Вечи Трояни. Календарь Римской Галлии

Мара Рушева
(MARA RUSHEVA. "CENTURIES OF THE TROJAN: THE CALENDAR OF THE ROMAN GALLIA")

М.А.Рушева. "Вечи Трояни: календарь Римской Галлии".

("Слово о полку Игореве...")


В памятнике русской культуры и письменности XII в., известном как «Слово о полку Игореве..." приводятся четыре упоминания о Трояне в разных контекстах («Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова» //Слово о полку Игореве (ред. И.П.Еремин, вступительная статья Д.С.Лихачева). Л.: Худож. лит., Ленинград. отд., 1976) где древнерусский текст дан по изданию 1800 г. с редакторскими правками орфографии касаемо устаревших букв и пунктуации, с примечаниями и разбивкой на абзацы. Некоторые разночтения с изданием 1800 г. указаны в примечаниях. Автором настоящей статьи произведена нумерация абзацев (1 – 43), разночтения перенесены в скобки. Ниже приводится цифрация абзацев с нумерацией в них отдельных предложений:

3 : 1-3. Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы! Пети было песнь Игореви, того внуку: Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому».


14 : 1. Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы, Ольга Святославличя.

17 : 1-2. Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Даждь-божа внука, вступила (вступил) девою на  землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди (убуди) жирня времена.


33 : 1. На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу.


В данной статье предлагается толкование выражения "вечи Трояни", отличное от прочих известных*. С точки зрения автора настоящего текста в двух цитатах: "Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы, Ольга Святославличя" и «На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу», -- в плане летоисчисления речь, по всей видимости, идет о ведении счета времени по одному из римских календарей -- календарю епископа города Седун (Ситтен) Римской Галлии Полемия Сильвия, введенному в 447 (448) г. по юлианскому  исчислению. Место крупного поселения кельтов стало известно как самостоятельный город в V веке, уже будучи резиденцией епископа (в настоящее время город называется Сьон и является центром швейцарского кантона Вале). 


Население Галлии, завоеванной римлянами, оставалось по преимуществу кельтским (галльским), но частично романизированным ко времени полного распада Западной Римской империи. «Календарные таблицы Полемия Сильвия (Polemius Silvias)», созданные в период падения Западной Римской империи (395 г. - 480 г.) под натиском варваров и гуннов, предназначались для светского и церковного употребления и содержали сведения как о десяти христианских праздниках, так и о языческих датах, а также сводки метеорологических наблюдений и перечисление «семи главных чудес» Рима, в связи с чем этот римский календарь мог называться «вечи Трояни»). В «Латинской патрологии II—XI веков» Полемий Сильвий назван автором земледельческого календаря (трактатов по земледелию, зоологии и др.).


Восстание князя-волхва Всеслава Полоцкого в начальный период усобиц на Киевской Руси привело его в стольный киевский град в 1068 г. - 1069 г. по современному римскому календарю или в 6576 г. - 6577 г. по византийскому календарю. В рамках иного римского календаря -- календаря Полемия Сильвия, недолгое пребывание Всеслава Брячеславовича в Киеве датируется 620 г. - 621 г., "на седьмом веце Трояни", то есть: автор СПИ писал о календарной системе, имевшей к моменту воцарения Всеслава на киевский стол шестьсот с небольшим лет.


Эра Полемия Сильвия создана к 1200-летию основания Рима. Следует отметить, что эра ab urbi condita «от основания города» (Рима) была отмечена в Римской империи спорами из-за расхождений в определении возраста города. Предполагалось около десяти дат его основания, средневековыми историками принималась дата 21 апреля 753 г. до н. э. (И.А. Климишин. Календарь и хронология. М.: Наука. Глав. ред физ.-мат. литературы. 1985). Историки И.М. Савельева и А.В. Полетаев (История и время в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры. 1997) указали, что: ««Секулярные игры (лат. ludi saeculares), праздник, заключающий saeculum (столетний цикл) (от принятой в эти века даты основания Рима в 749 г. до н. э. — И. С., А. П.)».
 
 
Из  переводного «Словаря античности»  (М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989) известно, что: «Секулярные игры (лат. ludi saeculares), рим. праздник, заключающий saeculum (столетний цикл). Он проводился в 249 и 149 до н. э. как искупительный праздник... и должен был знаменовать собою конец старого, отягощ. проклятьем века. Август изменил характер праздника. Наряду с идеей искупления на первый план он выдвинул идею очищения перед нач. новой счастливой эры… Позже С. и. устраивались императорами через произвольные промежутки времени, как торжества, знаменующие наступление счастливого века».


Традиция отсчёта столетий (saecula), как считается, восходит к протовиллановианскому периоду истории Этрурии, но этрусские мудрецы объявляли окончанием девятого века дату 49 г. до н.э. или  же 44 г. до н.э., год явления «кометы Цезаря». Октавиан Август сдвинул, однако, начальный рубеж нового «золотого века» до 17 г. до н.э., приурочив его к появлению другой кометы. Императором были устроены пышные празднества  третьих по счёту Секулярных игр. Стихи Вергилия, написанные в 40 г. до н.э. по поводу предполагаемого возвращения «золотого века" (Буколики, Эклога IV) возвещали, что: «Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,/ Сызнова ныне времён начинается строй величавый,/ Дева грядёт к нам опять, грядёт Сатурново царство» (Терентинские или Секулярные  игры в Риме связывали с указанием Сивиллы Кумской каждые сто лет отрывать и снова зарывать жертвенник Дита (Плутон) и Прозерпины, чтобы хоронить прошедший столетний цикл и встречать новый век). Saeculum "столетие" рассматривалось в качестве идеальной продолжительности человеческой жизни.    


Сведения об использовании в домонгольской Руси римского календаря, упомянутого автором СПИ как "вечи Трояни", нуждаются в дальнейшем уточнении. В качестве предположения следует высказать, что, поскольку, время после раскола христианской церкви на Римско-Католическую и Греко-Кафолическую в 1054 г. до начала разорения Константинополя при крестовом походе 1204 г. не характеризовалось полным разрывом отношений между сторонами, то упоминание Автором СПИ о «седьмом веце Трояни» в отношении похода Всеслава 1068-69 г.г. было уместно. В качестве вывода статьи следует упомянуть, что в СПИ приводится уже известное в Европе представление о веке как о столетии, что впоследствии было утверждено единицей измерения времени. 

 
2012



* - примечание: обзор ранее опубликованных версий толкования выражения "вечи Трояню" из "Слова о полку Игореве..." рассмотрены Константином Юдиным в статье "Троян в «Слове о полку Игореве» (к проблеме толкования)" на сайте:  http://ec-dejavu.ru/t/Troyan.html