Письмо Президенту Медведеву

Всеволод Архангельский
Уважаемый Президент, господин Медведев.

К Вам обращается Архангельский Всеволод Иванович.

Мне, как и всем русским, где бы то они не были, не безразличны судьбы России. Страна переживает трудные времена. Многие вопросы ждут своего решения. Как быть и что делать постоянно всплывают на повестку дня. Когда-то во всех школах висел лозунг - Учиться, учиться, учиться. Но у Ленина далее стояла не точка, а следующие слова - учиться управлять Россией, учиться у друзей, особенно у врагов. К сожалению недостаточно научились. Всю свою сознательную жизнь я прожил в условиях социалистического общества, и как бы к нему не относились, его положительный и отрицательный опыт имеет громадное значение.

На некоторых вопросах этого опыта мне и хотелось бы остановиться.
Сначала об отрицательном опыте. Имею ввиду Культ личности. Это далеко не только вопрос о деятельности Сталина. С элементами культа личности руководителя страны мы встречались все последующие годы вплоть до сегодняшнего дня. Культ личности это лесть, стремление больше получить, лесть отрицающая какую либо критику начальства, следовательно замазывает недостатки и мешает продвигаться вперед. Выражение — Генсек это партия, или партия это Генсек.. Так от самой партии ничего не остается . Недавно что-то похожее услышал в передаче о заседании Думы, когда ее скипер заявил, что правящая партия берет выступление Президента как Программу партии. Что, до этого у правящей партии своей программы не было? Или ее надо заменить? Какая же это правящая партия.
 
На практике известно, что во время событий 2010 года на местах , не в Думе, не чувствовалось наличие партии. Или пример из прошлого. Хрущёв, осуществляя свои мнения о совершенствования высшей школы, предложил десяти лучшим вузам страны осуществить это на своей практике. Через пару лет вузы доложили о целесообразности выдвинутых предложений. А еще через пару лет оказалась их непригодность. Но достаточно о культе личности.
 
Как я понимаю, Вы обращаете большое внимание политической организации общества. В связи с этим остановлюсь на двух группах вопросов - идеологии и организации. Вопрос об идеологии партии. Это вопросы программы партии. Было как-то сказано о Консерватизме ( не вдаваясь в его разновидности) как идеологии правящей в РФ политической партии. Идеология непосредственно связана с мировоззрением, а каково оно у большинства людей не может быть безразличным для любой партии, тем более стоящей у власти. Но идеология может быть различной - и религиозной , и националистической, и классовой и мало ли какой другой. Консерватизм - это прежде всего сохранение. Так сохранение каких взглядов на мир, действительность? Кроме того, что и кто влияет на формирование этих взглядов. А следовательно, как ко всему этому - кто и что, должна относиться государственная власть? А с другой стороны, какова ответственность всех этих КТО, т. е. СМИ, школ, семьи. Различных других организаций. Свобода - ведь это права, зафиксированные в законах государства. Как эти законы обеспечивают формирование действительно демократических взглядов на мир, окружающую действительность, на научное, а не искаженное понимание этой действительности. Хотелось бы чтобы эти вопросы открыто обсуждались идеологами .
 
Но здесь мы можем встретиться с двумя крайностями - лозунг - никаких комплексов или пусть расцветают все цветы, а с другой стороны - застой, консерватизм, без учета изменяющейся действительности. Ведь один только Интернет превращает многие процессы в глобальные, Интернациональные, Истерия нашей страны показывает, что выработка идеологии начинается с теоретического осмысления действительности. Этому следует разработка программно-идеологических вопросов. А затем вопросов организационных. Чему же учит нас история прошлого? Это вопросы организации политической системы общества, в частности политических партий и общественных организаций. Политика - это в конце концов вывод из положений теории и идеологии, и осуществляется она государством и правящей партией. Государственные органы это органы и законодательной и исполнительной и судебной власти. Мы часто воспринимаем слово бюрократия как нечто отрицательное. Но ведь это государственные чиновники - носители исполнительной сласти. У них должна быть доля власти. Но чиновники тоже люди. Следовательно должны существовать какие то рычаги, позволяющие обеспечить демократическое функционирование всей системы власти.
 
Одним таким рычагом является принцип демократического централизма. Этот принцип противоположен бюрократическому централизму. Принцип демократического централизма, четко расшифрован Лениным. Принцип требует от вышестоящих органов как учета особенностей, так и стимулирование инициативы мест. Ответственность за то и другое должны нести вышестоящие органы власти. Именно бюрократический централизм перекладывает ответственность за развитие инициативы и учет особенностей на сами нижестоящие органы власти. Но демократичность управления предполагает также активное участие в деятельности гос-органов, общественности, в том числе и печати, средств массовой информации. Например обязательность всех органов власти и частных владельцев отвечать на критику их деятельности, публикуя ответы.
 
В связи с этим, неизбежно встаёт вопрос о деятельности низовых организаций, политических партий и возможностей их деятельности. А это означает и ответственность у каждого члена любой партии. Так как демократия предполагает наличие не только прав свобод, но и ответственности и обязанности. Без этого единства либо анархия, либо диктатура. Политические партии нужны не только для выборов законодателей, но и для исполнения законов как в центре, так и на местах. Мне почему-то кажется, что роль Президента заключается кроме всего прочего, также в инициации обсуждения и соответствующего решения этих проблем.
 
В заключении, одно предложение не из выше сказанного.
Ознакомился с опубликованными по телевизору предложениями по эмблеме Зимней Олимпиады в Сочи. По моему, наиболее всего подходила бы эмблема Снегурочки, но в данном исполнении, может быть стоит еще раз нарушить традиции и взять за эмблему не куклу, а живую Снегурочку, например балерину, исполняющую роль Снегурочки Островского. Ведь на этот сюжет написано два музыкальных произведения - Чайковского и Римского-Корсакова. Эта Снегурочка была бы действительно воплощением России. Сочетание русского балета с такими представителями русской культуры как Островский, Чайковский и Римский-Корсков. А кандидатуру на исполнение роли Снегурочки можно определить на соответствующем конкурсе балерин по итогам театральных сезонов двух предстоящих лет. Надеюсь, что мое послание до вас дойдет и не застрянет в лабиринте Ваших исполнителей. К сожалению у меня в этом отношении накопился богатый опыт за всю мою прошедшую жизнь.
 
С уважением, Всеволод Иванович Архангельский.
Таллин, 12 февраля.