Несколько слов о патриотизме и национализме

Игорь Желнов
Патриотизм и национализм от общего корня: возведения в идеал того, что считается «своим». «Свое, родное» - значит, «правильное, имеющее исключительную, сакральную ценность». А вот дальше начинаются различия.

Патриотизм в пределе: «Мы ничто без своей страны». Это понятие глубинное, сердечное, женское. Желание созидать, возделывать, воспитывать, беречь, опекать. Его невозможно внедрить извне, подменить или навязать. Но патриоту, по большому счету, не важно, каковы связи между людьми, живущими рядом с ним, каковы их корни, если они делают общее дело на общее благо, понимаемое ими сходно. «Жила бы страна родная, и нету других забот».

Национализм в пределе: «Наша Родина ничто без нас». Здесь является больше рассудочное, мужское, активное, гражданское, искрящее стремлением преобразовывать и защищать. Для националиста акцент не на том, что делается, а кем именно. Для него не имеющие общих корней (духовных и почвенных) не могут иметь общего идеала, понимания общего блага и дома. В силу «рассудочности» национализм может незаметно от себя воспринять чужие цели как свои – и потерять много времени и крови, пока заметит подмену.

- Я горжусь тем, что все люди, живущие в Отечестве, равны, - говорит патриот. – Главное, чтобы всё было полной чашей.

- А я тем, что мы – первые среди равных, - говорит националист. – И не дадим себя в обиду, не позволим другим приписать себе, отнять наши богатства и достижения. Наша добрая воля – делиться или не делиться этим с другими. Мы должны заставить других себя уважать, отстоять право жить по своему разумению. И в нашем доме должны быть наши правила.

Сравни: «Сделано в России» и «Сделано по русским традициям» - что тебе ближе?

Национализм, в отличие от патриотизма, настроен на оценку, соревнование, вызов, завязан на обостренное чувство справедливости. Его пламя горит ярко и видно многим, но требует огромной подпитки. Патриотизм, напротив, не столь ярок, но ему достаточно и небольших знаков для того, чтобы не затухнуть – иногда просто восхититься родным пейзажем.

Сможешь ли ты сам принять решение, что сделать с человеком, который вырезал твою семью, обесчестил твою землю, унизил твою веру просто потому, что они для него чужие? И исполнить свое решение - не ради мести, а ради справедливости? Тогда ты националист.  Понадеешься, что за тебя постоит родное государство, и пойдешь полоть грядки? Тогда ты патриот. Но дай Бог, чтобы перед тобой никогда не встал такой выбор, чтобы никто не сдавил до отказа пружину твоего терпения, нарушив обычаи гостеприимства.

В любом случае, помни: у тебя две руки. И они никогда не должны быть праздными. Твои предки возделывали землю, строили храмы, ходили за море, писали иконы и книги. Но приходил враг – и они брались за мечи. Чтобы оставить эту землю тебе – великой и прекрасной. Ты должен учиться тому, что умели они. И бороться с равнодушием - и внутри, и вне себя.

Во имя Прошлого, Настоящего и Будущего!