Лесные духи

День Сказки
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2012/05/30/733

Служебные духи природы, обитающие в наших лесах: Светобор, Лесовик, Листвич, Ягодник, Пущевик, Моховик, Зеленицы, Дубравницы – и многие, многие другие. В каждом лесу свои Лесные духи, выполняющие свои обязанности по его сохранению и обновлению. Они рождаются вместе со своим лесом и уходят, переходят (умирают) в мир иной вместе с ним. Чело¬веку прийти в лес, бор, рощу, дубраву – всё равно, что прийти в гости в дружную семью Лесных духов: надо и поздороваться, и угощение принести, и уметь себя вести правильно. Тогда и дарами лесными порадуют, и чудес много покажут, и от опасностей оберегут.
Сам Лес издревле воспринимался Русским на¬родом как одно живое существо, соединяющее в себе множество характеров его загадочных обитателей, как расположенных к человеку, так и злокозненных. Например, обитают в нём древние Лесавки – дед и бабка Лешего – маленькие, серенькие, похожие на ежей. Их дом – прошлогодняя листва. С конца лета и до поздней осени проказливые Лесавки бодрствуют: веселятся, водят хороводы из опавшей листвы, шелестят, копошатся. Эти маленькие лохматые духи за короткое время натрудятся, умаются, а потом долго спят.
В непроходимой чаще живёт Пущевик. У него руки – как сучья, которыми он цепляет неловкого путника, не желая пускать в свои владения. Прикидывается то кустом колючим, то корягой сухой – лишь глаза в чаще сверкают, да тёмно-зелёные волосы выдают его присутствие. Никто его не видит, но все чувствуют его пристальное внимание. Во владениях Пуще¬вика всегда сумрак и прохлада – убежище в жару для всяческой живности лесной. В чаще своей Пущевик останавливает непрошенных гостей и тушит лесные пожары.
Клады в лесу охраняют крохотные Щекотуны, ягоды – Ягодник, грибы – Грибнич с Боровиком; во мхах копошится маленький старичок Моховик (Моховичок), а под кустами прячутся Подкустовники и Кущаники (Кустины). Манила и Водила, балуясь, завлекают грибников и ягодников в буреломы. А если те пришли без подарков или плохо себя ведут, сердятся и уводят их всё дальше в лес, заставляя плутать.
Летом и осенью в лесу лёгкий шепоток слышится – это Листин и его жена – баба Листина советуются: когда и кому шелестеть. Листин – старый слепой дух, весь из листьев; а баба Листина – с туловом изо мха, вместо рук (так говорят в народе) еловые шишки, на ногах – настоящие лапотки. Они не такие буйные и шустрые как Лесавки, но попугать случайного человека тоже могут. Особенно любят они тихие дни листопада, когда ведут безконечные мирные беседы.
Всеми мелкими духами командует добрый дед Лесовик: руки и ноги у него покрыты корой, в волосах и бороде вьётся плющ, на голове – птичье гнездо. Если заблудишься в лесу, надо сразу сказать: «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык», - и сразу отыщешь верную дорогу. Даже перед рассердившимся Лешим может заступиться Лесовик за человека, если тот что-то натворил не со зла, а по незнанию.
Если отблагодарить Лес за добро сделанное, за дары его – хотя бы добрым словом – тогда и он тебя запомнит, будет встречать в следующий раз с радостью, как гостя желанного. Покажет чудеса различные, приоткроет тайны свои, которых превеликое множество.


«Здесь некогда, могучий и прекрасный,
Шумел и зеленел Волшебный лес, –
Не лес, а целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес».
                («Дым» Ф.И. Тютчев)

«Старички и старушки – Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста скачут, вот как свистят. Пройдёт мимо дерева слепышка Листин, прошуршит листьями: не бойся, Листин не страшный, Листин только пугать любит. Слепышка Листин – в лесу живёт. Весь из листьев. Есть и Листина-баба – игрушка: туловище сделано изо мха, а вместо рук еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Листин-слепышка и Листина-баба только и знают, бродят в лесу, шуршат».
                (Из цикла «К Морю-Океану» А.М. Ремизов)

«Видит молодая мать – на берёзе висит зыбка, как прежде висела, а рядом стоит куст не куст, а вроде как маленький человечек, весь из веток сделанный, и качает эту зыбку, приговаривая: «Баю-баю, дитятко, баю-баю, милое! Матушка оставила, батюшка оставил! Баю-баю, дитятко!».
Поняла молодка, что это кто-то из Лесных духов ребёнка приголубливает. «Как бы не забрали себе!» – думает, а подойти, попросить ребёнка боится. Наконец, набралась храбрости, лепечет дрожащим голосом: «Куманёк, а куманёк! Родимый! Отдай ты мне моего ребёночка!».
Отбежал лесной от зыбки, в ладошки раз-два, а сам шумит: «Ха-ха-ха! Шёл да шёл, да кумушку нашёл!». Гулко побежал по лесу и всё то же повторяет: видно, по нраву ему, что куманьком назвали.
Молодайка схватила дитя из зыбки, только повернулась – лесной поперёк дороги стоит и спрашивает: «Приданное у девки есть ли?» Женщина только и могла, что головой со страху покачала. Ну, какое может быть приданое у младенца? О том ещё и не думал никто! «Неладно, кума!» – пробурчал лесной, вытянул свои руки, а пальцы у него – как веточки, длинные, тонкие. Видит баба – светится меж ними что-то. В то же мгновение лесной исчез, а на тропе остался малый сундучок. Горит огнём, весь переливается жаркими сполохами».
                («Приданое от кума», русская народная сказка)

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/06/02/104