О произведениях Надежды Хапсалис на proze. ru

Андрей Ярошенко
         
                Материал опубликован в журнале "Российская литература", № 4, 2012.


  На сайте «Проза.ру» размещено небольшое количество произведений Надежды Хапсалис.

Две строчки из ее стиха «Gravitation» можно поставить эпиграфом всего ее творчества:    

   «Здравомыслие и расстояние –

   Мое привычное состояние...»

 Ее стиль разнообразен:  здесь и серебряная проза, и серебряная лирика, и публицистика, и ироническая и эротическая проза. Но главное в ее рассуждениях – ЧУВСТВА. Общение с ее творчеством - есть лечение. Читатель может найти в нем на любой свой вкус. 
   Но стиль ее письма, талант и  глубина мышления, – меня поразили. И я очень рад, что эта встреча произошла.

 Один из посетителей ее странички Александр Невзучьев, так написал в своем отзыве на ее стихи «Gravitation»:

«…Вы пишите, несомненно, талантливо и ярко. Приятно, что есть авторы с богатством мыслей, вдвойне приятнее, что автор – женщина и заткнула за пояс многих здесь мужиков…».

  Приведу еще два отзыва на творчество Надежды: «Если бы все мужчины обладали такой
открытой чувствительностью, как ты, как прекрасна была бы жизнь женщины, Надежда!»

«Мне очень понравилось, как Вы мыслите, Надя. Вроде бы, что нового в законе Ньютона о гравитации? Вы же этот физический закон смогли открыть по-новому, опираясь на свои глубокие чувства…».

 Именно такие отзывы - а их очень много - и вызвали желание высказать свое мнение на произведения Надежды.

    Из краткой биографической информации, размещенной на ее домашней странице ,  я узнал,  что еще в раннем детском возрасте у Нади проявлялся творческий характер. Ее детские рисунки вызывали восторг у воспитателей детского сада,  а позднее, у учительницы начальных классов, которая и посоветовала ее родителям обратить внимание на способности Нади и отправить ее обучаться в  Изостудию  городского Дома Пионеров. Позже фигурное катание, легкая атлетика, танцы – все это развивало юное дарование, приучало организм к трудолюбию, воспитывало в ней Всесторонность и  расширяло область чувств.
   В школе одним из ее любимым любимых предметов были рисование , физкультура и русский язык. Ее школьными сочинениями восторгались и ученики, и учителя. 

 
  ПЕРЕЙДЕМ К ЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ.

  Вот некоторые строчки  из стихов Надежды:

     Мне холодно…Осенью тронутый вечер…
   И я.., обнажив свои хрупкие плечи..,
   Ждала…На стены одинокой ночи,
   Лишь падала тень догоравшей всечи...

   Мне больно,.. но я вынимаю причину,
   Как пулю, которой попали мне в спину,
   И шрам на граффити   незримой стены
   За святые грехи… За вину без вины…

   За чистой любовью вернулась ко мне,
   Но грязными мыслями – дрожь по спине
   Прошла…Сквозь ткани вечернего платья…
   Быть может.., тебя перестала искать я …

   Приведу еще один комментарий:

«Когда читаешь Ваши стихи - настолько поражаешься, что с трудом находишь слова для рецензии».

 2.  «СЕРЕБРЯННОЕ  ОДИНОЧЕСТВО»:

    « Закрывая руками лицо и мечты
  Я рисую свои логарифмы...
  Я ненавижу ложь и стихи -
  Я просто чувствую рифмы...

      ... Когда остаюсь одна я,
      То слышу шелест листвы...
      Я чувствую запах Жизни...
      Изысканность простоты!!! "

3. «НАСКВОЗЬ ПРОДРОГШАЯ  МОРАЛЬ»:

      Любовь, я не с тобой танцую,
      Накинув красную вуаль…
      Запретом лживым ты целуешь
      Насквозь продрогшую мораль.

      Я сложности тебя учила-
      По двум законам простоты:
      Не делай, что душе не мило!
      Не строй дворцов из пустоты!

      «  АНДРОМЕДА»
 
     «Я испугалась… не твоих –
      Своих лучей я испугалась.
      Но Чувств Высочество восстало
                Великим солнцем на двоих!
      И в сладостью тревожной темноте,
      В ночи…ее манящими огнями…
      Там аромат невидимых садов
                Небрежно проскользнул над нами».   

      «И вновь я возвращаюсь в никуда,
       И нами движет вечная загадка -
       Ведь было мне невыносимо сладко
                От этого холодного стыда!»

      Ни одной «пустой» строчки. Каждая строка, каждая строфа - пережитое. Стихи Надежды прежде всего – ДУХОВНОСТЬ! Они прошиты  философской ниточкой.  Ее стихи неподражаемы. Можно только надеяться, что наше желание сбудется –  увидеть сборник стихов Надежды Хапсалис изданным для широкого круга читателей России.

      НЕСКОЛЬКО О ПРОЗЕ:

     «ВЕЛИКАЯ МАСТУРБАЛИС». Эротическое Эссе.
     «Она не могла, да и не хотела больше контролировать свою преданность к ситуации.
Она хотела…Давно уже хотела  этой случайности ... Она хотела отдаться тому «Неслучайному случаю» и предаться тому «случайному» наслаждению…».
«…Он вошел в приоткрытую для него и только для НЕГО дверь этого замка.
   А ведь она давно уже держала ее за семью замками…
Она боялась глумливых попутчиков ... Но она отворила эту дверь для него…
и ОН ВОШЕЛ…
МЕДЛЕННО… МЕД-ЛЕН-НО… Как входят в замок СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ...»

     Произведения Надежды - тонкий психологический процесс воздействия  объективного мира и социальной среды на человека. Подается понимание, как совокупность психологических процессов обусловливает действия.  Один из читателей назвал ее творчество " классическим прагматизмом " - это говорит о том, что  автор проделывает логически правильный, разумный ход рассуждений. Прослеживает этические стороны жизни человека. Все это, очевидно, получается у Надежды потому, что она имеет, кроме творческих способностей  - собственные жизненные наблюдения.   

   Не могу не отметить насколько эстетически-художественно  подобранны иллюстрации на  каждое из ее творени                Уверен, что читатель получит большое удовольствие от знакомства с творчеством Надежды Хапсалис.

 Закончить свое резюме  о творчестве Надежды хочу  ее же мыслями:

  «Жизнь – это МОГУЧИЙ ОКЕАН,
  А мы окрыленные птицы.
  И не всем удается перелететь через него.
  Но если же Вам удалось…
 
    ПОМНИТЕ: Ваше имя НАДЕЖДА для утопающих.
    Ваши крылья – это ВЕРА в их спасение.
    А Ваше сердце - это их ЛЮБОВЬ».
 
    А я желаю НАДЕЖДЕ ОКЕАН любви без сильных штормов!
    ОКЕАН счастья и удачи!