Исповедт пустышки глава 4

Наталия Глигач
ВКУС  ХЛЕБА.

Проходят годы, память вытирает много событий. А вот теперь, через половину века,  выходит то, что так бережно хранил в душе. Отрывки своего детства. Отдавая детям все лучшее, мы стараемся этим восполнить то, чего так не хватало нам. Бассейны, мобильный телефон в кармане, компьютеры. Но, они не заменят тех минут, которые помню я. Нет, нельзя сравнивать времена. Пусть дети живут лучше нас, богаче. Но хочется, чтобы они помнили вкус хлеба! Но нет в наше время такого! Мы перешли на новые технологии,  покупаем его в пакетах, и уже нарезанный ровными кусочками. Мы бережем свое время даже на этом. А, что же смогут  запомнить  наши дети и внуки? Какие их самые дорогие ценности? И то, что живет в моей душе, умрет лишь вместе со мной.
Продмаг. Кто из моих сверстников не помнит этих замечательных магазинов? Шоколадные конфеты «Полет», «Весна». Это была мечта любого ребенка. На 100 гр. -  шло 6.5 штучек. Наши дети и внуки не знают на вкус повидло, которое было внутри карамелек. Они не понимают, как спичкой можно вытягивать эту тягучую начинку, и медленно-медленно ее               
облизывать, продлевая минуты наслаждения. Ты следил за каждым
движением рук продавца! Но самый дорогой твой отдел – хлебный. Дядя Саша! Как я его любила! Бывший фронтовик, с одним глазом, а во втором – была голубенькая  стекляшка. Он смотрел в другую сторону, а казалось на тебя.  Над прилавком возвышалась лишь твоя голова, а маленького братишку даже не было видно. Мы стояли как завороженные, ждали того момента, когда получим в руки, еще теплый хлеб. И вот, когда  наша очередь подходила,  дядя Саша  выбирал  глазами самый зажаренный каравай, и, если попадался кривой, он более высокую половинку отдавал нам. Мы как завороженные смотрели на этот нож, который опускался вместе с хлебом,  потом, на твоих глазах происходило чудо! Хлеб как живой поднимался, и с него рассыпались крошки, которые так хотелось, собрать на ладошку и отправить в рот. Ты высыпаешь мелочь на прилавок, обтираешь потные ладошки о платьице, и бережно берешь его двумя руками, прижимаешь к себе как самое дорогое, и идешь домой. По дороге вы обнюхиваете его, и подщипываете его махонькими кусочками. Потом я  поняла «хитрость»  дяди Саши. Выбирая для нас хлеб, он его разрезал так, чтобы высокий горбик этого драгоценного хлебушка, доставался нам.  Как же я была благодарна ему за это! Давным-давно, умер дядя Саша, больше не выпекают такого хлеба, может, поэтому не каждый может понять тот дивный вкус, который я несу в себе половину века.
Ну что ж, пусть наши дети живут лучше! Разве мы работали не для этого?

                ПИОНЕРСКИЙ ГАЛСТУК.

22 апреля, день рождения Ленина, нас принимают в пионеры. Это был первый радостный день в моей жизни, вступление в отряд «Юных Ленинцев». Наверное, нынешней молодежи, не понять того чувства. Когда ты стоишь под флагом школы и под барабанную дробь, отличники старших классов повязывают тебе пионерский галстук, и ты даешь свою первую клятву. Это присяга, которую ты обещаешь выполнять. Устав этой присяги, в чем-то схож с заповедями, которые нарушить нельзя. И вот ты стоишь на школьной линейке, гордый, у тебя в кармашке белого передника 10 копеек не порцию мороженного. И ты ждешь, когда сможешь продолжить этот праздник. Но, тебе немного не по себе, галстук у рыжей Тоньки самый красивый. Он шелковый и весь переливается, а от дующего ветерка, его кончики трепещутся и плавно ложатся на место. А сама она рыжая, в веснушках, и ноги у нее толстые, ну прямо как две бутылки. И было у нее прозвище, «Рыжая Двойка». У меня галстук был намного проще. Несколько мам сложились, и купили на галстуки красный сатин, разрезали его на треугольники и каждая из них, по-своему подшивала края. А ткань была крепкая, с одной стороны матовая, а с другой почти такая же. Поэтому наши самоделки не развевались как у других, а плотно прилегали к нашим таким же простым кофточкам. Это была зависть, или другое чувство, но было немного обидно, почему у одних так, а у других иначе? Почему мне в школу дают просто кусок хлеба, а вот Рыжей Двойке – с маслом и повидлом. А ведь это не честно! Вы спросите, почему я привязалась к этой Тоньке? Да потому, что ее ненавидела половина класса! Она когда ела, всегда облизывалась и делала это специально у всех на виду, медленно, с чувством пережевывая каждый кусочек. А тут еще у нее самый красивый галстук. И, однажды, переодевшись на урок физкультуры, нас вывели строем на школьный двор, на подготовку к параду в честь дня Первого Мая. Вернувшись, красные от жары в свой класс, первыми переодевались девочки. И вдруг крик. Это кричала Тонька. Она не плакала, она кричала: «Нет галстука. Где мой галстук?» Мы стали лазить под парты, в классе начался неимоверный шум, а его не было. Потом, много лет спустя, когда одноклассники встречались на встречи выпускников, мне по секрету признался один мальчишка, что это он его украл и мечтал подарить мне на день рождения, так как я была самой красивой среди девчонок, и самой дерзкой среди мальчишек. Но он боялся это сделать, зная, что не приму краденного. Много лет он его хранил, а когда узнал, что я вышла замуж, порвал на мелкие кусочки. Да и ткань со временем истлела, и не нужно было прилагать особых усилий. А память оставила в наших сердцах яркое чувство под цвет пионерского галстука.

                БАНДИТКА.

Кем может вырасти девчонка, если в ее окружении – мальчишки, и брат старше на 4 года? Если шла игра в «войнушки» - она была разведчицей! Если в футбол играла улица на улицу, ее ставили на ворота, и она мечтала быть первой в мире женщиной вратарем. Ну, а когда шли драки, она перевязывала всех мальчишек, и выводила с «поле боя», зашивая оторванные рукава и воротники.
Наш городок делился на три района. Это были Центр, окраина под именем Слобода, и другая окраина - под именем Степовая. И, как известно, окраины всегда между собой враждовали. То ли хотели установить пальму первенства, то ли девчонки были краше, и залетные женихи зарились на них. Во всяком случае, причины были всегда «веские» для начала «боев». А вот мы, живущие в центре, гордились этим, и называли их «быками». Мы ходили по всему городу героями, и нас боялись трогать, так как вели «контроль» над теми, кто проходил через НАШ центр. И горе было нам, когда два края города - вставало на «тропу войны» против нас! Нас били и те, и другие. Подруг у меня не было, и мое детство проходило в окружение мальчишек. Так как только их считала настоящими, бескорыстными друзьями. И если мальчишки моего класса «выясняли отношения» с мальчишками другого класса, я поднимала на «борьбу» всех девчонок! Проходила разведка, докладывалась обстановка, и шла атака. Однажды, после очередной такой «операции», двоечница нашего класса нас выдала, и мы попали в «засаду» учителей. Что было дальше – говорить не стоит. Но одно помню точно, это разговор с классным руководителем:
- Наташа, ты будущая женщина, мать. Но я не вижу в тебе этих задатков. Ты, ты БАНДИТКА!
Как мне хотелось тогда сказать что-то, извиниться, пообещать исправиться. Но врать не могла. Мне хотелось хулиганить. Мстить тем, кто завышал оценки другим, кто преподавал по книге, не донося нам ничего нового. Как после уроков била тех, кто срывал уроки хороших учителей.
Очень любила черчение, делала чертежи половине класса, за которые они получали отлично, а мне ставили тройку. Теперь я понимаю, за ЧТО! А тогда 45 лет назад, я решила мстить учителю. Мочила мел, ломала его на маленькие кусочки, чтобы он отправлял дежурного за большими кусками, и так проходило половину урока. Потом он приходил с полным карманом кусков. Но на этом я не остановилась. Я принесла в класс кусок сала, и намазала им доску. Густо, не жалея мазала. А ведь не подумала, как тяжело будет ЭТО мыть горячей водой!
Бандитка! Нет, я не выросла такой. Была скромной, тихой девушкой. Получившей закалку, умеющей ценить дружбу, подставить плечо, и разделить с другом его беды и несчастия. Но всегда в моем окружении было больше друзей, чем подруг.
Давно стерлась грань между окраинами, улицы переименовали на фамилии почетных граждан, выделивших деньги на проведения городских мероприятий. Дети не делают уже таких шалостей. И что? Я была последней бандиткой?
Не знаю, может быть! Но знаю одно – шалость - не должна переходить в преступление. На то она и шалость!