Философия любви

Юрий Шпилькин
ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
Шпилькин Ю.И.
 Философия любви.

Предлагаемая книга уникальна как по форме, так и по содержанию. В книге, которая задумывалась как учебное пособие, рассматриваются теоретические вопросы проблемы, исследуется компаративистика этнических особенностей проявления любви у представителей молодежного возраста различных национальностей. В книге использованы материалы конкурсных работ студентов и магистрантов, представленных на III и IV Общероссийских студенческих электронных научных конференциях «Студенческий научный форум».
               

На обложке скульптура О.Родена «Вечная весна»

               

СОДЕРЖАНИЕ
 Введение…….…………………………………………………….
Глава I. ЛЮБОВЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
 1.1. Типология  1.2. Любовь  1.3. Любовь  1.4. Любовь  1.5. Любовь религиозная..............................................…
Полная версия электронного варианта книги публикуется в издательстве Неформат
 1.6. Любовь  1.7. Любовь  1.8. Любовь как жизнь........................................................ .
.1.9. Любовь и  1.10. Любовь в искусстве ……………………......................
Глава 2. ЛЮБОВЬ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
 2.1 .Тема любви в архаической культуре.............................
 2.2. Любовь в ведической литературе..................................
 2.3. Тема любви в  2.4. Любовь в Античной Греции...........................................
 2.5. Любовь в античной литературе......................................
 Глава 3. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮБВИ
 3.1. Любовь в мировоззрении казахов..................................
 3.2. Тема любви в казахском эпосе и реальности…………
 3.3. Тема любви в русской философии.................................
 3.4. Философия любви Вл. Соловьева...................................
 3.5. Любовь в творчестве З.Гиппиус и в суфизме................
 3.6. Любовь и брак в иранских традициях............................
 3.7. Персидские мотивы и иранские женщины....................
 3.8. Ахыска - любовь моя........................................................
 3.9. Никах-символ сохранения любви...................................
 3.10. Концепт понятия любовь в татарском языке...............
 3.11. Компаративистика азиатской любви............................
 3.12. День влюбленных в разных странах............................
 Глава 4. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБВИ
 4.1. Патриотизм - любовь к Родине.......................................
4.2. Любовь к человечеству………………………….............
4.3. Любовь к этносу и нации.................................................
4.4. Любовь в гражданском браке..........................................
4.5. Любовь с первого взгляда................................................
4.6. Парадоксальность материнской любви..........................

ВВЕДЕНИЕ

Книга посвящена одной из самых загадочных и великих тайн жизни человека - Любви. Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знания и усилия. Или, может быть, любовь – это приятное чувство, испытать которое – дело случая, нечто такое, что выпадает человеку в случае удачи. У одних это чувство основано на первой предпосылке, хотя большинство людей сегодня несомненно исходят из второй. Вторая предпосылка отношения к любви как к чему-то, не требующему обучения, состоит в допущении, что проблема любви – это проблема объекта, а не проблема способности. Люди думают, что любить просто, надо только найти подлинный объект любви.
Для каждого человека вопрос о любви самый актуальный. Любовь как орудие познания сближает людей, открывает перед одним человеком душу другого, дает возможность заглянуть в душу природы, почувствовать действие космических сил. Но любовь — это и орудие отбора, признак породы. Она проявляется уже у животных в тех породах, где действует отбор, у диких животных, демонстрирующих нешуточную борьбу стать вожаком и продолжить свой вид. У людей любовь — это орудие совершенствования этноса, расы. Когда из поколения в поколение люди любят, то есть ищут красоты, чувства, взаимности, то они вырабатывают тип, ищущий любви и способный на любовь, тип эволюционирующий, восходящий. Когда из поколения в поколение люди сходятся без любви, без красоты, без чувства, без взаимности — по экономическим соображениям, из расчета, из материальной выгоды, в интересах «дела» или «хозяйства», то они теряют инстинкт любви, инстинкт отбора. Вместо «любви» у них вырабатывается «половое чувство», безразличное и не служащее отбору, не только не сохраняющее и не улучшающее породу, но, наоборот, теряющее ее. А когда такой брак распадается, более всего страдают дети.

В качестве примера возьмем, казалось бы, благополучную, немногочисленную по населению страну Казахстан - 16 млн. человек. Статистические данные свидетельствуют о ежегодном росте разводов. В 2011 году судами республики рассмотрено о расторжении брака —52173 дела (в 2010 году — 49151), в том числе о расторжении брака между супругами, имеющими несовершеннолетних детей в 2011 году – 33175 дел (22853 дела в 2010 году),  о взыскании алиментов на содержание детей 6124 дел (в 2010 году 5593), о лишении родительских прав в 2011 году – 2720 (в 2010 году — 2191),— сказала в своем докладе председатель специализированного международного суда по делам несовершеннолетних.
Любовь была предметом исследования во все времена. О любви писали выдающиеся философы: Ибн Сина, Трактат о любви верховного шейха, да святится душа его; Аврелий Августин, О супружестве и похоти; Шарль Фурье, Новый любовный мир; Фридрих Шлегель, Из "Люцинды"; Новалис, Афоризмы; Артур Шопенгауэр, Метафизика половой любви; Георг Зиммель, Фрагмент о любви; Макс Шелер, Ordo amoris; С.Л.Франк, С нами бог; М.де Унамуно, Любовь, боль, сострадание и личность; Пауль Тиллих, Любовь, сила и справедливость; Жорж Батай, Аллилуйя. Катехизис Диануса и многие другие, вошедшие в сборник «Трактаты о любви».
Один из глубоких анализов любви принадлежит русскому философу Вл. Соловьеву, автору работы «Смысл любви». Половой (природной) любви он противопоставляет универсальность интеллектуальной любви, к которой философ относит патриотизм, любовь к человечеству и любовь к Богу. Высшая, абсолютная любовь является синтезом двух предшествующих. Соловьев пишет, что обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего. Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе; англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: немецкая верность. Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он её прекрасной или старой, говорит ли он о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о «святой Руси». Вот идеал русского народа: не консервативный и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-этический, а идеал нравственно-религиозный. Кто-то скажет, что это идеалы прошлого, а в 21 веке другие ценности.

Немецкий философ А. Шопенгауэр в своей работе «Метафизика половой любви», анализируя другую не менее животрепещущую проблему любви, пришел, на первый взгляд, к парадоксальному выводу, что супружеская верность для мужчины искусственна, для женщины же естественна, а значит, и прелюбодеяние со стороны женщины, - как объективно, по своим последствиям, так и субъективно, по своей противоестественности, гораздо менее простительно, чем измена мужчины. Дело в том, что мужчина спокойно может зачинать более сотни детей в год, если в его распоряжении будет столько же женщин; женщина же, с любым числом мужчин, может произвести на свет только одного ребенка в году (если не учитывать рождения  близнецов). Поэтому он постоянно ищет других женщин; она же крепко привязывается к одному, - ибо природа побуждает ее инстинктивно, без размышлений, обрести кормильца и защитника будущего потомства. И когда влюбленные с пафосом говорят о гармонии своих душ, - существо дела составляет большей частью то, что оборачивается кричащею дисгармонией. И только любовь поможет сохранить верность.
Студенты и аспиранты различных национальностей Амирбекова А., Арганды Н., Арипова З., Ахмедова С., Ашрафи Э., Балеевских Э., Бекмурзаева Л., Конкабаева Г., Константиниди Г., Кравцов Д., Ли Э., Попкова Е., Тукебаева А., Усманова Х., Халаева А., Хасанов Г., Шейкина Л., Шкильная И., изложили свое видение любви, выделили этнические особенности проявления этого чувства.
Итак, дорогой читатель, мы отправляемся в мир неизведанный, загадочный, переживаемую всякий раз заново, уникальную неповторимую жизнь в стране Любви.

 
Глава 1. Любовь как философская категория
Любовь, - утверждает отечественный философский словарь, это - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Однако немец по этническому происхождению и американец по образу жизни Эрих Фромм убежден, что любовь – это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм ( См.: Фромм Э. Искусство любить. М., «Знание», 1990. С. 43.). Но если один человек действительно любит какого-то человека, то это еще не означает, что он любит всех людей, весь мир. Он любит жизнь, а в жизни себя в предмете своего обожания. И вовсе не значит, что не существует различия между разными типами любви, зависимыми от видов любимого объекта.

1.1. Типология любви. С древнейших времен трактовка любви имела различные основания для типологии. Так древнекитайская типология любви, основанная на критерии ее предмета включает в себя широкий спектр видов любви от эротической влюбленности, чадолюбия и патриотизма до меломании и «любви к небу, усеянными звездами».
В античной мифологии также сакральный брак неба и земли интерпретируется как порождение оформленного мира. В греческой мифологии богиня любви Афродита, возникшая из пены морской олицетворяет процесс сакрального брака. Ей соответствует римская Венера. Олицетворением любви в античной мифологии является - Эрос (Эрот) – сын бога богатства Пороса и нищенки Пении, зачатый на празднике рождения Афродиты (в римской мифологии - Амур (Купидон). Спутник Афродиты Эрот выступает как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы; в телесном и духовном отношениях он является демоном, который воодушевляет людей в их стремлении к истине, добру и прекрасному. В античной типологии любви по критерию формы ее проявления различаются такие ее виды как филия, сторге, агапе и эрос. У Платона в диалоге «Пир» сообщается, что прожить на свете безупречно ничто на свете не научит лучше, чем любовь, она разлита во всей природе и является стремлением человека к начальной целостности. В современной типологии любви выделяют платоническую (братскую, материнскую), эротически-сексуальную, естественную, религиозную, как обман, как жизнь.

1.2. Любовь платоническая. В древней мифологии и философии возникло учение о всемирной «симпатии» вещей и природных сил, а любовь рассматривалась как космическая сила, подобная силе тяготения. Любовь как побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. В платоновском диалоге «Пир» любовь толкуется как чувственная влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной любви, предмет которой – абсолютное благо и абсолютная красота отсюда в житейской словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения» (Платон. Пир // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М., 1999. С. 44-45, 63, 73.). Платон осуждал преувеличение роли чувственности в любви: «Низкая любовь направлена только на тело и подчинена чувству удовольствия, поэтому в ней нечто скотское». В диалоге «Федр» Сократ говорит, что в каждом из нас два каких-то начала, управляющие нами и нас ведущие; мы следуем за ними, куда бы они не повели; одно из них врожденное, это – влечение к удовольствию, другое – приобретенное нами мнение относительности нравственности и стремление к ней» (Платон Федр // Федон. Пир. Федр. СПб. 1997. С.193.).
Эрих Фромм в книге «Искусство любить. Исследование природы любви» выделяет следующие объекты любви: Братскую любовь, Материнскую любовь, Эротическую любовь, Любовь к себе, Любовь к Богу.
Братская любовь – это любовь между равными, но даже равные не всегда «равны». Каждый нуждается в помощи и участии. Братская любовь, по определению Фромма, наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви. Под братской любовью Фромм понимает ответственность, заботу, уважение, знание другого человека.
Материнская любовь, по оценке Э. Фромма, из-за альтруистического, бескорыстного характера считается высшим видом любви и наиболее священной из всех эмоциональных связей. Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Однако есть и оборотная сторона материнской любви – ее нельзя добиться или вызвать. Либо она есть, либо ее нет. Причем материнская любовь по своей природе безусловна. Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не желает для себя, - это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых и наиболее обманчива из-за легкости, с которой мать может любить своего ребенка, если она способна вообще любить.

1.3. Любовь эротическая. В речи Сократа из платоновского диалога «Пир» обосновывается, античное представление об эротической любви. Эрот - бог древнейший и является первоисточником величайших благ и вопреки распространенному мнению не красив и не нежен, а груб и неопрятен. Он тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет рассудительности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, находясь между мудростью и невежеством, он искусный колдун, чародей и софист. По природе своей он ни бессмертен, ни смертен, то живет и цветет, то умирает, то оживает опять. Все, что он ни приобретет, идет прахом, отчего Эрот никогда не бывает ни богат, ни беден. Эрот есть предмет любви, а не любящее начало.
Платон обосновывает позицию Сократа о том, что любовь - «стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А это значит, что любовь - это стремление и к бессмертию. Эрос - стимул в стремлении мужчины к самозавершению и бессмертию (находящему воплощение в потомках и продуктах его духовной деятельности), к значительному и безусловному. Платон, как и другие  его современники, не осуждал гомосексуализм, любовь к мальчикам. Не нашлось у Платона аргументов против подобного зла. Правда, Сократ, обсуждая эту проблему, сообщает, что он будет говорить, закрыв лицо, чтобы не сбиваться от стыда, а завершил свою речь тезисом: «как волки ягнят, любят влюбленные мальчиков». В Библии жёстко осуждается гомосексуализм, лесбиянство и зоофилия как содомский грех. Современная сексуальная революция сняла и практически, и теоретически покрывала с подобных половых отношений, признав их нравственно и юридически нелегитимными. Но в ряде стран предприняты попытки придать этим извращениям легитимный характер, апеллируя к правам человека и частной собственности.

1.4. Любовь сексуальная. Современная энциклопедия разъясняет, что секс – это «культурный феномен взаимоотношений полов, фундированный биологическим инстинктом продолжения рода, но выходящий далеко за его пределы, покрывая широкий ареал межличностных экзистенциально-интимных и социально-психологических отношений» (Можейко М.А. Секс // История философии: Энциклопедия. Мн., 2002. С. 939.). Фундированный – это значит твердый, устойчивый, закрепленный инстинкт. Собственно понятие «секс» (франц. sexe, от лат. sexus — пол), сексуальность представляет собой совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Сексуальная сфера в широком смысле принадлежит к слою «оно» личности, т. е. к слою бессознательного. В архаических культурах сексуальность наиболее ярко выражена в мифологическом сюжете сакрального брака Земли как материнского и Неба как отцовского начал. Сексуальная жизнь человека также мыслилась как имеющая космическую размерность и существенное значение в природных и, соответственно, аграрных циклах. Предполагалось, что сексуальный акт на свежевспаханном поле сообщает почве плодородность, а менструирующие девушки, трижды обежавшие засеянное поле, защитят его от злых духов и обеспечат хороший урожай.
В рамках восточной культуры сексуальная практика также имела сакральное значение, выступая символом плодотворных потенций космических сил в мужских божествах. Например, доарийский бог Шива часто изображался в священном танце, воплощающем космическую энергию, или в виде лингама - каменного столба, изображающего фаллос - мужской половой орган. Воплощение женского мирового начала иони (санскр. уoni - источник, женские гениталии) связано с женским божеством Шакти. В момент сексуального контакта с женщиной как воплощением Шакти мужчина идентифицируется с Шивой и мыслится как постигающий сокровенную истину. В древнеиндийской мифологии Лакшми (в брахманизме и индуизме богиня счастья и красоты, олицетворение творческой силы Вишну), согласно мифу, появилась сидящей на лотосе при пахтанье богами океана. Сыном Лакшми является Кама, трактуемый в ведийской мифологии как «саморожденный». Он олицетворяет любовь как стремление, влечение, желание. В 3-4 вв. возник древнеиндийский трактат Камасутра, посвященный теме камы—любви. Его автором считается Ватьсьяяна.

В европейской культуре если взять за точку отсчета основание Рима (753 г. до н. э.), то примерно на протяжении шестисот лет мораль была строгой, патриархальной. Крайне сильной была власть отцов и вообще старшего поколения, идеалом женщины выступала Лукреция — римлянка, убившая себя после изнасилования. Примерно в середине II века до н. э. наступил перелом, вызванный знакомством Рима с моралью восточных эллинистических государств. Свобода нравов за короткий срок становится повсеместной, временами переходящий все границы настолько, что римские императоры вынуждены были издавать указы, запрещающие патрицианкам заниматься проституцией.
Средневековье — эпоха господства католической церкви. Аскетизм был провозглашён идеалом, а секс рассматривался, прежде всего, как средство продолжения рода. Этот период продолжался приблизительно с начала VII по начало XVI века, то есть около девятисот лет. Сексуальность устойчиво сохраняется в культуре, воспроизводясь, например, в средневековом суфизме. Так в трактате Ибн аль-Араби «Геммы мудрости» утверждается, что мистическое соединение с Абсолютом возможно посредством растворения в продуктах эманации, и наиболее полно это растворение реализуется через соединение с женщиной. «Итак… трое: Бог, мужчина и женщина», - мужчина  выступает двойственным  по своей природе: прежде всего, он – творение Божье, и в этом качестве  любит Творца и стремится к нему, но в отношении к женщине он выступает сам как творец, ибо она - часть его. Сексуальный акт выступает  эквивалентным акту Божественного самопознания, и потому посвященный знает, «Кем он насладился, и Кто насладился», и становится совершенным ( Там же. С.940).
Кардинально отличается интерпретация сексуальной любви в христианской традиции. Земная жизнь в христианстве имеет минимальную ценность, а секс рассматривается как смертный грех. Боязнь женщины, антифеминизм восходит к библейской традиции: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф., 5:28); «горче смерти  - женщина, потому что она – сеть, и сердце ее  - силки, руки ее – оковы; добрый перед Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею» (Екклесиаст, 7: 26). В реестре библейских грехов похоть стоит на втором месте после гордыни, а «любодеи» наказывались жестче нежели убийцы. В христианстве асексуальная Любовь небесная как благоговейное экстатичное стремление к Богу и любовь земная, низведенная до уровня бездуховной животной похоти, противопоставлены как добродетель и порок. Связь женщины с дьяволом интерпретируется именно как связь сексуальная.
Аксиологическая абсолютизация асексуальности аргументируется учением о девственной природе человека (до грехопадения). Особый статус обретает девственность, максимальным воплощением которой выступает образ Девы Марии. Асексуальность зачатия трактуется как безгрешность. Иоанн Дамаскин и Григорий Нисский даже выдвинули версию неполового размножения человека.

Доведенная до предела асексуальность повлияла на возникновение своей оборотной стороны – гипертрофированного представления о реальной человеческой сексуальности. В эпоху Возрождения  в противовес идеалам аскезы, самоограничения возникает установка натуралистического сексуального волюнтаризма. Широкое распространение получают произведения эротического содержания. По выражению автора дидактической сатиры «Корабль дураков» С. Бранта: «прелюбодеяние кажется таким же простым делом, как поднять и бросить в воздух камень». Однако такое представление о сексуальности являлась скорее декларативным, чем реальным и, нередко, приводило к индивидуально-личностному конфликту. Пико дела Мирандола к 27 годам сжег свои эротические стихи, Дж. Боккаччо, автор «Декамерона», приняв духовный сан, не только отрекся от прежних сочинений, но и стал утверждать, что даже признанные церковью институты брака и семьи опасны и пагубны для культурного и нравственного развития. Его друг Петрарка, автор знаменитых сонетов к Лауре, в «Письмах к потомкам» терзается по поводу своей неспособности укротить сексуальные влечения: «Я хотел бы иметь право сказать, что был вполне чужд плотских страстей, но, сказав так, я солгал бы; скажу, однако, уверенно, что хотя пыл молодости и темперамента увлекал меня в этой низости, в душе я всегда проклинал ее».

Представление сексуальности как греховности, ее подавление, наряду с существованием скабрезных, непристойных анекдотов и другой литературы не могли не сказаться в последующем негативно на европейском нравственном сознании (в отличие от восточной традиции). Исследователи отмечают, что ценностно-нравственная дихотомия грешной и праведной любви в разорванном европейском сознании порождает широкий спектр неврозов, комплексов и фобий не характерных для других культурных традиций.

В XIX веке побеждает так называемая пуританская мораль. Она тоже связана с христианской религией, но уже не с католичеством, а с протестантством. Именно в протестантских государствах (Англия, Германия, Скандинавия, США) мораль становится максимально строгой. Секс вне брака (особенно у девушек) считается верхом разврата, гомосексуализм и мастурбация рассматриваются как психические отклонения. Именно окончание этого периода и переход к современной морали и называется сейчас сексуальной революцией.

В 30-е годы XX века была популярной теория «стакана воды». Взгляды на любовь, брак и семью, которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды). взгляды на любовь, брак и семью, которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды).
С середины 1960-х годов многие молодые люди, а за ними и немолодые, порывают со старым представлением о сексе. Это приводит к некоторому увеличению беспорядочных половых связей, а верность в глазах молодёжи зачастую выглядит как старомодный предрассудок. Этому способствовала, в частности, книга Г.Маркузе «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда».
В 80-е годы во время телемоста «Ленинград-Бостон» ("Женщины говорят с женщинами") американка сказала, что в телерекламе США все крутится вокруг секса и спросила: как дело обстоит у вас, на что Людмила Иванова ответила: «Секса у нас нет…и мы категорически против этого». Ей пытались подсказать, что секс у нас есть, но нет рекламы. Но запомнилась первая часть фразы, стала крылатыми слова. В 90-е годы секс, которого у нас «не было» несколько десятилетий, стал темой книг, фильмов и телевизионных программ,  а в XXI веке чуть ли ни темой номер один всей индустрии шоу-бизнеса и взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
До сих пор происходят перемены общественного мнения по поводу так называемого «нетрадиционного секса». К одним из них (например, к зоофилии) отношение за последние десятилетия изменилось очень слабо, хотя дестигматизация всё же есть; другие рассматриваются совсем не так, как раньше. Во многих странах гомосексуальное поведение считается признанным не только медициной, но и обществом (проводятся гей-парады, заключаются однополые браки)

1.5. Любовь религиозная. Христианство в любви видело сущность своего бога, речь шла о жертвенной, «все покрывающей» и безмотивной любви («агапе») к «ближнему» не родственнику, а к тому, кто случайно может оказаться близко, даже к врагу и обидчику. Агапе - также любовь к ближнему (лат. caritas). В отличие от эроса, т. е. страстной любви, агапе имела значение деятельной одаряющей любви. Важное понятие «агапе» занимает в философии Плотина (Эннеады, VI, 6).
Августин Блаженный в «Исповеди» неоднократно пытается засвидетельствовать свою любовь: «я свидетельствуя пред  Тобою о милосердии Твоем, исхитившем меня от всех злых путей моих; стань для меня сладостнее всех соблазнов, увлекавших меня; да возлюблю Тебя всеми силами,  прильну к руке Твоей всем сердцем своим; избавь меня от всякого  искушения до конца дней моих. ( ХV.24). Я хочу вспомнить прошлые мерзости свои и плотскую испорченность души моей не потому, что я люблю их, но чтобы возлюбить Тебя, Боже мой. Из любви к любви Твоей делаю я это, в горькой печали  воспоминания  перебираю преступные пути свои. Разве когда-нибудь или где-нибудь было несправедливо "любить Бога всем сердцем и всей душой и всем разумением, и любить ближнего, как самого себя?". Блажен, кто любит Тебя, в Тебе друга и ради Тебя врага. Дай мне Тебя, Боже мой, верни мне Тебя: я люблю Тебя. Если мало. Дай полюбить сильнее. Я не могу измерить и узнать, сколько  не  хватает мне до любви совершенной».
Верующие утверждают, что в состоянии умоисступления или экстаза они достигают божества, имеют общение с ним или положительное знание о нем. Фома Аквинский утверждал, что чувственная любовь несовместима с добродетелью. Ортодоксальное христианство противопоставляет возвышенную жертвенную любовь к Богу (любовь небесная) и любовь земную, которая трактуется как греховная. 



Полная версия электронной книги публикуется в Большой онлайн библиотеке