1921 год. Дело Таганцева и Николай Гумилев

Екатерина Шильдер
     Конечно, дело Петроградской боевой организации связано с именем поэта Николая Гумилева, арестованного в ночь с 3 на 4 августа 1921 года.  Посвящено этому делу Петроградской  боевой организации и поэта в нем много исследований. И, конечно, фамилия следователя Якобсона, которым подписаны протоколы допросов Гумилева, исследователям досконально известна. 24 августа 1921 года решением Петрогубчека Николай Гумилев был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Как можно видеть по материалам, опубликованным В.А. Ставицким, сочетание следователь Якобсон и поэт Николай Гумилев оставалось неизменным в течение августа 1921 года. Показания на Гумилева Таганцев дал 6 августа 1921 года.

     9 августа 1921 г. Гумилев  давал показания в Петроградской  губчека.
Протокол допроса Н. Гумилева. Показания по существу дела…
/подпись/ Н. Гумилев 9/VIII - 21 г. Допросил Якобсон.

     Через десять дней следователь Якобсон допрашивает Н. Гумилева. Записей допросов с вопросами следователей нет, только запись  показаний по существу дела.
Протокол допроса гр. Гумилева Николая Степановича
Допрошенный следователем Якобсоном  я показываю следующее:….
/подпись/ Н. Гумилев 18/VIII - 21 г. Допросил Якобсон.

     Через два дня следующий допрос, где к уже полученным показаниям следователь Якобсон получает и дополнительные показания от Николая Гумилева.
Дополнительные показания гр. Гумилева Николая Степановича
Допрошенный следователем Якобсоном я показываю:…
/подпись/ Гумилев 20/VIII - 21 г. Допросил Якобсон.

     И следующий допрос.
Продолжение показаний гр. Гумилева Николая Степановича
Допрошенный следователем Якобсоном я показываю следующее:
Что никаких фамилий, могущих принести какую-нибудь пользу организации Таганцева путем установления между ними связи, я не знаю, и потому назвать не могу. Чувствую себя виновным по отношению к существующей в России власти в том, что в дни Кронштадтского восстания был готов принять участие в восстании, если бы оно перекинулось в Петроград, и вел по этому поводу разговоры с Вячеславским.
/подпись/ Н. Гумилев 23/VIII - 21 г. Допросил Якобсон.


     Основанием  для вынесения приговора явились показания, полученные следователем Якобсоном.

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПЕТРОГУБЧЕКА
от 24 августа 1921 года
Гумилев Николай Степанович, 35 л., б. дворянин, филолог, член коллегии «Из-во Всемирной Литературы», женат, беспартийный, б. офицер. Участник Петр. боев. Контр-револ. организации.
Приговорить к высшей мере наказания - расстрелу.
Верно: подпись неразборчиво.

     «Допрашивал Гумилева следователь Якобсон — инквизитор, соединявший ум и образованность с убежденностью маньяка: обсуждал на допросах Макиавелли, «красоту православия», называл Гумилева лучшим русским поэтом, читал наизусть его стихи. А после четвертого допроса бестрепетно вывел: «Применить к Гумилеву, как явному врагу народа и революции, высшую меру наказания — расстрел». Приговор утвердил негодяй из негодяев, на чьей совести жизнь нескольких русских поэтов, — Яков Агранов. Тот Агранов, который станет «основателем и главой «Литконтроля» ОГПУ — самой жестокой в мире цензуры. Он, Агранов, в 1930-х станет замом Ягоды и уже из рук Сталина получит сначала квартиру в Кремле, а потом — классические девять граммов свинца в затылок...». (Вячеслав Недошивин. Story. — 2009. — № 2. — С. 94–106.).
 
     Все предположения о том, как вел допросы Гумилева следователь, только догадки. Нигде не встретились сведения об этом следователе, кроме как в книге Миронова. Нет даже имени и отчества этого следователя. Только у Миронова при описании Дела таганцева можно найти сведения о следователе с такой же фамилией и о его других подследственных.
 
     Действительно,в хронике Миронова тоже есть следователь Якобсон. Вот и соединила  фамилия следователя Якобсона   поэта Николая Гумилева и безвестного  санитара скорой помощи Никитина  Б.Н. и его мать, Никитину М.Д.   И судьба его подследственных была одинаковой – расстрел.