2. Где находится календарь Пиковой дамы? Пр-е сл-т

Владимир Блеклов
                НАЧАЛО в пункте 1
                2.
                А я попытаюсь поговорить, пока, о предыстории создание Пушкиным «Пиковой дамы». А она, по обнаруженным, мною, статьям пушкинистов о «Пиковой даме», такова.
                Н.Н. Петрунина: «Поскольку рукописи «Пиковой дамы» (за исключением трех разрозненных и разновременных черновых фрагментов) не сохранились, принято думать, что об истории создания повести можно судить лишь очень приближенно. Ясно немногое: в основе ее замысла лежит бытовой игрецкий анекдот (об этом со слов поэта рассказывал П. И. Бартеневу П. В. Нащокин), а написана «Пиковая дама», по-видимому, болдинской осенью 1833 г.4 Достаточно, однако, свести воедино все известные факты, чтобы несколько расширить эти представления.
                В поэтической атмосфере первой главы повести легко различимы реалии петербургской жизни Пушкина летом 1828 г. Связь эта еще определеннее в черновом наброске начала главы, уцелевшем в рабочей тетради Пушкина 1829—1834 гг. (так называемой «второй синей» — ПД № 842, бывш. ЛБ № 2373): «Года четыре (исправлено из «два», «пять», «три», — Н. П.) тому назад собралось нас в Петербурге несколько молодых людей, связанных между собою обстоятельствами. Мы вели жизнь довольно беспорядочную <...> День убивали кое-как, а вечером по очереди собирались друг у друга» (VIII, 834).
                К 1828 г. стягиваются и другие немногочисленные свидетельства о фактах, причастных к истории создания «Пиковой дамы». Стихи, предпосланные первой главе в виде эпиграфа, Пушкин сообщил П. А. Вяземскому в письме от 1 сентября этого (1828 г – разрядка моя) года, где читаем: «Пока Киселев и Полторацкие были здесь, я продолжал образ жизни, воспетый мною таким образом»; и далее, в виде четверостишия: «А в ненастные дни...» (XIV, 26). «Эти стихи, — вспоминала А. П. Керн, — он написал у князя Голицына, во время карточной игры, мелом на рукаве».5
                Повествуя об условиях возникновения будущего эпиграфа первой главы, мемуаристка вводит в круг свидетельств, связанных с предысторией «Пиковой дамы», имя Сергея Григорьевича Голицына (Фирса), которое вновь всплывает в рассказе П. В. Нащокина П. И. Бартеневу: «„Пиковую даму“ Пушкин сам читал Нащокину и рассказывал ему, что главная завязка повести не вымышлена.
                Старуха-графиня — это Наталья Петровна Голицына, мать Дмитрия Владимировича, московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее Голицын рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже
150
Сен-Жерменем. „Попробуй“, — сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. — Дальнейшее развитие повести все вымышлено».6 Вряд ли будет ошибкой дополнить этот ряд свидетельств фактом иного порядка: как установил Д. П. Якубович, с мая 1828 г. в Петербурге с огромным успехом шла пьеса В. Дюканжа «Жизнь игрока», которую сближает с «Пиковой дамой» ряд мотивов и ситуационных перекличек.7
                Тем самым творческая история «Пиковой дамы» прослеживается с 1828 г. События, сведения, впечатления этого времени еще не соединились в замысле повести. Но не случайно услышанный летом 1828 г. игрецкий анекдот стал позднее завязкой повести, впитавшей и трансформировавшей театральные впечатления этой поры, а житейская, бытовая атмосфера угарного лета отозвалась в главе, открывающейся эпиграфом, сочиненным во время игры и записанным «мелом на рукаве».
                Оценка отрывка из выше названной статьи пушкиниста-текстолога Н. Петруниной вполне возможна, если не забуду, в постепенно разворачивающемся, перед вами, литературоведческом детективе. А дальнейшие события, его таковы. Через пять лет после начала исследования, мною, «Пиковой дамы», ко мне пришла мысль создать, по отрывку незаконченной пушкинской повести «Надинька» (поэт обозначил название повести именно с буквой «И» в имени предполагаемой, им, героини!), что-то подобное пушкинской «Пиковой дамы». Так я сделал первую попытку понять пушкинскую повесть именно через «художественное» произведение!
                Замечу, что отрывок из незаконченной названной повести поэта, 1818 года, находится во всех ПСС А.С. Пушкина. И в этом наброске уже ярко проявилась, у поэта, именно тема карточных игр и… молодая девушка! Так что исходная точка зарождения у поэта «Пиковой дамы» находится, на мой взгляд, именно в названном наброске. Дальнейшее же моё пояснение таково.
                В настоящее время у меня нет, к сожалению, полного собрания сочинений поэта. Как потерялась со временем, при моих многочисленных переездах по воинской службе, и сама повесть. Только осталось у меня письмо С.С. Гейченко ко мне, в котором и указана моя первая попытка понять «Пиковую даму» именно через создание, мною, художественного произведения.
                Многое в моей повести было, если взять мои сегодняшние взгляды на пушкинскую «Пиковую даму», довольно-таки не безупречно, если говорить мягко. А вот письма С.С. Гейченко и академика Д.С. Лихачева я всё-таки сохранил. Вот письмо С.С. Гейченко ко мне, в котором он даёт не только краткую оценку повести «Надинька», но и даёт мне дружеский совет, как необходимо поступить мне дальше.
                Письмо С.С. Гейченко
                Тов. Блеклову В.В.
                Уважаемый Владимир Вячеславович!
            Согласно Вашей просьбе возвращаю рукопись Вашей повести «Наденька», пояснения к ней и схему её сюжета.
            Я не беру на себя смелость дать рецензию на повесть, ибо рецензированием вообще не занимаюсь. В музее-заповеднике рецензентов тоже нет. Наши пушкиноведы в основном занимаются изучением и пропагандой произведений А.С. Пушкина, написанных им в Михайловский период его творчества.
            Мой дружеский Вам совет – пошлите рукописи своей «Наденьки» в Союз писателей и в Пушкинскую комиссию Академии Наук СССР (Ленинград, Набережная Макарова, 4) или во Всесоюзный музей А.С. Пушкина (Ленинград, Набережная Мойки, 12). Там Вы получите ожидаемую рецензию. Можете послать её в недавно созданное «Пушкинское общество», членами которого являются многие известные ученые и пушкиноведы нашей страны.
            Прочитав Вашу повесть «Наденька», я не могу не отметить авторскую серьезность и большую глубину проникновения в философскую сущность пушкинского шедевра – его «Пиковой дамы».
            С уважением и добрыми пожеланиями
 С. Гейченко
 3 ноября 1988 года
            Далее же довольно-таки спокойный ход событий предлагаемого вам литературоведческого детектива, раскрывающего уже: и жизнь поэта; и громаднейшие усилия его по реализации задуманному им грандиозному историческому замыслу, - которые продлятся, практически, до последних дней его так короткой жизни! - прямо-таки взрывает статья Н. Эйдельмана "Пути в незнаемое". М. 1986. С. 284-316, ссылка: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/TWOLETT.HTM. Большой отрывок из названной статьи я привёл в статье «Тайный Пушкин ушёл и от текстологов!». Предлагаю вам внимательно прочитать его (отрывок), по ссылке: http://www.proza.ru/2012/05/29/1012, самостоятельно. Я же в следующем пункте статьи попытаюсь раскрыть вам, практически – очень многое, именно по только что обозначенному вам, в созданном  абзаце, материалу.
                Продолжение следует