Улица моего детства

Валентина Баскакова
     Улица моего детства… Она одна в моей жизни, длинная деревенская улица, на которой бывало всякое. Это не просто улица c двумя рядами деревенских домов по сторонам, с зоркими окнами - глазами, знающая про тебя всё, - это путь длиной в 14 лет, пока я не уехала из дома. 

     Это дорога в школу, долгая, в 2 километра, которую мы преодолевали, не считая ни времени, ни этих самых километров, потому что именно в дороге происходили интереснейшие приключения, особенно на обратном пути, так как не надо было торопиться.

     Это и наши беседы с задушевной подружкой о будущем, о настоящем… это и невероятные находки в колее, по которой мы шагали( например, 3 рубля – несметное богатство по тем временам для сопливых девчушек)… Это и наши посещения подшефных старушек, которым мы помогали просто так, - ещё не знали мы о тимуровцах, будучи октябрятами… Это наши походы на вечера в школу с тайным желанием, что, может быть, именно сегодня удастся потанцевать с Ним…  Это долгие, нескончаемые летние дни с купанием на речке бессчётное количество раз, это наши игры до вечерних сумерек, пока не начнут собирать нас беспокойные матери:в "10 палочек", в "стрелки", в "грехи", в "квадрат", в лапту, в лунки. А как мы "гоняли попа" по всей деревне, играя в рюхи… Улица моя, сколько ты перевидала всего!

     Это и деревенские летние праздники - Иван-день, Петров-день, Ильин-день,- когда призывно звучит гармошка и взрослые нарядные девки стеночкой идут по деревне, заливисто распевая частушки, а мы, босоногие девчонки, бежим сзади и немножко сбоку, чтобы было видно, и  мечтаем о том времени, когда так же пойдём, взрослые, красивые, и все будут нами любоваться. (Не дождались, избыл себя этот красивый обычай с появлением электричества, а,значит, радиолы и танцев в клубе…)

     Моя улица – это и проводы в армию, с песнями, с плясками на угоре, перед тем, как новобранцы, напевшись и наплясавшись, обняв поочерёдно всех провожающих, запрыгнут в кузов открытой полуторки и, махая рукой своим родимым и милым, уедут на 3 года служить, защищать нас…

     Улица была свидетелем того, как я была окликнута молчаливым провожатым, шагающим за мной от самого школьного крыльца после вечера, причём шагающим метрах в 20 от меня, и мне была так же молча и торопливо сунута в руку записка со словами: "Исакова, давай дружить. Если ты согласна, то давай с 3 мая. Ответ дашь на вечере 5 мая". Сколько этих записок, писем, открыток и фотографий хранят недра моего старого родительского дома, стоящего на угоре и глядящего окнами на ту самую дорогу, которая памятна мне на всю мою оставшуюся жизнь и которая снится мне до сих пор, возвращая меня в незабываемое  прошлое…

     Это и проводы в последний путь на Роднемский бор, печальные проводы, ознаменованные не только грустным зрелищем со стороны, но и участием в них, когда, не веря в случившееся и почти не понимая происходящего, я заходилась в рыданиях… Ведь хоронили моего любимого отца, без которого я не мыслила дальнейшей жизни, на которого я равнялась и без которого не знала, как жить дальше… Но мне предстоит многое переосмыслить и понять без своего первого наставника и учителя, чтобы принять сердцем и приклониться головой  к матери, с которой судьба тоже не даст мне много времени на общение: через 12 лет я приеду домой с мужем и сыном, чтобы по той же дороге проводить в последний путь свою совсем ещё не старую маму, съеденную жестоким раком. А потом буду ещё приезжать на проводы в армию младшего брата, на его свадьбу, просто в гости к оставшемуся на родине, а потому самому счастливому старшему брату, как мыслили мы с младшим… Но пройдут годы, и вот звонок среди ночи разбудит меня, чтобы я приехала проститься с нашим счастливцем…

     А ведь она, моя улица, видела и его жизнь, мальчишество, юность, проводы в армию, а через 2 года - благополучное возвращение и скорую свадьбу, красивую, яркую, с лошадиной тройкой в ярких лентах, с бубенчиком под крашеной дугой и переливами гармошки… Улица была свидетелем всей его семейной жизни, всех его детей она видела, привечала их и так же, как мне, снится им, тем, кто покинул родину.
    
     Спасибо тебе, улица моя, за незабываемые уроки жизни, которые ты мне подарила, за друзей, что на всю жизнь и до конца!.. Там, на моей улице детства – моё начало, моя родина, туда я возвращаюсь и мыслями, и наяву в нечастые свои приезды домой. Ты узнаёшь меня сразу, как только ступит моя нога на родную землю, ты принимаешь меня тепло и искренне, со всеми моими печалями и тревогами, ты успокаиваешь меня, мудро и молчаливо советуя мне просто жить... Там, на родине моей, я сплю спокойно, и мне снятся добрые сны.