Новочеркасский фестиваль

Влад Лившиц
В июле 1962 года я поехал в командировку в Новочеркасск на химическое предприятие, на котором в числе других продуктов производили формалин. На нашем химическом предприятии строили установку по производству формалина из метанола с использованием серебряного катализатора. Меня и послали на это предприятие для изучения их опыта работы по синтезу формалина. В те времена с гостиницами была проблема, поэтому поселили   в общежитии Новочеркасского предприятия. В комнате общежития  ребята встретили приветливо. Познакомился с ними. С ходу предложили полстакана водки. Я от угощения вежливо отказался. Их это не расстроило. Разговорились. Тут один из парней и поведал о новости:
- А у нас в городе в июне проходил фестиваль.
- Какой?
- Страшный!
Дальше они мне рассказали, что в начале июня произошла забастовка на известном Новочеркасском электровозостроительном заводе, поскольку рабочим почти на треть повысили нормы. Одновременно в стране резко увеличили цены на продукты питания. Рабочие оратились к директору. То им заявил, что повышали нормы и будем повышать. Рабочие забастовали. Колонна недовольных рабочих завода направилась в центр города.  Волнение сопровождалось беспорядками в городе и закончилось все трагедией. По приказу Хрущева войска применили  оружие. Были убитые и раненые. Потом многих участников судили, семь из них расстреляли, а других приговорили к длительным срокам.
Естественно,  события держали в СССР в строгом секрете, хотя это был период хрущевской «оттепели». Вот такая оттепель! Лишь в середине 90-х годов репрессированные были реабилитированы. Минуло пятьдесят лет с той поры. Однако проблема уличной протестной демократии в центре внимания и законодателей и участников.  В ту пору это были зачатки «уличной демократии», которая и сейчас головная боль для властей во многих странах. Народные цунами легко могут выйти из-под контроля, тогда под лавиной человеческих страстей будут и жертвы и разрушения!