1. 4. Дорогой мой человек

Галина Магницкая
В детстве вместо сказок просила я рассказать бабушку о тех местах, в которых она жила, о ее родных и друзьях. Уносилась в такие минуты бабушка в далекое прошлое, вновь становилась молодой и беспечной, а главное уводила вместе с собой и меня за неведомый Уральский хребет. Доставала она в такие вечера семейный альбом с металлической застежкой, облаченный в потертый кожаный переплет  и оживали передо мной дорогие ее сердцу лица. Оставили воспоминания бабушки глубокий след в моей душе, запомнились надолго. Именно они и составили основу данных записок. Память наша слишком причудлива. Со временем может устраивать каверзы, когда начинаешь воспринимать желаемое как ранее действительно произошедшее. Не перестаю удивляться, что давно знакомые воспоминания- картинки несколько утратили свою яркость, подернулись тенями. Накладываются на них знания прожитых лет, сказывается утрата детской непосредственности. Не исключаю возможности, что в тексте повествования имеют место некоторые невольные искажения фактического материала, обусловленные давностью описываемых событий: от середины века XIX до 30-х годов XX столетия

Появилась бабушка на свет  в семье православных «Фоминской волости и деревни крестьянина Иоанна Александрова Венедиктова и законной его жены Анны Павловой» четвертым ребенком по счету.  Шел 1896 год. Завершался последний летний месяц - август. Через три дня, 22 числа было совершено таинство крещения троекратным погружением в воду во имя святой Троицы. Произошло это событие в селе Чубарово в Рождество-Богородицкой церкви при участии священника Николая Андреева Горного и диакона Иоанна Дмитриева Троицкого. Псаломщиком в те годы служил Владимир Игоревич Удинцев. Отец  Николай окончил ПДС в 1868 году по второму разряду, служил уже долго и хорошо знал паству вверенного прихода. Восприемниками выступали близкие люди: родной брат отца Иосиф Александров Венедиктов и родная сестра матери Филицата Павлова Словцова. Так гласит официальный документ - Метрическая книга, где под №64 сделана данная запись с указанием, что нарекли девочку именем Вера. Однако впоследствии именины свои бабушка отмечала 30 сентября, в день прославления мученицы Веры с учетом перевода на новый стиль летосчисления. Бережно относилась бабушка к документам. Вот и сохранился подлинник метрического свидетельства о рождении, датированный 1896 годом.

Церковь в селе Чубарово была знатная -  каменная, двухэтажная, с четырьмя престолами. Главный храм возведен в память Рождества Богородицы, приделы – в честь Происхождения честных древ, св. Николая Чудотворца и св. Архистратига Божия Михаила. Выстроен он на средства прихожан. Заложен в 1769 году, а освящен спустя 17 лет. Не спешили в те годы со строительными работами, возводили неспешно на века. В алтарях двух церквей нижнего этажа и на солеях полы были сделаны из мраморных квадратных плит. Простоял он к моменту крещения бабушки уже 110 лет. Село было большое – около четырех тысяч жителей. К тому же в состав прихода входили жители восьми окрестных деревень. Расположилось оно на берегу реки Ницы в 30 верстах от уездного города Ирбита. Возможно, что  название его происходит от речки Чубаровки, текущей с севера и около села впадающей в Ницу. Хотя жива в памяти народной и легенда о татарском наезднике, князьке Чубарке как основателе этого поселения.

Смущают меня два обстоятельства. Кажется немного странным - зачем нужно было везти новорожденного ребенка на телеге за 30 верст, когда совсем рядом располагался Богоявлений собор, в состав прихода которого и входила деревня Фомина? Могу лишь предположить, что именно в селе Чубарово и родилась девочка, скорее всего в доме бабушки по линии матери. Вторая странность заключается в выборе имени – день Ангела наступал лишь через месяц после появления бабушки на свет. Обычно священнослужители выбирали имя согласно Святцам, и приходился он на день крещения или ближайшие к нему дни. Не звали ли прапрабабушку Дранишникову Верой?

Рассказывала бабушка о своих детских годах с чувством легкой иронии. Жаль, далеко не все запомнилось. Память слишком выборочно сохраняет информацию. Росла она подвижным и озорным ребенком. Ни в чем не уступала своим сверстникам. Любимым вечерним занятием в летние дни было посещение чужих огородов и лакомство созревшими овощами и ягодами. Однажды  перебираясь через высокий забор, зацепилась она платьем и повисла на колу. Снимать пришлось отцу. Досталось в тот вечер ей от родителей. Больше таким «промыслом» Верочка не занималась. Помню ее прозвище – Селезень. Получила она его за то, что кончик ее косы завивался в кольцо. Хотя волосы были совершенно прямые. К тому же всегда ходила она  с гордым видом. Из-за этого и носила птичью кличку.
 
Беззаботное детство окончилось в 1907 году. Подросли старшие дочери-погодки Александра и Вера, встал вопрос об их обучении. Определил их прадед в приготовительный класс Мариинской гимназии. В тот год ее начальницей служила домашняя наставница Клавдия Амвросиевна Степанова. Она же считалась классной дамой-руководительницей VIII класса. Благодаря настойчивости этой женщины  гимназия начала давать полный восьмилетний курс обучения. Преподавали в этом учебном заведении русский и французский языки, историю, естествознание и географию, математику, физику и космографию, рукоделие и графические искусства. Первой учительницей сестер стала домашняя учительница Бронислава Александровна Польковская. Законоучителем оказался широко известный священник Михаил Петрович Словцов. Окончили сестры гимназию в 1915 году уже при начальнице Н.Г.Семеновой.

Тяжело было девочкам ходить в гимназию, особенно в плохую погоду – дожди и морозы. Далеко. Вот тогда и предложила двоюродная сестра прабабушки Анны  взять их в свой дом.  Стоял он в центре города - на перекрестке Торговой и Веселой улиц.
Сложен был затейливо из белого кирпича в два этажа. На каждом смотрели на Торговую улицу по семь окон. Вместо наличников – каменное узорочье. Жили же в нем глава семьи Николай Иванович Шехирев, его жена Евгения Семеновна и единственная дочь – Наташа, чуть старше сестер Венедиктовых. Попали Саша и Вера в совершенно иной мир. Поражало воображение не только богатство и уют обстановки комнат, но скорее  внутренний уклад и распорядок дня. За стол садились в определенные часы, по зову гонга. Если опаздывал кто-либо, то оставался голодным. Стол всегда накрывался белоснежной накрахмаленной скатертью и полностью сервировался. Сидеть полагалось с прямой спиной, не облокачиваясь на спинку стула. Наташу дополнительно учили игре на фортепиано и французскому языку. Расторопная Верочка всему обучалась рядом с сестрой и делала несомненные успехи. Природа не поскупилась и наградила ее хорошим музыкальным слухом.

Убирать свою комнату, стирать и следить за вещами сестры были обязаны сами. Кроме того приходилось помогать по хозяйству и тетушке. Сколько раз Верочка глотая слезы от обиды, убегала домой. Однако приходилось возвращаться. Сердобольная маменька Анна умела уговаривать и убеждать. Время летело незаметно. Постепенно становились Сашенька и Верочка настоящими барышнями. Научились правильно вести себя за столом и поддерживать беседу, при необходимости вставлять фразы на французском языке, делать книксены и степенно ходить. Перестали громко смеяться. Исчез из их одежды деревенский покрой платья. На головах появились шляпки причудливой формы. Изменились они не только внешне, но и внутренне.

Разумеется, сказывалось не только влияние семьи Шехиревых, но и гимназическое обучение и воспитание. Классные надзирательницы (какое ужасное обозначение, как в каземате, насколько лучше звучит - наставницы) следили за манерами, одеждой и поведением учениц с особой тщательностью. Между ними существовала борьба за лучшие показатели воспитания. О порядках, царивших в гимназии, рассказала мне бабушка, ставшая впоследствии одной из таких надзирательниц. Так, приходя в гимназию, снимали они свою домашнюю одежду и облачались в одинаковые форменные платья. В качестве единственного украшения допускались кружевные воротнички. Туфли же непременно должны быть на низком каблуке. Для хранения одежды у каждой воспитательницы имелся личный шкафчик. Всегда они чувствовали себя на ступеньку ниже преподавательниц гимназии. Начальница не допускала никаких личных отношений и была величиной недосягаемой. Строго соблюдалась иерархия. Надзирательницы по отношению к ней были такими же беззащитными, как перед ними  самими воспитанницы.
Многое оценила бабушка Вера значительно позднее. Поняла, сколько сил, терпения и такта приходилось вкладывать Евгении Семеновне в ее превращении в светскую барышню. Став взрослой неосознанно во многом подражала своей тете. Недаром первую дочь она назвала ее именем.

В 1846 году в Ирбите открылся театр. Своим появлением обязан он ярмарке. Приезжие купцы, чтобы отдохнуть от дневной ярмарочной суеты искали вечерних развлечений. В молодости играла на его сцене моя бабушка. Не была она профессиональной актрисой. Не отличалась и особой красотой. На мой взгляд, была значительно менее интересной внешне по сравнению с двумя сестрами. Однако обладала точеной фигурой и очень приятным голосом. Доставались ей роли пожилых женщин в пьесах Островского. Иногда с длинными монологами. Стирая пеленки дочери, она одновременно заучивала тексты. Следовательно, несмотря на меняющуюся власть и напряженную обстановку, в городе и в 1919 году не закрывался театр. Мечтала бабушка связать свою жизнь с театром, но разметали всё и всех войны, революции.

Хорошо помнила бабушка, как в 1917 году в городе низвергли с пьедестала памятник Екатерине II, выпустили на волю политических заключенных. В то время стоял в городе 168 запасной пехотный полк. В его состав входили почти одни офицеры, относящиеся в основном к партии эсеров. Именно их поддерживало местное население. Однако постепенно стали формироваться Советы. Исполком отменил частную собственность на землю, конфисковал типографии, мельницы, лесопилку, купеческие дома. Борьба двух начал продолжалась с переменным успехом. В мае 1918 года город перешел на военное положение. Историки подсчитали, что 357 дней в Ирбите командовали колчаковцы. Всему приходит конец. В июле 1919 года город стал большевистским. Не любила бабушка вспоминать о событиях тех дней. Говорила только, что жизнь человека ничего не стоила. Жестокости были при любой власти.

В 1918 году познакомилась бабушка со своим будущим мужем – Иваном Максимовичем. Венчались они  год спустя 7 января, в день Рождества Христова. Сразу же после окончания поста в Богоявленском соборе Ирбита. Невесте было 22, жениху – 24 года.  Был собор каменный, двухэтажный и семипрестольный. Заложен в 1765 году как приходская церковь. Нижний храм в честь Богоявления Господня, освящен в 1773 году. В верхнем храме приделы во имя пророка Илии, освящен в 1779 году и в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, освящен в 1783 году. В 1808 году указом Синода присвоен церкви соборный статус. В 1857 году пристроены приделы из двух этажей. Закрыли храм в 1930 году, а потом и снесли. Сейчас на его территории возвышается больница.

В октябре месяце на свет появилась моя мама. Молодая семья перебралась в более спокойное место - деревню Фомину. Вскоре они совсем покинули пределы Пермской губернии. Так закончился уральский период в жизни бабушки.


Фото: Богоявленский собор города Ирбита