Находчивый дед

Коршуниха62
Прошу уважаемых читателей не относиться ко мне строго за то, что изображаю героя не идеального, своеобразного, может, с некоторой долей пошлости, но так как из песни слова не выкинешь, так и деда Фёдора на старости лет не перевоспитаешь. Вообще он скромница по сравнению с дамами на телевидении, которые щеголяют перед  зрителями нецензурной лексикой, это и придало мне смелости написать рассказ.
Дед Фёдор проработал на заводе за станком всю свою жизнь. Ему скоро 80, из-за любви к «железу» он и в этом возрасте мог бы трудиться, но в стране сменился общественный строй, и квалифицированный рабочий стал не нужен. Не дали два года доработать до пенсионного возраста, в отделе кадров сказали, чтобы писал заявление об уходе по собственному желанию. Спасибо работникам Центра занятости, подсказали: в трудовой книжке должно быть записано, что увольняется по сокращению штатов. Обидно было, что молодой оборотистый мастер Женя оставил при себе пьяниц, но они были ему нужны свою машину отремонтировать на халяву или достать что-нибудь дефицитное. Дед Федор ушел с завода с обидой, больше всего ему было жалко оставлять инструмент, который копил годами, нередко покупал за свои деньги. Настоящий профессионал-станочник знает, что для рабочего хороший инструмент – это целое сокровище, которого Фёдор лишился.
Финансовых «подушек безопасности не было,  не обзавелся сберкнижкой, так что пришлось на жизнь зарабатывать в «Сельхозтехниках» близлежащих районов, некоторое время ездил автобусом на Подольский механический завод, в дороге два часа в один конец.
В то же время благодаря новой власти и частной собственности он стал совладельцем родного завода, на его имя выписали акции, якобы он имеет право на часть собственности. За это виртуальное право руководство ООО каждый год присылает ему письма в больших красивых конвертах с приглашением принять участие в отчетно-выборной конференции, но он не ходит, там и без него изберут гендиректором кого надо власти, распределят прибыль. За двадцать лет «владения» заводом дивидендов не выдавали, несколько раз кто-то звонил, просил недорого продать акции, не согласился, они дороги ему как советские Почетные грамоты – пользы никакой, но все же память.
На деньги дедуля не жадный, прекрасно живет на пенсию 8541 рубль, зачем ему больше: квартиру старая власть дала, при новых правителях в магазинах всего навалом – смотри, покупай чего душе угодно, были бы деньги! Каждый год к пенсии рублей 130 добавляют. Старикам нечего на жизнь обижаться. И  разговор зашел не о материальном достатке - о качестве жизни, а это категория особая, и зависит от самого человека, от его характера.
Дед Фёдор с молодости знал столько анекдотов, что во всем Интернете сегодня не наберешь. Время было такое у детей войны: голод, холод испытали, жили в немецкой оккупации. После войны за убитых отцов пришлось восстанавливать страну. В 13 лет на волах пахал колхозное поле, на волах возил в поле воду бабам табак поливать, сколько этих ведер надо начерпать из глубокого колодца или водоема, чтобы наполнить бочку, да не одну. Во время молотьбы вилами подавал на сложную молотилку такие тяжелые снопы, что коленки подкашивались, голова кружилась. Питались скудно, зато кормили не только армию, но и тех, кто сидел в лагерях, по-нынешнему называется ГУЛАГ. Сейчас эти былые узники в таком почете, что помимо всех льгот их еще вспоминают 9 Мая в «Минуту молчания», говорят, что они внесли вклад в Победу над фашизмом.  Фёдора и его мать никто не пожалел ни тогда, ни теперь, никто спасибо не сказал. Выжить простым людям помогали анекдоты, шутки, розыгрыши.  Да и теперь дед Фёдор - сам ходячий анекдот, может рассмешить даже Максима Галкина, который обещает в телевизоре такому человеку выдать миллион рублей, жалко, что они не знакомы, могли бы выручить друг друга.
Однако вернемся на любимый завод деда Федора, который доживал последние дни при советской власти. В поведении людей были приметы ожидания чего-то необычного, особенно это чувствовали молодые инженеры и держали нос по ветру, спешили урвать от советской власти то, что ещё было можно. Технолог Анатолий Борисович Чарский успел сесть в последний выгон уходящего поезда: получил партийный билет, стал профоргом. Каким-то образом это помогло ему быстро вписаться в частнособственническую систему. Если отец Федор из «12 стульев» Ильфа и Петрова мечтал построить свечной заводик, то советский технолог, оставаясь в штате завода, завел фирмочку по изготовлению крошечных календариков и визиток. Любопытный дед Федор, не отличавшийся общественной активностью, решил 1 Мая сходить к проходной завода, где обычно собирались демонстранты, посмотреть, придут ли молодые партийцы, которые успели сделать себе карьеру, ведь это их праздник.
Весна была запоздалая, деревья еще не распустили листья, они стояли серые, какими их рисуют художники-графики, однако тепло наступало, люди пришли в костюмах. Среди собравшихся  были две девушки, молодой папаша с сыном, который катался на трехколесном велосипеде, остальные пожилые люди. Из кассетного магнитофона звучали бодрые советские первомайские песни, музыканты настраивали инструменты духового оркестра.
Не встретив никого нужных знакомых, убедившись, что они отъявленные карьеристы, дед Федор с обидой за партию решил вернуться домой. Неожиданно  к нему подошла женщина и спросила: «Можно я вам красный бантик приколю?» Для него, пожилого человека это было нечто:
- Нельзя, - сказал он шутки ради.
- Почему? – удивилась активистка.
С доверчивыми женщинами дед Фёдор любил пошутить, мог их рассмешить, за словом он в карман не лез, взял и брякнул: «Я наблюдатель ООН, нам не положено». В те времена этих наблюдателей было полно в каждой стране, где отмечалась общественная заваруха. Поверила женщина услышанному или нет, но она подошла к мужчине в фетровой шляпе, возможно, организатору праздника,  что-то ему объясняла и показывала рукой в сторону «наблюдателя».
На днях с ним произошел тоже интересный случай. Незнакомая женщина по телефону приглашала деда Федора на праздник микрорайона, сказала: «Обязательно постарайтесь придти, вам подарок полагается – коробочка вафельного торта «Коровка»».
- Обязательно приду, кто же откажется от подарка? Я рад, что коробочка маленькая, а то у меня диабет, сладкого нельзя много есть. А вы меня узнаете, если там много народа будет?
- Познакомимся.
- На всякий случай: у меня рост метр семьдесят пять, я седой, стриженый под ноль, симпатичный, правда, без зубов, но скоро вставят, уже ходил на примерку.
Женщина рассмеялась, поддержала шутника: «А я маленькая и в кепке».
Во дворе дома в глубоких ямах вода не высыхает даже в жару, в этих мини-водоёмах только лягушки не квакают, зато комаров, как в тундре, не продохнуть, летят в квартиру, спать не дают. Пошел дед на стадион, где недавно построили огромный строительный магазин, покупать средство от комаров «Раптор». Идет и думает, до чего быстро летят годы, давно ли он через этот большой стадион сына в коляске в детский сад возил. По утрам он бывал пустынный, а сейчас перед дедом Фёдором отдыхало целое стадо крутых машин. «Что за праздник?» - спросил дедуля у женщины, модно одетой. Мадам с презрением ответила: «Это не праздник, а выставка собак».
Шел небольшой дождь, собаки сидели в машинах и с интересом смотрели в окна. Некоторых взвешивали на весах под навесом. Пенсионер с радостью отметил: «Наконец, сбылась вековая мечта человечества: собаки стали ездить в машинах, для них устраивают праздники,  теперь и наша страна цивилизованная, наравне с другими, избавилась от прозвища «азиаты»». Он с облегчением вздохнул: «Вот это перемены так перемены, не то, что прежде: ГЭС, полеты в космос, научные открытия».
Как говорится, старость не в радость, дожил дед до того, что рук не может поднять: кости болят, суставы выворачивает, жена помогала рубаху надевать. Чем только не лечился: горстями глотал ибупрофен, нурофен, анальгин, применял физические методы прибором, в котором действуют короткие лучи, лазер, магнит, но все без пользы.
Если бы не случай, страдал бы до сего дня. Накануне 9 Мая с Днем Победы по телефону его поздравила знакомая ветеранша, спросила о здоровье. Дед и выложил ей начистоту о своих мучениях, что нет на них никакой управы. Сердобольная женщина к жалобе старика отнеслась сочувственно, сказала: «Берите ручку, бумагу, записывайте рецепт, очень помогает, на себе испытала. Спасибо, есть ещё на свете добрые люди, подсказали, вы не сомневайтесь, всё это из старины идет».
Фёдор приободрился, уселся за стол, положил перед собой телефон с громкоговорителем, бумагу, ручку, с нетерпением произнёс: «Я вас слушаю».
Бабуля добросовестным образом поделилась секретами народной медицины по лечению суставов и костей:
- Найдите красный кирпич, обязательно красный из глины, белый не помогает, он силикатный. Кирпич раскалите на плите над газовой горелкой, потом положите его в унитаз. Сами садитесь на сиденье, укройтесь с головой одеялом или пледом, что у вас есть. Начинайте по капельке выпускать на кирпич свою мочу и вдыхайте пары до тех пор, пока кирпич не остынет. Попробуйте. Мне с одного раза помогло».
Дед едва сдерживался от смеха, но чтобы не обидеть старушку, желавшую ему добра, он решил проявить свою заинтересованность в продолжение разговора, пожаловался: «Вам, женщинам, хорошо, а мы можем писку обжечь».
- Да что у вас на метр? – возмутилась знахарка.
 Пристыженный дед скромно заметил: «Поменьше».
Смех смехом, но после этого разговора деду что-то помогло: то ли биополе, исходившее от знахарки, то ли пришло время положительного воздействия всего предыдущего лечения медицинскими средствами.
С одной болячкой справился, пришла неожиданная напасть. Фёдору позвонил по телефону брат и спросил о здоровье. Дедуля не стал огорчать родственника хроническими болезнями сердца, высоким давлением, сахарным диабетом, всего этого у каждого старика хватает, и тут бесконечная реклама по телевизору подсказала ему ответ: «Какое может быть здоровье в 80 лет? Замучили перхоть и целлюлит! Ты не переживай: в нашем городе полно клубов, там такие мощные тренажеры, что за короткое время можно восстановить упругость самых дряблых мышц ягодиц и бёдер, схожу обязательно и буду как молодой». Брат рассмеялся, понял, что Фёдора достала реклама.
У деда Федора разносторонние интеллектуальные запросы, например, старается первым среди знакомых посмотреть новое кино, о котором много говорят по рекламе. Сын достал нашумевший фильм «Аватар». Фёдор взял в руку телефон и поспешил обрадовать друга: «Советую посмотреть знаменитый фильм. Называется  «Аратау». Через некоторое время ответный звонок:
- Мы с сыновьями долго искали, но нигде  не нашли, может, фильм называется «Аватар»? – спросил друг.
- Может, и «Аватар», мне всё равно, я разницы не вижу», - признался любитель кино.
В этот раз дед случайно дал оплошку, а вообще его высказывания, оценки бывают точными, образными. Не проходя «Школу злословия» по ТВ, он может язвительно отозваться о том, что ему не нравится. У Фёдора хорошие впечатления сохранились о первых передачах по телевизору «Минута славы», потом у организаторов шоу сильно понизился уровень. В январе шла очередная передача. Большой состав словоохотливого жюри преобладал над примитивными соискателями Славы. Дед Фёдор добросовестно отмучился положенное время, надеясь, хотя в конце дождаться чего-нибудь интересного, но его провели. С возмущением высказался: «Передача дебильная. Это не «Минута Славы», а два часа позора!»
Однажды в семейном кругу старик обидел телеведущую. Молодая женщина неумеренно улыбалась, при этом широко открывала рот, видно, считала, что зубы – её козырь. Фёдору это не понравилось: зубы были крепкие, но крупные, он пробурчал: «Этим зубам да уздечки не хватает».
Нельзя сказать, что дед очень придирчив к женской внешности, бывают и другие оценки. «Какая толстая женщина», - сказал сын, глядя в телевизор. «Не такая она и толстая, - поправил его отец. – Это сиськи её компроментируют». Так и сказал с грамматической ошибкой в последнем слове.
 Старик любит употреблять слова высокого стиля, не понимая их значения, то ли специально искажая смысл ради юмора. Пришёл из магазина с покупками, говорит жене: «Убери яйца в холодильник, это твоя презерватива», вместо неуместного слова «прерогатива».
Фёдор не пустой дед-пересмешник, он целеустремленный человек, любит свое рабочее ремесло, станки часто снятся, переживает, инструмент из тумбочки украли, зарплату не выдают. Его жизненная установка – постоянно заниматься техническим творчеством. Доволен, что у детей руки находятся в нужном месте; сыновья в школьные годы своими руками собрали первый компьютер «Синклер», за радио деталями, в основном, за микросхемами ездили в Москву на знаменитый рынок, где товар продавали из-под полы. Теперь иное хобби. Приберег Фёдор для потомства шаговый  двигатель. В выходные и праздники сын-инженер под присмотром отца делает станок для производства плат с компьютерным управлением. Так что шутки в сторону!