Интеллигенция

Сергей Корягин
Интеллигенция (интеллигенты). Это социальная категория людей, которая производит мысли, идеи и публикует их для всеобщего потребления. Продукт у нее особый и категория людей особая. Есть и широкий смысл этого понятия, когда к интеллигенции относят всех, кто в своей работе имеет дело с книгой, то есть потребляет идеи других: учитель, врач, инженер, юрист, священнослужитель. Когда к интеллигенции относят художников, музыкантов, работников театра и кино, продукт которых тоже специфичен – он воспринимается не разумом, а чувствами.

В Марксовом делении всех граждан на классы – по отношению к частной собственности – законного места для интеллигенции не нашлось: здесь она оказалась в роли прислуги, она должна служить или буржуазии или пролетариату. В первом случае она играет реакционную роль, во втором – прогрессивную. Из сочувствующих пролетариату выделилась революционная интеллигенция, можно назвать ее и полуинтеллгенцией, потому что свое образование она заканчивала в тюрьмах, в ссылке, в эмиграции. Самым злобным и жестоким из них (можно назвать их террористами) удалось захватить власть в России в октябре 1917 года.

Собственно, и крестьянство в марксизме – неустойчивая  группа, одна часть крестьян тянется к буржуазии, другая – к пролетариату. Советская власть жестоко разделалась с буржуазией, но не менее жестоко – с интеллигенций, которая не примкнула к революции, а пыталась занять свою позицию. Всех примкнувших стали называть «кость от кости, плоть от плоти трудовой интеллигенцией». Советские интеллигенты стали откровенными холуями власти, они восхваляли революцию, вождей, героев труда – за что их прилично кормили. Когда талантливый писатель Александр Фадеев понял, какую роль ему уготовили, он не выдержал и застрелился. Тотальное огосударствление собственности привело к тому, что все Марксовы классы исчезли, остались тоталитарная власть и ее бесправные подданные.
 
Какой вид трудовой деятельности движет общественное развитие?  У Маркса – промышленный труд пролетариата. У Гегеля – духовная работа человечества, прежде всего – интеллектуальная. Поэтому у Маркса интеллигенция – в тени, на втором (после пролетариата – мессии), третьем… месте, поэтому у Гегеля интеллигенция (он на этом не акцентирует внимания) является субъектом развития абсолютного духа и потому ведет общественное развитие.

Труд буржуазии (предпринимателя) – особый вид труда. Это приложение усилий, но не физических усилий, это приложение ума, в котором превалирует воля к достижению экономического результата. Инициатива, смекалка, риск постоянно сопровождают труд деятельного буржуа (не рантье). Заняты воля и интеллект, воля – прежде всего. Энгельс был буржуа и интеллигент, был слуга самого себя. В наше время иные деятели науки (иные интеллигенты) заняты одновременно и бизнесом. Они сами финансируют свою экономическую деятельность.

Сочетание научной и практической деятельности довольно частое явление для ряда профессий. Медицина. Для практиков и теоретиков медицины существует у нас даже специальная Академия медицинских наук. Педагогика. Есть у нас и Академия педагогических наук. Правда, в советское время в ней свили себе гнездо педагогические говоруны, оторвавшиеся от школы. Но были в то время и настоящие ученые-педагоги, они, не имели ученых степеней, а создавали свои работы прямо на рабочем месте. Сухомлинский Василий Александрович работал директором Павлышской средней школы, Шаталов Виктор Федорович – математик из Донецка. Шаталова в советской школе плохо приняли, потому что он поставил в неудобное положение всех педагогических говорунов из Академии педагогических наук. Иные правовые работники немало пишут о праве, производят правовые идеи, и генералы в отставке порой садятся к компьютеру и талантливо сочиняют. Это – интеллигенция.

Деление граждан по видам деятельности для нашего времени я нахожу продуктивным. Касты и сословия устарели, классы отходят в прошлое. В этой ситуации труд интеллигента (интеллектуальный труд) наглядно выходит вперед. Сегодня уже и средним образованием многие не удовлетворяются. Растет количество высших учебных заведений. Основная линия общественного развития проясняется – это развитие интеллекта. Значимость сильного и здорового тела, различных видов физического труда  не исчезает, но остается основой. Мозг, производящий идеи, сегодня всему голова. Суббота, 2 июня 2012 года