Дневник репатрианта глава 10

Наталия Глигач
                «МОЕ МЕСТЕЧКО».

«…А жизнь продолжается…» эти слова из песни, где грустные и веселые мелодии, сплели воедино мою жизнь. Чередуя удачи и невзгоды, прошлое и настоящее. Нет, я не тоскую по прошлому, иногда с тоской его вспоминаю. И, если вы не жили в маленьком, местечковом городишке, значит, вы не можете представить себе, чувство тоски и воспоминаний. Вы не можете насладиться покоем души. Вас постоянно окутывают воспоминания, как переплетенная коса, держащая в себе грустное, радостное, и что-то щемящее. Эти три пряди волос, время от времени расплетаешь, моешь и расчесываешь, аккуратно наматываешь на палец выпавшие, и, со вздохом складываешь в конвертик, чтобы потом, через годы, вновь их перебрать. Ты назовешь это памятью.
Моя коса вобрала в себя, что-то большее, чем обычную жизнь. В ней и чувства любви, и чувства горя, и чувства разлук и встреч. Расплетая ее в минуты одиночества, я чувствую на пальцах любовь моих далеких, и таких близких людей. Мне всегда хотелось куда-то ехать, осваивать новые места, но, я всегда возвращалась, в свое местечко. Мне так не хватало его длинного парка, старого кинотеатра, в котором смотрела индийские фильмы, здания своей школы. Хотелось пройтись по рынку, по его рыбным рядам и купить полное ведро раков. Хотелось положить букет живых цветов на могилки родителей, и поклониться им за все. Сказать им спасибо за жизнь, что передали свои самые хорошие чувства. Меня всегда тянуло домой, в те места, где выросла, вышла замуж, рожала детей. Говорят, это чувство называется ностальгией, тоской по Родине. Может и так. Но, возвращаясь к родным берегам, тебя тянет уже обратно, и ты без сожаления вновь их покидаешь, чтобы при случае вернуться.
Мое маленькое местечко Голая Пристань, я тебя так люблю! Каждую твою улочку, единственный светофор, который давно не работает, разбитые дороги и старые машины, которые давно нужно сдать под пресс.  Я люблю тех, кто живет в этом местечке, помнит меня и любит.
А когда подходит очередной отпуск, даже не возникает вопросов, где его провести? Все дороги ведут не в Рим, а в мое маленькое местечко, под названием – Голая Пристань!
И вот, сохраняя эту любовь, ты сохраняешь память о своих лучших днях, близких и друзьях. О тех, кто так дорог и близок твоему сердцу.
Но, сейчас я там, где и должна быть.

Четыре года  жизни в Израиле нас не изменили. При всей тяжести бытия – наши руки так же были протянуты тем, кто в нас нуждался. В нашей съемной квартире десятки людей находили себе приют, мы никогда не пожалели о том, что уступали свои кровати и отдавали им лучший кусочек. Мы не представляли – что можно иначе. Однажды, наша квартирная хозяйка привезла нам шкаф, которому мы обрадовались. За эти годы мы уже обросли кое- чем. Наши земляки, которые жили у нас на тот момент, помогли его собрать. Хозяйка, которой было под 80 лет, через неделю вспомнила, что там у нее спрятаны деньги. Приехали две ее дочери и стали искать их на полочках, обклеенных обоями. Не нашли, и решили, что мы их присвоили. А точнее – украли. На нашу голову посыпались проклятия, и т.д. Они были правы, это их деньги. Через несколько лет я узнаю правду. Что эти деньги нашел тот, кто собирал этот шкаф. Закрыли мы двери своего дома? Нет. И жизнь нас не изменила. Мы такие же, как были раньше, вопреки выражению «Чем шире у тебя распахнуты руки, тем больше вероятности быть распятым». Я описываю в своем дневнике события лишь значащие, которые помогут дать представление о нашей жизни и адаптации на этой Святой Земле. Записи будут похожи на отрывки воспоминаний и действительности, это будут главы одной  книги, в которой мне хочется рассказать обо всех, кого люблю.
Открываются новые взгляды, появляются сомнения. Проясняется то, что тяжелым грузом лежало на душе. Любовь, дружба, уважение. Все это замкнутая цепочка, которую разорвет лишь выпавшее звено. Я пытаюсь держаться за все двумя руками, боюсь расслабиться даже на миг.
И, если бы сейчас, через столько лет, у меня спросили:
- Ты жалеешь о своем решении,  уехать из своего маленького местечка, о котором пишешь с такой любовью?
Чтобы я ответила, пройдя такой долгий путь становления? Нет, не жалею. Но только очень скучаю по своим братьям.
 
                АДАПТАЦИЯ.

Привыкая к новым правилам жизни, ты адаптируешься в новом климате взаимоотношений. Часто  раздражаешься от несправедливости, от незнания законов, своих прав. Ты раздраженно вспоминаешь годы, когда у тебя все было ясно и понятно. Твоя работа, твой дом, твоя семья. А сейчас? Ни работы /твоей/, ни дома /твоего/, а лишь  семья, у которой тоже ничего своего. И, если бы государство, хоть немного уделило внимания новым репатриантам…, но не так, как перед выборами.  Бениамин Нетаниягу сожалеет, что так мало уделял раньше  внимания «русской улице». Он сожалеет перед выборами, так как улица эта большая. И наши голоса помогут ему лишь в политической борьбе за место премьера.  Вычитывая в новостях все о политической борьбе, сравниваешь это с очередью за коврами. Те, кто наглей группировались, локтями расталкивали других, и получали все!
Что же мешает, нашей маленькой стране стать лучшей в мире? Есть у нее для этого все. Святость Земли, Неба, и, конечно же, основное это народ, выбравшим своим домом - ИЗРАИЛЬ!

Чтобы сохранить о себе впечатление, как о человеке веселом и оптимистичном, пора рассказать о веселых сторонах нашей жизни в Израиле. Обещанные молочные реки и кисельные берега нужно было еще построить, а пока, привыкать и обживаться. Чтобы понять эту страну - отнесись к ней беспристрастно. Прости  этому гонимому народу его причуды в истинной вере единому Богу, его умению выдерживать столько запретов на все  жизненные удовольствия, которым мы так подвержены. Не будем обсуждать то, что так трудно понять без особых знаний.
Очутившись в этой удивительной стране с ее несколькими климатическими поясами,  можешь в течение нескольких часов побывать под палящими лучами солнца, и покататься на лыжах. Тут ты можешь увидеть рядом растущую пальму и сосну. Хочется прикоснуться к огромному эвкалипту с его корой, похожей на кожу, ощутив тепло десятилетий. Только тут, ты можешь увидеть в один момент - столько народностей у стены плача. 
И вот ты, из устоявшейся жизни запада, попадаешь в океан страстей восточного народа, шумного и темпераментного, так не похожего на нас, светлокожих и в «меру» воспитанных.
Тринадцать колен Израиля, это тринадцать народностей  имеющих свои национальные кухни, одежду, обычаи, языки. Это люди, бегущие от безвыходности, безработицы в надежде на лучшую жизнь. И эта масса народа должна притереться, обжиться и пустить корни новых поколений. За 60 лет пустыня превратилась в цветущий оазис, за который идет борьба на смерть, чтобы сохранить жизнь государства и его народа. И это здорово, когда молодежь  стремится пойти в армию, осознавая  всю опасность. Отслужив в армии, ты получаешь денежное вознаграждение на образование, открытие бизнеса. В каком бы ранге ты ни находился «там», «тут» ты начинаешь как все. Как уже говорила, самая востребованная специальность – уборка.
Лучший врач, педагог, обязан достичь звания «лучший уборщик». Ты достигаешь этих низких высот и понимаешь в будущем, такого же уборщика, каким был сам. Передаешь эстафетой веник, швабру и терпение. Ты долго помнишь количество квадратных километров вымытых полов, тысячи унитазов. И никогда не забудешь твердых, желтых мозолей. Но, каждый устраивает свой быт и свою жизнь соответствующую своему характеру. Кто напором, кто терпением. Это зависит от причин приезда. Или твое пребывание будет временным, или ты приехал на постоянное место жительства. Прибывая сюда большими семьями, люди поселяются поближе друг к другу, поддерживая этим и помогая выжить в новых условиях.  Потом каждый обретает свой круг друзей, и жизнь идет в тесном общении. Тесном, но не частом. Они созваниваются, а потом встречаются в кафе, пиццериях, в парках на скамейках. У каждого есть любимый уголок в городе. И как это здорово, когда видишь двух старушек – за чашечкой чая, за порцией мороженого на свежем воздухе. 
Оказавшись в другой обстановке, ты учишься не просто новому языку, осваиваешь новые рецепты, новые праздники. Меняешь отношение к работе. Все это на каждого из нас действует по-разному. Оптимисты принимают с улыбкой и надеждой, и в итоге им удается изменить жизнь к лучшему. Но вот пессимистам приходится трудно. Их раздражает «все» и «вся». Они постоянно чем-то не довольны, ноют на законы, порядки, участвуют в сомнительных  демонстрациях, митингах. Хотя свою жизнь можно украсить сравнением. Пенсии  и зарплату – получаем во время. Мы не стоим в очередях. Зашли в банк, оторвали номерок, садись и жди. Высветился на табло твой номер и впереди уже без очереди ни кто не влезет. Да, случается. Да бывает. А где все гладко? Не нравится? Возвращайся. Ведь нас никто сюда силой не тянул.
Самое главное, это преодоление языкового барьера и твой путь открыт.  Деньги, как говорится, лежат под ногами. Приложи максимум усилий, и ты поднимешься на ступеньку выше. Еще усилие, и еще ступенька. Вспомнился старый анекдот:
- Абрам, скажите, а на какие средства вы живете?
- Ай, гражданин  прокурор, кручусь. Положил червонец, крутнулся и заработал…
Прокурор достал купюру, положил ее на стул, сел, повернулся на 360 градусов. Встал, а там без изменений, и говорит:
- Ну, как это понимать?
- Господин прокурор, вы же крутились задом, а я кручу головой!
Так крутитесь, господа, головой крутитесь!

Так что же нас отличает  от коренного населения?   Мы соглашаемся сразу на любую работу. Мы не знаем законов, где черным по белому описаны права и обязанности.  Ну что ж, сила есть – ума не нужно.  Наша психология живет с нами, она внутри нас. В такие моменты думаю:
- Ох, мало нас Моисей водил по пустыне.  Не вышло еще рабство из сознания. Почему так униженно себя чувствуем, кого боимся? Да никого, себя боимся, стесняемся потребовать то, что положено.  Привыкли иметь лишь обязанности. А тут – хоть и восток, но все как-то, иначе. Может от того, что люди другие, комплексов меньше.
Первое время я чувствовала себя, как Алиса в стране чудес, а теперь привыкла. Об отрицательных сторонах - тоже можно сказать много. И взятки существуют, и коррупция, и продажа наркотиков, и бензин разбавляют, и преступления есть, и в магазинах обманывают.
Да,  много негатива, но с этим,  мириться можно. С этим, люди по два раза в год едут отдыхать за границу,  не бегают  по соседям одолжить десятку до зарплаты. Для этого существуют банки, и половина Израиля живет в долг. Но это все узаконено и не так унизительно. С этим они владеют свободно двумя языками. Преподавательница курсов иврита однажды спрашивает:
- А скажите, как фамилия израильского президента?
По классу раздался легкий шепот, воцарилась тишина. Я вспомнила, Голду  Меир, отец часто произносил это имя. Многие не знали даже этого. А Сара, так звали нашу учительницу, отвечает:
- А почему я знаю, и Ленина, и Сталина, и…-  называет всех по очереди.
Прожив в Израиле с десяток лет, ты можешь его возненавидеть, или полюбить так, как я. Говорят:
 - Как ты воспримешь страну, так и она примет тебя в свои объятия. Меня она приняла.
Хочется остановиться на дне памяти погибшим солдатам во всех войнах, и, так же почтить их, но не вставанием, своим многоточием…  ровно в 11 часов раздается  гудок по всей стране. Транспорт, пешеходы, замирают на две минуты.  Пассажиры высыпают  из машин, и эта масса народа замирает с опущенными  головами.  Каждый год, в эти минуты у меня холодеет сердце, и выступают слезы на глазах. Нет ни одной  семьи, которой бы не коснулась война, даже  в мирное время. Погибают молодые ребята, полные сил и энергии, погибают наши дети – будущее страны, наша надежда и опора. От кого погибают? От звероподобных, обкуренных наркоманов,  фанатиков несущих смерть  по всему миру. Под скорбный звук сирены, стоя с опущенной головой, я думаю о тех, кто отдал свою жизнь за победу. Отдал свою жизнь, чтобы наступил мир во всем мире!
И, если мне встречается по дороге солдатик, я стараюсь,  пропустить его в очереди, уступить место в автобусе. Хоть как-то, оказать ему почет, и свою молчаливую благодарность.  Как без трепета можно смотреть на девчушку, которая тащит на себе свой вещевой мешок, а за плечами автомат?  Как хочется сказать ей в след: «Да храни тебя, Господь».
- Эх, где мои 18 лет!  Была бы в первых рядах!
Но, мне далеко не 18, и автомат для меня слишком тяжел, и не сделать мне уж,  ни одного марш броска, а хватает сил дойти до аптеки. Но мое сердце, полное к тебе любви, мой Израиль!

                ПОСВЯЩЕНИЕ  ИЗРАИЛЮ.

        Не зови ты, меня перелетною
        Хоть и птицей к тебе прилетела я.
        Полюбила я, землю свободную
        И теперь без тебя не могу я.

        Ты во мне разбудил сердце робкое,
        Своим жарким прикосновением
        Не зови перелетною только,
        Я ведь дочка твоя, от рождения.

         Где бы раньше в скитаньях  я не была
         Но в Израиль дорога вела…
         Здесь ведь самое синее небо
         И рукою подать до бога.

         Пред тобой преклоняю колени
         И склоняюсь в немом молчании,
         И молюсь я за все поколенья,
         Испытавшие, горечь изгнанья.