороны зрителей немалый. Как любил говаривать один сегодня (к счастью) подзабытый политический деятель, и это правильно! Человеку от рождения дано изучать и познавать неизведанное. Может,  кому это покажется открытием, но  больше всего загадок связано не с летающими тарелками и прочими барабашками, а с деяниями наших святых. Вот уже действительно океан тайн и необъяснимых чудес, перед которыми пасуют даже самые знаменитые ученые.  Возьмем преподобного батюшку Серафима Саровского. Казалось, вся его жизнь и подвиги известны всем. Причем, его деятельность можно рассматривать в двух плоскостях, это с чисто церковно – религиозной и даже догматической стороны; и с материальной, типа, был там, молился здесь, вылечил прикосновением тех и тех. Но мне бы хотелось к этим двум добавить точку зрения простого народа. Она, как правило, настолько мистическая, а порой и сказочная, что не подходит ни с одного бока к двум вышеназванным определениям. Эта третья, по настоящему, народная сила, живет сама по себе в неканонических преданиях, бабушкиных пересказах и легендах «каликов перехожих» - современных странников.
Царский скит
На карте вы, как не старайтесь, этот Царский скит  ни за что не найдете. Хотя он  совсем рядом. В центре России,  в южной части Нижегородской области в двенадцати верстах от сегодняшнего города  Сарова. Официальное название ему - Введенский скит. Он спрятан в глубине знаменитых Саровских лесов на берегу речки Сатис, недалеко от населенных пунктов Кошелиха и Кременки. Он находится, как бы в тени более прославленных Дивеева, Сарова, Понетаевки, но это совсем не означает, что это место менее свято для истинно  верующих людей. Наоборот, именно здесь в полной мере и проявляются тайны или необычные явления, которые прямо или косвенно связаны с батюшкой Серафимом. Именно здесь, на первый взгляд,  народный вымысел, в действительности оказывается правдой, а сказка былью. В этой точке нашей земли  соединяется тонкий духовный мир и грубая земная материя. В этом месте самым чудесным образом исцеляются психически больные люди, и сходят с ума оголтелые атеисты - не способные увидеть и принять чудо.
Юрий Александрович Курдин много лет  изучает  все, что так или иначе связано с именем великого святого Серафима Саровского. Он ходит в экспедиции, собирает уникальный материал, встречается с интересными людьми. Несколько лет назад ему удалось найти старую дорогу, по которой Серафим Саровский ходил в Арзамас. Она находится в стороне от нынешней трассы.  Он руководитель теологического отделения Арзамасского педагогического института, кандидат филологических наук, руководитель Арзамасского отделения Нижегородской писательской организации, поэт и просто увлеченный человек. Автор научных книг и сборников. Неоднократно посещал территорию  Царского скита.
- Вначале его в народе  называли Царской дачей, - говорит Юрий Александрович, - еще император Александр второй выкупил на свои личные средства земли, на которых вскоре и возник Введенский скит. А первые насельницы были из Серафимо – Понятаевского женского  монастыря, и среди них представительницы императорского двора. По традиции после принятия пострига каждая монахиня должна была посадить сосну, а представительница царского рода ель. Таким образом,  получилась целая аллея из более трехсот сосен и семнадцати елей. К сожалению, скит в советское время был полностью разрушен, и от строений почти ничего не уцелело. А часть сосен вырубили. Здесь есть своя  тропа, которая аналогична канавке Богородицы в Серафимо – Дивеевском монастыре.
Но вместе с тем местные жители хранят много преданий связанных с этим местом. Здесь утверждают, что последний русский император Николай второй, перевез сюда часть своего архива, который хранился в подвале церкви, но потом сгорел во время пожара в советское время. Сюда тайно и явно приезжали все цари,  начиная с Александра первого. Даже последняя  игуменья  матушка Александра, как считают – царской крови. В 1927 году ее арестовали и зверски пытали, чтобы выведать тайну трех приездов в скит Николая второго. Предполагали, что где – то здесь могли быть зарыты сокровища и документы огромной важности. Не добившись ничего, матушку Александру  расстреляли в подвале крестильни. Там же потом казнили священников из Арзамаса и Дивеева. Богоборцы постарались уничтожить все, что так или иначе связано с верой и скитом. Сейчас даже не верится, что когда то здесь находилась самая красивая в России обитель.
Камень – медведь
Рядом с обителью  находятся удивительные камни. Серафим Саровский предрек, что придет время и вокруг них будет невидимая церковь. Так и получилось. В годы атеизма сюда приходили люди и молились.
- Вот этот большой камень так и называется – медведь, - показывает мне на валун Юрий Александрович, - а  приглядеться, так и похож на него. Утверждают, что на этом камне молился батюшка. Вот и следы от его ножек святых остались. А на одном камне, как уверяют, остался четкий след его ладони. Они способны исцелять больных. Ну и это еще не все. По словам местных жителей, эти валуны растут. Еще сто лет назад они были гораздо меньших  размеров. Мы на этот счет можем только выдвигать свои версии, даже самые фантастические…
А еще к этому камню, как бы оправдывая его название, периодически приходят и настоящие медведи. Старожилы рассказывают такую историю. В 1953 году 1 августа собралось много паломников отмечать пятидесятилетие со дня прославления старца Серафима. Вдруг появился ревущий медведь. Милиционеры приготовились стрелять в зверя, но один старенький батюшка велел всем собравшимся встать на колени, не двигаться  и молиться. Зверь не обращая внимания на людей,  обошел камень,  как говорят, по своему, поклонился ему,  и ушел спокойно в лес. В 2002 году подтвержден свидетелями еще один факт появления медведя. Он шел в десяти шагах за паломницей вплоть до камня, и не разу не сделал попыток напасть. Через год в районе камней опять  видели медведицу с медвеженком. Верующие дают этому следующие необычное объяснение. Есть одно старое изображение, где старец Серафим кормит с руки прирученного медведя. Местные жители уверенно говорят, что это была медведица. С той поры от нее и пошел медвежий род, который как бы охраняет эти места. И вообще неизвестно, каким образом звери передают знания о служении этим  местам,  тесно связанным со старцем,  новому поколению.
Скит  полон загадок
Если собрать все данные о чудесных явлениях, исцелениях и событиях, то вывод напрашивается сам собой. Действительно, Царский скит только начинает открывать свои немалые тайны. Есть свидетельские показания о случаях излечения психических больных. Здесь приводят примеры о чудесном избавлении от рака водой из колодца, который был вырыт по приказу императора Николая второго. Немало тех,  кто слышал звук колоколов из глубины леса, а кто – то видел  загоревшийся от свечки снег. И это далеко не полный перечень фактов. С одной стороны,  это можно было бы списать на экзальтацию верующих. Дескать, мало ли чего может пригрезиться. Понятно, что среди паломников могут оказаться те, у кого регулярно «крыша» отправляется в свободный полет. Но логика подсказывает, что не все верующие такие. Основная масса имеют крепкий разум.  Среди свидетелей подобных явлений есть  люди с высшим образованием, и даже учеными степенями, которые до приезда сюда искренне считали себя материалистами. Они тоже встречались с явлениями, которые официальная наука не может объяснить.   В тоже время складывается парадоксальная ситуация. Поклонение всем этим валунам, родникам в окрестностях бывшего Введенского скита больше всего соотносится к стихиям природы, как и  до христианской эпохи. Да и официальная церковь не очень приветствует подобные верования, которые, как считают священнослужители, есть самое настоящее проявление язычества. Но, тем не менее,  простые люди подсознательно, как и  их предки сотни и тысячи лет назад,  одухотворяют природу. Считают живым каждое растение, минерал, источники. Все что создано Творцом живет по своим небесным законам. А великие святые такого высокого уровня, как батюшка Серафим Саровский так насыщают своим лучезарным светом просветленной души окружающее пространство и природу, что они уже сами начинают светиться и оказывать влияние на людей уже по вере их. Своими размышлениями на эту тему я поделился в Юрием Александровичем. Он тоже давно пришел к подобным выводам.
- Может быть,  нам надо  радоваться, что  русский народ сумел сохранить в себе способность видеть в обычном – необычное. А  в известном – неизвестное? Здесь, на мой взгляд, и содержится ключ к разгадке, как считают на Западе, загадочной  русской души.  У многих народов звери только в сказках служат человеку. А у нас в реальности медведи камни батюшки Серафима охраняют.  Вода из колодца исцеляет, а не из пластиковой бутылки. Да, и, слава Богу, что остаются тайны, которые нам пока не дано разгадать…
Александр КУЗНЕЦОВ