Мечты, мечты... В жизнь вашу сладость!

  Запах коридоров, волнение при звуке школьного звонка, шелест новеньких  страничек учебников, энергичное  почёсывание затылка  во время контрольных работ, летающие  по классу шпаргалки, первая  влюбленность, концерты, шалости,  школьные  линейки, звуки горна и барабана,  вскинутая рука в  пионерском приветствии «Всегда готов!», субботники – ах, ну что только ни приходит из памяти при слове «школа»!

  Но школьные годы чудесные – это еще и период напряженного  самопознания, обретения собственного «Я».

  Многому мы учимся за школьным партами, многое узнаем.  Цель школьного обучения – научить учиться.  Всех. 

  Проходит два-три десятка лет.  И вот наступает совершенно естественный,  так называемый «кризис среднего возраста» – после сорока лет или уже после пятидесяти.  Начинаешь не только соколиным взглядом озирать свои прожитые десятилетия, оценивать достижения, определять верность убеждений и устремлений, смещать акценты на жизненных приоритетах, но и уже достает времени для сравнения  своих достижений с победами однокашников, сорадуясь,  или огорчаясь  некоторым неудачам.

  Нет-нет, это не патология мышления человека, это абсолютно нормальное, здоровое качество зрелого разума – сравнить, определить свои победы или ошибки, сориентировать свой интеллект на дальнейшие цели, составить план, определить задачи на следующие  годы.

  Вот только возникают вопросы: нас  учили одни и те же учителя, по одной и той же школьной программе, мы мечтали после школы об одном и том же – прежде всего, быть счастливыми  -  мы верили одинаково в чудеса. Так почему же, спустя несколько десятилетий, так разнится наше мировоззрение,  качество нашего мышления, оказываются иногда совсем противоположными наши устремления, жизненные приоритеты?

  Наверное, причин много.  Перечислять их все, выявлять  – это удел профессиональных психологов, социологов, ученых. А я начала разговор именно о школе, напоминая те чудесные эмоции и ощущения, возвращая тебя чуть ли не к истокам нашей жизни.

  Так давай, как встарь, помечтаем с тобой.

  Помечтаем, с высоты нашего сегодняшнего вИдения,  о том, какую школьную программу обучения  нам было бы необходимо пройти тогда, чтоб радость жизни и самоуважение,  жажда познаний и вера в чудеса сопровождали нас всю нашу жизненную дорогу, были бы нашими попутчиками.

  Нас учили грамотности, прививали любовь к русскому языку и литературе.  Наверное, были ошибки в школьной программе, если сегодня мы читаем, лишь  утоляя  информационный  и эмоциональный голод, мало размышляя и дискутируя с близкими, почти не споря о прочитанном, не анализируя  применительно к себе. Все чаще и чаще встречаются в наших письменных обращениях друг к другу неверное написание наших имен  и даже (о, прости нас,  наша первая учительница!) написание  их иногда с маленькой буквы.  А, может быть, это были не ошибки в обучении, а первая,  но уверенная проба потери уважения, соответственно, и самоуважения, когда впервые вдруг  звучит: «Неважно, сколько ошибок у меня в тексте, важно то, что я хочу сказать».

  А в каждой школе висит  транспарант с цитатой  А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда,  и душа, и мысли…»

  И приходит понимание, что наряду с такими важными для нашего интеллектуального развития, предметами, как русский язык и физика, химия и география, литература и физкультура, трудовое обучение и История,  было  упущено  совершенно необходимое  направление:  Культура Общения, включающая в себя несколько разделов.  Равноправный предмет, а не факультатив альтернативных курсов.

  Культура нашего общения, ежедневного, ежеминутного, не овладев которой, очень много людей постепенно становятся циниками (ведь намного проще отрицать правила, нежели им следовать),  бытовыми хамами, уж прости мне это определение, разочаровываются в жизни, теряются в ее течении. 

  Занятия на уроках Культуры Речи предоставят возможность учиться доступному и простому изложению своих мыслей.

  На «Культуре взаимоотношений» можно будет научиться  слышать и выслушивать мнение собеседника, благодарно принимать  критические замечания,  достойно воспринимать комплиментарные.  Все это – в игровой,  ролевой форме, после обсуждения теоретического материала.   Ведь человеку необходимо помочь  определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить в будущем себя в обществе.

  И доброжелательному отношению друг к другу детвора будет учиться не по голливудским кинофильмам с холодными, пустыми оскалами на губах. Они, принимая суждения дискутирующего с ними собеседника, будут  сопровождать  разговор искренней улыбкой, происходящей от приязни к однокласснику, от удовольствия общения, возможности красиво и логично выстроить и свой ответ.

  Мечтаем дальше?

  А еще я включила бы  в перечень обязательных предметов «Танцы», танцевальное искусство, знакомя детей на практике  с разнообразием стилей,  воспитывая  уверенность в себе.  Ну, не хватает детям радости движений, радости от красивого  управлением своим телом только лишь на уроках физкультуры!

  Уроки «Фантазия»  - в обязательную программу! Они развивали бы деятельность воображения, здоровую чувственность, учили бы слышать окружающий мир и, прежде всего, самого себя.

  Ах, как же не хватает уроков по развитию эстетического вкуса!  О, как мы часто бываем внешне безвкусны, придумав себе отговорку  «Вкусы у всех разные».  А, может быть, потому что у одних вкус  более развит, у других – менее? 

  Вкус – особенность восприятия прекрасного.  Природа, окружающий мир, человек – единое целое.  «Счастье – это быть с природой,  видеть ее, говорить с ней», - говорил Л Н Толстой. И был он абсолютно прав!  Ничего  нет ущербного в природе, все гармонично, все взаимосвязано – все прекрасно!  Имеет смысл учиться человеку у природы. Но – не наоборот, подчиняя ее своим нуждам. Ты согласишься со мной? Тогда оглянемся на себя - прекрасно и тело человека!  Прикрывая его наготу, можно подчеркнуть достоинства фигуры, прекрасные линии тела,  скрадывая  природные недостатки.  Мудрые люди встарь считали, что одежда – это вторая кожа человека.  Или,  отдавая дань «высокой моде»,  скрыть некоторые места  тряпочкой  «в облипочку»,  оголив пирсинги и рисунки в самых неподходящих местах  тела.  Почему  ущербность нашего понимания прекрасного мы стараемся спрятать под индейскими рисунками на нежнейших девичьих телах, свет и доброжелательность улыбки из глаз надежно укрыть  под жуткими коровьими накладными ресницами?  Наши мальчишки вдруг начинают вместо гармоничного развития своего чудесного мускулистого торса  уродовать его штанами,  с виду становятся похожими на пупсов  с памперсами.   Работа над красотой тела требует труда в спортивных залах,  достаток движения, здорового питания.  Представляешь, подросшая ребятня тогда не будет нестись  по утрам в университеты или на работу в баночкой вреднейшего для здоровья энергетика или бутылочкой пива!  Не будет потому, что в школе им  помогут понять, что здоровье – это их важнейшая жизненная ценность.  Вырисовывается взаимосвязь:  здоровье- красивое тело – украшающая его одежда – радость самоощущения, мироощущения – счастье.  Как в природе!

  И все это –  уроки.  Почти весь  день дети будут находиться под присмотром учителей. Но – и в обществе друг друга.  Представляя такой «рабочий» день школьника,  я подошла к своей главной  мечте о школе.  Для начала расскажу историю, услышанную от приятельницы о своей внучке Анесе.

  Анеса с другом Максиком играют во дворе. Через некоторое  время слышен рёв.
Идут оба: впереди голосящий Макс, за ним- злющая Анеса. Наташа, дочь, мама Анесы,  выясняет что случилось. Анеса:
   -  Мама! Я Максу сказала, что мы, девочки, очень нежные, ранимые и чувствительные ! А он не поверил! Ну,  я ему по башке и надавала!

  Я мечтаю о раздельном обучении – мальчиков и девочек.   Мальчики и девочки развиваются по-разному,  и воспитывать их надо соответственно гендерным различиям,  а не в условиях постоянной жесткой конкуренции.  Мужчина должен обучаться и воспитываться среди мужчин (прости мне слово «должен»), женщина – среди женщин.  Мужчина и женщина – не соперники,  пред которыми доказывается  и демонстрируется  свое превосходство:  у каждого  имеется определенный круг  обязательств   друг перед  другом и в социуме,  разное жизненное предназначение.  Так заложено природой. И не надо стараться быть умней ее – кроме уродования  психического и физического здоровья  такие старания не принесли  ничего.  Не пора ли все вернуть на круги своя?  Женщинам – рожать и воспитывать здоровое потомство, грамотно вести домашнее хозяйство, быть радостной опорой супруга.  Мужчинам – защищать и обеспечивать разумной надежностью,   окружать теплом заботы и покоя свою семью.    Семье – быть настоящей семьей.
Я замкнула круг: школа - семья.

Мечтаем дальше?
 Твоя  очередь!
https://cont.ws/@sage/953165 ССылка на Конт. "Интересный эксперимент решили провести в бийской школе №20. Здесь разделили классы по гендерному принципу, конечно же, с согласия родителей. Дети по такой системе учатся уже второй год, а сам эксперимент привел к неожиданным результатам".

Уважаемые Господа Читатели, коллеги, единомышленники и инакомыслящие, с нескрываемой радостью и глубочайшей благодарностью хочу поделиться с вами мыслями, пожеланиями, требованиями к школьному обучению Николая Мурашева, которые помещаю ниже. При этом, считаю необходимым предложить и его статьи, размещенные на личной авторской странице, явившиеся отправной точкой моих личных мечтаний и страстного желания - Думать об этом Всем Вместе!

Николай Мурашев:
О чём тут можно мечтать?

1, Что школа в государстве станет учреждением по формированию жизнерадостных и любознательных Разумов, характеризуемых также большим набором развитых способностей, одарённых аналитическим мышлением, целеустремлённых, с развитым воображением, способных к самостоятельному познанию интересных тем бытия, вымыслу и творчеству, любящих в себе творение Природы и благодарных ей.

2. Что школа в государстве станет для учителей не фронтом борьбы за…(?)…, а средой, оставившей в памяти воспоминания о радостном взрослении, возвышении интеллекта (культуры) своих учеников, их имена и имена друзей – учителей, а также чувство гордости за своё участие в решении самой важной государственной задачи.

3. Что школа в государстве станет для её учеников не фронтом борьбы за…(?)…, а средой, оставившей в памяти воспоминания о радостном взрослении, возвышении интеллекта (культуры), множество примеров радостных интеллектуальных побед, имена друзей – учителей и имена друзей - ровесников.

4. Что школа в государстве станет не только учреждением, предоставляющим ученикам источники познания, а и духовной опорой её выпускников.

5. Что школа в государстве важнейшей из задач будет считать привитие интереса ученика к познанию и развитию множества способностей его Разума. Что с первого дня в первом классе и до выпускного балла сначала учителя настраивают интерес ученика, а затем нахождение интереса в познании переходит в привычку и потребность Разума.

6. Что школа в государстве станет выдавать путёвку в жизнь, а не документ, необходимый для приёмной комиссии учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для различных потребностей государства, а то и так: на всякий случай.

7. Что школа в государстве не прощается со своими учениками до завершения ими обучения в её 11 классе, а в период обучения с 9 класса по 11 класс важнейшим из предметов считает профессиональное ориентирование.

8. Что в государстве обязательным для выпускников школы является продолжение обучения в средних специальных учебных заведениях по выбранным профессиям. К этому периоду приравнивается служба в армии.

9. Что в государстве получение высшего образования станет доступным для любого гражданина – выпускника среднего специального учебного заведения, определившегося в выборе своей профессии, пожелавшего возвысить уровень своих познаний то ли для совершенствования своих, ранее обретённых специальных познаний, то ли для подготовки себя к работе, требующей комплексных и более сложных технологических познаний, то ли для подготовки себя к научной работе по проблематике в своей профессии.

Примечание: Дети, волею судеб профессионально определившиеся как музыканты, танцовщики, спортсмены, обретающие мастерство сызмальства, должны иметь в государстве свой стандарт гуманитарных познаний.

10. Экзамены как итоговые по периодам обучения, так и вступительные в средние специальные учебные заведения ушли в прошлое: итоги обучения определяются по текущим контрольным работам как сумма набранных баллов, а приём в средние специальные учебные заведения осуществляется на основании собеседования, основной целью которого является определение признаков выбора выпускником школы предполагаемой профессии.

11. ВУЗы принимают выпускников средних специальных учебных заведений по итогу прохождения ими трёх туров, в которых основной целью является выявление цели абитуриента и самостоятельность его Разума в освоении трёх профессиональных тем ВУЗа, для которых полученные базовые познания были бы достаточными для их познания. Это более важно, нежели демонстрация ранее выученного или удачно списанного прошедшего познания. Это даёт возможность кафедрам комплектовать учебные коллективы из людей, действительно заинтересованных в конкретной профессии и проявляющих для этого необходимые способности.

12. Что молодые специалисты, увлечённые своей профессией, с получением диплома получат и направление на работу по специальности. Что они не будут разочарованы реальностью.

Статьи:
Цели и задачи школы http://www.proza.ru/2011/02/28/2000
Новая школа         http://www.proza.ru/2010/04/28/689
 
 
Быть Добру!

___________________________________________________07.11.2018 г
Удачный эксперимент в г Бийске https://cont.ws/@sage/953165


Рецензии
Уважаемая Нэля, здравствуйте. Удивительно точно Вы выразили мысли, которые и мне не дают покоя, над которыми я размышляю. Некоторые мои взгляды выражены в рассказах о школе, другие ещё не высказаны, но которые, я надеюсь, при благоприятном стечении обстоятельств, будут выражены. Совершенно согласен с Вами в том, что очень большим упущением в работе школы является отсутствие предметов для души. " Культура общения", " Культура чувств", " Религиозное воспитание"! О многом надо думать, совершать поступки. Думаю, что воспитание Человека с устойчивыми взглядами на вопросы бытия, сложившееся убеждение о зле и добре, эстетические и моральные воззрения прививались бы более успешно при условии отсутствия расхождений устремлений учителя и реальной жизни. Именно социум является фактором, влияющим на дальнейшую жизнь выпускника. Об этом Вы прекрасно сказали. В последнем рассказе я постарался выразить мысль, что современная школа слишком увлеклась погоней за оценками, показателями успеваемости.... И ещё, в унисон вашему предложению о мечте: мечтаю о том времени, когда психологи до конца изучат особенности развития ребёнка и придут к единодушному заключению, что до 14 лет не следует увлекаться пичканьем ребёнка специальными знаниями. Не лучше ли давать их в плане ознакомления, а обратить внимание на развитие врождённых, заложенных Вселенной , способностей? Всего Вам наилучшего, здоровья и успехов. С уважением.

Анатолий Кисельников   27.03.2014 14:30     Заявить о нарушении
Анатолий, здравствуйте!
Примите мои извинение за столь долгое молчание - не заглядывала давно в рецензии, не видела Вашей.
Мои дети давно закончили школу, внучка еще только готовится к поступлению в неё. Поэтому не могу сказать ничего о нынешнем увлечении пичканья ребят до 14 лет всевозможными знаниями. Если брать во внимание мою давешнюю педагогическую деятельность - то я не наблюдала подобного увлеченья. Даже наоборот.

Боюсь, на данный момент я не готова к беседе на эту тему.
Спасибо за рецензию, за выраженное суждение.
С уважением,

Нэля Березная   31.03.2014 11:42   Заявить о нарушении
Ой, Анатолий, у Николая Мурашёва на страничке авторской есть замечательная сказка "Сказка о молекулах". Урок физики, связанный с мироощущением, себя в этом мире, преподнесении законов физики как чуда познания, как урок всем родителям, учителям в заинтересовывании ещё дошколёнка в системном изучении мира и себя в нём. Сказка преисполнена добра и тепла, мудрости и прекрасного, свободного ориентирования в физике и в мироустройстве самого автора.
Полагаю, Вы с ней знакомы?
Если этого не делать с младых ногтей, к 14 годам может быть поздно. Я это свидетельствую из собственного жизненного опыта. Я - ни бум-бум в физике, химии и много ещё в чём.
С улыбкой,

Нэля Березная   31.03.2014 12:09   Заявить о нарушении
Нэля, спасибо за ответ! С работами Николая Константиновича стараюсь знакомится регулярно. Ещё раз загляну в его " Сказку о молекулах". С уважением.

Анатолий Кисельников   31.03.2014 17:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.