Книга Э. Дзы 4-25 - A. Dzia s book. 4 4

Дмитрий Ковригин
      КНИГА Э. ДЗЫ.

         4-25 (4/4).

Или «Э. Дзы сказал и… подумал».

(Рабочее название «Эдзыотизмы»).

  Четвёртые 25 листов.

***
   У этой Книги весьма прелюбопытная история.

   Где-то в развалинах «Миллионки», весьма, кстати, знаменитый Китайский квартал Первоначального Владивостока, жил бич. Я бы сказал «бомж», но бомж не имеет места жительства. А этот имел.
И чего он там только не устраивал…
   А чтобы на ЭТО были деньги – лазил по разным закоулкам, находил диковинные вещички и продавал жадным антикварам.
   Однажды нашёл целую вязанку бамбуковых дощечек. Собрал, сколько мог унести и притащил в своё убогое жилище.
   Хотел, было, продать, но вспомнил, что когда-то учился в школе с преподаванием китайского языка. И немного – на Востфаке тогдашнего ДВГУ.
  Да и с дровами было не так просто.
Впрочем, гореть дощечки отказывались наотрез. Они лишь обугливались и становились твёрдыми.
  От нечего делать бич начал читать тексты, нанесённые на эти дощечки. И рассказывать содержание друзьям во время «интеллектуальных» попоек.
  Бичи в то «неоднозначное» время попадались очень образованные, и чтения имели успех. Вскоре наш бич уже не трудился, и не занимался собирательством. В логово его стала заходить даже полуприличная публика…

   Пьяные люди не только слушали странные тексты, но и часто дополняли чем-то своим.
Самое «мудрое» хозяин старался нацарапать на дощечках, если внизу было свободное место. А не было – поверх, или на обороте…

   Те, кто видел эти бамбуковые «таблички» воочию, говорил, что выглядели они весьма подозрительно и странно.
   В верхней части располагался старый китайский текст. Иероглифы были красивы и выполнены весьма тщательно. Было такое ощущение, что они впечатывались в сырой бамбук шрифтом, а не вырезались. Причём шрифтом весьма тонкой гравировки.
  При свете пламени буквы загадочно поблёскивали…
 
   Затем шли  надписи, процарапанные с разной тщательностью. Иногда на «родном» - китайском. Но большей частью  – на нашем, исконно русском языке. Попадались и японские, и корейские, и уйгурские...
Мало ли где лежали эти звонкие щепки. Нашли то их в бывшей опиекурильне…

   Самое прискорбное в этой истории, что в те мутные 90-е годы всё это бамбуковое богатство кануло в Реку Времени и больше оттуда не показывалось. То есть – «покрылось» навеки…

  Лично я дощечек этих не видел.
Но некто К., переводчик и знаток Китая и его языков, включая уйгурский, дал как-то мне целый кулёк самых разнообразных листков бумаги.
  «Вот – почитай. Нашёл у одного кулика. Прикольно.»
Бумажки плохо пахли, но у меня был досуг. И К. я знал как большого интеллектуала. (Враля и запойного пьяницу). Раз ему что-то было «прикольно» – значит, это действительно было нечто прикольное.

   В принципе, разочарован я не был. Интересно. Хотя, контекст чем-то напоминал традиционные афоризмы старого Китая.
   Правда, – много раз дописанные…   
   
   Некоторые дописки искажали смысл текстов и создавали путаницу во времени.
Иногда даже было непонятно, где кончался сам Э Дзы, и где начинались безвестные интеллектуальные алкоголики.

   Тем не менее, я решил обнародовать данные тексты, как некий образец «Владарта», который мог появиться только в этом уникальном городе…

  Может, потомки найдут способ отделить настоящего Э. Дзы от последующей отсебятины. Восстановят его имя и поставят в ряд со светилами китайской философии.
Вдруг Э. Дзы был последним классиком традиционного Китая. Классиком, увидевшим неизбежный крах Империи. Предвидевший и пытавшийся остановить…
Нет, хотя бы отсрочить его своими жалкими сочинениями…

   Но, скорее всего, эта Книга будет интересна тем, кто изучает взаимное проникновение культур друг в друга при проникновении алкоголя в головной мозг человека.

   А может…
Впрочем – может быть всё. Однако тексты, особенно несгораемые, пишутся не зря.

Перед Вами уже вторые 50 листов высказываний Э. Дзы, составленных из листочков, списанных с бамбуковых дощечек.

Прошу!

   Да, разнокалиберные бумажки в кульке были разделены на отдельные стопки, перевязанные ниткой крест-накрест. Но мне было неудобно так вынимать их из кулька по одной, и я рвал упаковки, не заметив в ней некоей классификации. А зря.
   
 
  Ещё одно замечание.

При всём богатстве знаний и резвости ума трудно найти афористов, которые мыслили бы также глубоко, и формулировали бы также изящно, как Китайские Мудрецы – «Классики».
Увы…
И это - притом,  что нас отделяют тысячи лет «прогресса»!
Но это так, к слову…



*  *  *
 


   Э. Дзы об успехах роста и разных… «орешках».
Э. Дзы сказал: - Чтобы стать «большой шишкой» - нужно загрызть массу мелких «орешков».
Подумал и добавил: - Однако не все «орешки» любят, когда их грызут. Встречаются и слишком крепкие.
Подумал ещё и усмехнулся: - А еще – козьи…
*
   Э. Дзы о полезной пище.
Э. Дзы сказал: - Каждый продукт что-то укрепляет, улучшает, поднимает…
Подумал и добавил: - Почему же мы не живём вечно?
Подумал ещё и усмехнулся: - А обжоры, причём даже самые богатые, бывает, живут только благодаря усилиям врачей?
*
   Э. Дзы о правде и страхе.
Э. Дзы сказал: - Пока на улицах страх – в государстве нет правды.
Подумал и добавил: - Когда в государстве нет правды – оно загнивает и разваливается.
Подумал ещё и усмехнулся: - Когда  государство загнивает и разваливается – на улицах царит страх.
*
   Э. Дзы о зависти.
Э. Дзы сказал: - Не завидуй человеку, не изучив всех его обстоятельств.
Подумал и добавил: - Часто за фальшивой улыбкой благополучия скрывается множество проблем и бед…
Подумал ещё и усмехнулся: - К тому же, в неблагополучном обществе не может быть много вполне благополучных людей.
Вернулся и добавил: - А если и есть, то кто они в основной своей массе? И что тогда им завидовать?..
*
      Э. Дзы о «неэффективном» Императоре.
Э. Дзы сказал: - Смутьяны утверждают, что чиновники Императора не могут эффективно управлять строительством, производством, торговлей…
Но это может значить только то, что Император не может управлять чиновниками.
Подумал и добавил: - Тогда он не может управлять войском,  распоряжаться собственной казной… управлять Империей…
Подумал ещё и усмехнулся: - Тогда и Император неэффективен, и народ, и само Небо…
Но не отдавать же Империю деловым людям, которые никогда не будут править ради самой Империи и ради людей, в ней живущих…
*
   Э. Дзы о рождённом в рубище.
Э. Дзы сказал: - Если ты родился в рубашке - у тебя уже есть, что отнять.
Подумал и добавил: - И обделённые соотечественники мечтают пустить тебя голым за Великую Стену.
Подумал ещё и усмехнулся: - А некоторым из них не мешало бы родиться в смирительной рубашке!
*
   Э. Дзы о реформе вины.
Э. Дзы сказал: - Виновных в провале реформ нужно искать задолго до начала реформ.
Подумал и добавил: - Чтобы все вокруг поверили в их виновность.
Подумал ещё и усмехнулся: - Иначе, реформы нужно проводить… незаметно.
*
   Э. Дзы об устройстве управления. (Строе).
Э. Дзы сказал: - Какой бы способ управления не избрал Император, процессы в Империи будут протекать более или менее схоже.
Подумал и добавил: - И проблемы будут почти одинаковые.
Подумал ещё и усмехнулся: - Устройства можно заявлять разные, но управление может быть плохим или хорошим, мудрым либо глупым, ради Империи или только ради себя…
*
   Э. Дзы о внутреннем и внешнем… стержнях.
Э. Дзы сказал: - Чтобы в душе было равновесие, нужно иметь «внутренний стержень».
Подумал и добавил: - У людей с низкой моралью стержень превращается в шест для весьма гибких «танцев с совестью».
Подумал ещё и усмехнулся: - Такие могут кончить на внешнем «стержне»…
*
   Э. Дзы о бесах и бешеных.
Э. Дзы сказал: - Большинство бешеных – это не просто психболы. В некоторых могут обитать реальные бесы. И участь их незавидна.
Подумал и добавил: - А некоторые пытаются вести себя, как бесы, правда, не обладая их могуществом. Это просто дураки.
Подумал ещё и усмехнулся: - Император должен защищать людей от всех, иначе, что он за император…
*
   Э. Дзы об иллюзии исключительности.
Э. Дзы сказал: - Человек думает «со мной этого не случится» до тех пор, пока с ним не случится. Не «это» - так другое.
Подумал и добавил: - А затем он мучительно думает «а почему же это со мной случилось!?».
Подумал ещё и усмехнулся: - А некоторые и подумать не успевают. Ни до, ни, тем более, после…
*
   Э. Дзы о сбыте мечты.
Э. Дзы сказал: - С возрастом мечты постепенно сбываются. То есть – человек сбывает мечты. Часто ничего не получая взамен.
Подумал и добавил: - Или – мечты сбываются… по мере того, как перестают ими быть.
Как товар залежалый и некачественный.
Подумал ещё и усмехнулся: - А бывает и хуже – мечта исполнилась, как того и желалось.
И человек жалеет, что вовремя не сбыл…
*
   Э. Дзы о полётах с краю.
Э. Дзы сказал: - Рано или поздно, Тот, кто удерживает тебя на краю, даст пинка.
Подумал и добавил: - Поэтому, человек должен удерживать себя сам, и подальше от края.
Подумал ещё и усмехнулся: - Но для этого нужно быть настоящим Человеком.
*
   Э. Дзы о Судьбе и подарках.
Э. Дзы сказал: - Судьба делает подарки всем, но немногие умеют их принимать, и ещё меньше – благодарить.
Подумал и добавил: - Некоторые даже не замечают этих подарков.
Подумал ещё и усмехнулся: - А некоторые воспринимают их как очередные неприятности или внеочередные неприятные сюрпризы.
*
   Э. Дзы о трудностях «управления».
Э. Дзы сказал: - Человеку легко управлять механизмами: он создал их сам.
Подумал и добавил: - Человек может управлять животными, которых приручил; правда – не всеми.
Подумал ещё и усмехнулся: - Но человеку очень трудно управлять самим собой, ведь он создан Небом.
А некоторые претендуют на то, чтобы управлять силами, о которых могут только догадываться…
*
   Э. Дзы о счастье неудачника.
Э. Дзы сказал: - Счастье может обрушиться и на неудачника.
Подумал и добавил: - Именно обрушиться.
Подумал ещё и усмехнулся: - И быть таким большим и таким тяжёлым…
*
   Э. Дзы о самолюбии в язвах.
Э. Дзы сказал: -  Чем хуже человек, тем чувствительнее к тому, что о нём говорят.
Подумал и добавил: - Не в том смысле, что он внемлет критике, чтобы исправиться.
Подумал ещё и усмехнулся: - Некоторые вообще сразу переходят в надрывный фальцет, защищая репутацию, которой не существует.
Затем начинают размахивать кулачками.
*
   Э. Дзы о паре для дурака.
Э. Дзы сказал: - Дураки по жизни всегда  рыщут в поисках тех, кто ещё глупее.
Подумал и добавил: - Но менее чванливы. С ними и группируются.
Подумал ещё и усмехнулся: - А два самых надутых дурака – это два лидера.
Чаще – неформальных.
*
   Э. Дзы о чудных идеях Нового Мира.
Э. Дзы сказал: - Идеи Нового Мира хороши… для мира старого. Они рождены в нём, рождены его мечтателями.
Подумал и добавил: - И стоит ли заселять его людьми из этого старого мира?
Подумал ещё и усмехнулся: - Но может ли появиться Новый Мир вперёд своей Идеи?
И будет ли он действительно новым??
*
   Э. Дзы о победе над совестью.
Э. Дзы сказал: - Человек с сильной волей может победить свою совесть. Точнее – подавить. Временно.
Подумал и добавил: - Выгод такая победа, в конечном счёте, не принесёт.
Подумал ещё и усмехнулся: - А человек без воли и совести не слушается.
*
   Э. Дзы о мелких людях и великом государстве.
Э. Дзы сказал: - Мелким людям вполне под силу сожрать великое государство.
Подумал и добавил: - Особенно, если их допустить к крупным должностям.
Подумал ещё и усмехнулся: - А о крупных соотечественниках и говорить не стоит…
*
   Э. Дзы об идеальной продажности.
Э. Дзы сказал: - Если за деньги ты готов на всё, то тебе можно заказать твоё собственное харакири.
Подумал и добавил: - Особенно, если попросить такого же лекаря сказать, что ты смертельно болен…
Подумал ещё и усмехнулся: - Душу же ты легко продашь и без «медицинской помощи».
*
   Э. Дзы о решительности человека образованного.
Э. Дзы сказал: - Лучше принять не совсем выверенное решение, чем не принять никакого вовремя.
Подумал и добавил: - Пока человек учёный думает, человек грубый хватает.
Подумал ещё и усмехнулся: - Поэтому совершенно учёный человек, это ещё и тот, кто изучает боевые искусства.
Вернулся и добавил: - Когда человек учёный уступает грубому – страдает вся Поднебесная.
*
   Э. Дзы о Букве Закона.
Э. Дзы сказал: - «Буквы закона» для многих – «китайская грамота».
Подумал и добавил: - И, увы, даже для многих из тех, кто живёт в Поднебесной.
Подумал ещё и усмехнулся: - Поэтому, в частности, Законы не только оглашают, но и вбивают бамбуковыми палками через пятки.
Вернулся и добавил: - Букв в законах, всё-таки, должно быть возможно меньшее число…
*
   Э. Дзы о жизни и… чиновниках.
Э. Дзы сказал: - Плохо в Поднебесной, когда чиновникам жизнь надоела.
Подумал и добавил: - Ещё хуже – если не своя.
Подумал ещё и усмехнулся: - Когда их слишком много – следует наладить массовую рассылку шёлковых шнурков…
*
   Э. Дзы о древности, мудрости, старости…
Э. Дзы сказал: -  Чем древнее заблуждение, тем больше оно похоже на истину.
Подумал и добавил: - Наверное, потому, что из древности до нас дошла в основном мудрость, а большая часть дурости отсеялась.
Подумал ещё и усмехнулся: - Но не путайте древность со старостью…
Вернулся и добавил: - Тяжело тягаться с веками, и почти невозможно – с тысячелетиями.
*
   Э. Дзы о кривых ногах и… дорогах.
Э. Дзы сказал: - У кого кривые ноги, у того и дороги кривые.
Подумал и добавил: - Впрочем, у тех, у кого ноги ровные, дороги тоже могут быть кривыми.
Подумал ещё и усмехнулся: - А вот если в голове ровные извилины – то дороги точно будут кривые.
Вернулся и добавил: - В кривой империи, управляемой людьми с прямыми извилинами не может быть хороших дорог.
Впрочем, для мудреца хороша всякая дорога, по которой не снуют повозки и не рыщут разбойники…
*
   Э. Дзы о вредных «удовольствиях» и… предсказаниях.
Э. Дзы сказал: - Знать бы точно, от чего помрёшь – с удовольствием и без оглядки занялся бы всем остальным.
Подумал и добавил: - И так бы и помер… от старости, но посвятив всю свою жизнь любимым порокам.
Подумал ещё и усмехнулся: - Впрочем, многим до глубокой старости не надоедает вести себя, как больной ребёнок.
Вернулся и добавил: - Психически…
*
   Э. Дзы о прихватизации момента.
Э. Дзы сказал: - «Исторические» моменты – это вовсе не те, которые сейчас так называют.
Подумал и добавил: - Как бы ни старались тщеславные участники.
Подумал ещё и усмехнулся: - И те, кто считает себя «историческими деятелями».
*
   Э. Дзы о пропасти искусственной.
Э. Дзы сказал: - Развращать и опускать читателя и зрителя легче, чем возвышать и поднимать.
Подумал и добавил: - Но таких затейников много, а у публичного морального падения бывают физические ограничения.
Подумал ещё и усмехнулся: - Впрочем,  то, что НУЖНО уважать, зачастую просто неинтересно…
*
   Э. Дзы о спокойных… и покойных.
Э. Дзы сказал: - Когда наступят времена спокойные, мы все уже будем покойными…
Подумал и добавил: - Лучше жить спокойно, несмотря на времена.
Подумал ещё и усмехнулся: - Можно, а иногда и нужно уйти в горы.
Вернулся и добавил: - Правда, и по горам шляется чёрт знает кто, да и к покойникам нет никакого уважения…
*
   Э. Дзы о добре для страны и народа.
Э. Дзы сказал: - Хочешь сделать Империи добро – готовься к неприятностям.
Подумал и добавил: - Хочешь сделать добро народу  –   готовься к ещё большим неприятностям.
Подумал ещё и усмехнулся: - Управлять надо во имя порядка и мудрости, а не ради дел сиюминутных, пусть и добрых.
*
   Э. Дзы о людях глубоко и высоко… порядочных.
Э. Дзы сказал: - У глубоко порядочного человека есть большой запас… высоты для внутреннего развития.
Подумал и добавил: - У высоко порядочного человека есть большой запас высоты для… падения.
Подумал ещё и усмехнулся: - Внутренние качества создают сердцевину, а внешние – придают излишний блеск…
*
   Э. Дзы о кошмаре ужасном.
Э. Дзы сказал: - Самый большой и страшный кошмар может быть заперт в маленькой голове отдельного человека.
Подумал и добавил: - Размер кошмара от размера головного убора не зависит.
Подумал ещё и усмехнулся: - И что интересно – кошмар этот так и останется в голове, если её вовремя… разбить…
*
   Э. Дзы о фальшивых деньгах и государстве.
Э. Дзы сказал: - Государство любые деньги может сделать фальшивыми.
Подумал и добавил: - Тем более – фальшивое государство.
Подумал ещё и усмехнулся: - Финансируя фальшивых людей и обирая всех остальных…
*
   Э. Дзы о компетенции чиновника.
Э. Дзы сказал: - Чиновник не решает вопросы… Добра и зла.
Подумал и добавил: - И слава Небу, что не решает!
Подумал ещё и усмехнулся: - А в гибнущей Империи чиновник не решает ничего вообще: он «зарабатывает»…
Вернулся и добавил: - «Зарабатывая» - не заработайся!
*
   Э. Дзы о людях, зверях и скорости.
Э. Дзы сказал: - Многие люди проползают по жизни, как черепахи: всего боятся, путь короток, зато ползут долго.
Подумал и добавил: - Некоторые сразу устремляются в полёт. Живут быстро, зато успевают обозреть мир, увидеть его с высоты, упасть в пропасть…
Подумал ещё и усмехнулся: - Есть и люди, проползающие по земле стремительными червями. Причём, самые бодрые из них крутятся на одном месте…
*
   Э. Дзы о бумажной душонке.
Э. Дзы сказал: - Не стоит вверять свою жизнь бумажкам; даже – самым красивым и надёжным.
Подумал и добавил: - Даже бумажкам, имеющим денежное достоинство, и защищённым всеми возможными степенями…
Подумал ещё и усмехнулся: - В империи, где человеку не прожить без бумажек – и душонки становятся бумажными…
Вернулся и добавил: - Бумажную душонку и порвать не жалко!
*
   Э. Дзы о революции.
Э. Дзы сказал: - Революции не меняют людей, поэтому – ничего не меняют.
Подумал и добавил: - Классика!
*
   Э. Дзы о разных смертных.
Э. Дзы сказал: - Бывают «простые смертные», а бывают… сложные.
Подумал и добавил: - Но тоже смертные…
Подумал ещё и усмехнулся: - … несмотря на вызываемые ими осложнения.
Вернулся и добавил: - И легко попадаются на «удочку бессмертия».
*
   Э. Дзы о тех, кому нечего терять.
Э. Дзы сказал: - Те, кому нечего терять, всё равно что-нибудь да теряют.
Подумал и добавил: - Я говорю не только о разных предметах.
Подумал ещё и усмехнулся: - Хуже того, впав в отчаяние, человек может потерять не только лицо, но и Душу!
*
   Э. Дзы о полосах, чёрных и разных…
Э. Дзы сказал: - Чёрных полос в жизни не должно быть больше, чем белых; но они могут быть значительно шире…
Подумал и добавил: - Всё зависит от поведения.
Подумал ещё и усмехнулся: - А если полосы серо-буро-малиновые, то пиши «пропало!».
Точнее – Пропала!
*
   Э. Дзы о человеке с одной мыслью.
Э. Дзы сказал: - Если человек всё время думает об одном, он не думает о Должном.
Подумал и добавил: - Потому что, всё время думать о Должном невозможно.
Подумал ещё и усмехнулся: - Если человек не просветлённый.
У остальных же мысль сосредотачивается на недостойном…
*
   Э. Дзы о мире и людях уважаемых.
Э. Дзы сказал: - Уважаемые люди создали мир, где их легко могут «замочить» неуважаемые.
Подумал и добавил: - Ну, мир создали не люди…
Подумал ещё и усмехнулся: - Да кого мы с некоторых пор называем «уважаемый»?
*
   Э. Дзы о том, что нас ест.
Э. Дзы сказал: - Увы, то, что ест нас, мы съесть не можем…
Подумал и добавил: - Я не имею в виду глистов, вирусов и прочих неаппетитных жителей…
Подумал ещё и усмехнулся: - Я, также, не имею в виду совесть, тоску…
*
   Э. Дзы о наживании добра.
Э. Дзы сказал: - Когда люди наживают слишком много добра – может прийти зло.
Подумал и добавил: - Когда делают – зло и зависть.
Подумал ещё и усмехнулся: - Поэтому и деньги, и добрые дела не следует выставлять на всеобщее обозрение.
*
   Вопрос Э. Дзы.
- Совпадает ли количество «душ населения» с количеством тел?
*
   Э. Дзы о длине… истории.
Э. Дзы сказал: - Чем длиннее ваша история, тем выше вероятность плохого конца.
Подумал и добавил: - У истории государства любой конец – плохой.
Подумал ещё и усмехнулся: - Впрочем, у того, что может обновляться, история может быть бесконечной.
Но это уже – совсем другая история…
*
   Э. Дзы о молодых и свежих ветрах.
Э. Дзы сказал: - Молодые ветра – от молодого гороха.
Подумал и добавил: - …а свежие – от свежего.
Подумал ещё и усмехнулся: - Всё остальное старо, как бы не перекрашивалось…
*
   Э. Дзы о возвышении и… надвигании.
Э. Дзы сказал: - В слабом государстве самый популярный способ возвыситься – кого-нибудь унизить.
Подумал и добавил: - Это повторяется в слабых организациях. И так – до самого низа.
Подумал ещё и усмехнулся: - В итоге торжествует хам, а виноват в этом Император.
*
   Э. Дзы о всеобщей пользе.
Э. Дзы сказал: - Польза есть во всём, только в некотором вреда больше.
Подумал и добавил: - Разные стратеги и умники пытаются отделить вред от пользы чужими руками.
Подумал ещё и усмехнулся: - И, несмотря на всё, любителей поучаствовать в бунтах не убавляется.
*
   Э. Дзы о производителях шума.
Э. Дзы сказал: - Много информации – лучший способ прятать… информацию.
Подумал и добавил: - Или отучить людей воспринимать что-либо серьёзно.
Подумал ещё и усмехнулся: - Не стоит путать хороший повод выпить с «информационным»…
*
   Э. Дзы о копрофагах.
Э. Дзы сказал: - Не стоит осуждать любителей поедания кала за их вкусовые пристрастия; тем более – в лицо.
Подумал и добавил: - И совсем уж не стоит вступать с ними в дискуссии: – они быстро уличат вас в плохом владении материалом и вопиющем неумении разбираться в видах и сортах «копры».
Подумал ещё и усмехнулся: - Тем более – их увлечение безвредно для вас,… если вы не хотите и над ними первенства.
Вернулся и добавил: - И если они не устраивают публичных дегустаций…
*
   Э. Дзы о плевках на общество.
Э. Дзы сказал: - Плевать на общество можно до старости, а там – его очередь.
Подумал и добавил: - Впрочем, если «общество» плюёт на стариков – на такое общество можно плевать бесконечно; всё равно никто ничего не заметит.
Подумал ещё и усмехнулся: - Они привыкли ходить оплёванные.
Вернулся и добавил: - А алкаши – те ваще гордятся запахом и синяками, и для них не существует «моральных барьеров» и прочих вредных комплексов.
*
   Э. Дзы о дураке думающем и… великом.
Э. Дзы сказал: - Любой дурак нет-нет, да и подумает о своём величии…
Подумал и добавил: - А дурак без комплексов – ещё и скажет.
Подумал ещё и усмехнулся: - А совсем отпетый продвинутый дурак – ещё и скандал устроит.
*
   Э. Дзы о сверхъестественном.
Э. Дзы сказал: - Даже действия сверхъестественных сил имеют свою естественную причину.
Подумал и добавил: - Ведь что может быть естественней самого Неба!?
Подумал ещё и усмехнулся: - И всё здесь подчинено Его воле, и даже само Время – это тонкий лучик, скользящий по скрижалям его замыслов.
Вернулся и добавил: - Если причина и естественная, то мотивация – это уж точно «сверх…».
*
   Э. Дзы о Китае.
Э. Дзы сказал: - Китай – это будущее Азии.
Подумал и добавил: - …и России.
Подумал ещё и усмехнулся: - Не совсем светлое, но вполне сносное и культурное будущее. По крайней мере – осмысленное.
Вернулся и добавил: - Китай это Империя – континент, протянувшаяся из далёкого прошлого и уходящая в далёкое будущее.
*
     Э. Дзы о дураке алчущем.
Э. Дзы сказал: - Когда человека недостойного мучает жадность – он начинает мучить окружающих.
Подумал и добавил: - А глупый жадина мучает и самого себя.
Подумал ещё и усмехнулся: - Впрочем – это сопутствующие заболевания.
*
   Э. Дзы о терпении населения.
Э. Дзы сказал: - Когда не надо, население может стерпеть и расстрелы, только не слишком массовые.
Подумал и добавил: - И, у пока не расстреливаемых, должна быть иллюзия, что их лично это точно не коснётся.
Подумал ещё и усмехнулся: - Хороший Император не стреляет в свой народ…
*
   Э. Дзы о своевременном отбрасывании.
 Э. Дзы сказал: - Чтобы выжить, ящерице необходимо вовремя отбросить хвост, а организации – голову.
Подумал и добавил: - Она же не только гниёт, но и отдаёт гнилые приказы…
Подумал ещё и усмехнулся: - В то же время, в хорошей организации голова не загнивает.

Вернулся и добавил: - Отбрасывая хвосты – двигаешься к прогрессу, а вот куда можно двигаться, отбрасывая головы?
*
   Э. Дзы о судьбоносной улыбке.
Э. Дзы сказал: - Сегодня Судьба вам улыбнулась, а завтра - просто рассмеется прямо в лицо.
Подумал и добавил: - Не смешите Судьбу – не провороньте её подарков.
Подумал ещё и усмехнулся: - И не путайте улыбку Судьбы с предостерегающим оскалом.
*
   Э. Дзы о не благих благоискателях.
Э. Дзы сказал: - Имеющий различные «блага» не замечает их отсутствия у других, но очень хорошо видит отсутствие у себя «благ» недостающих.
Подумал и добавил: - Там, где всё можно купить за деньги, потребители «благ» бьются за деньги.
Подумал ещё и усмехнулся: - И объединяются вместе, чтобы уничтожить или захватить то, что не продаётся.
Вернулся и добавил: - Потребитель ненавидит Установки Неба, да и само Небо в придачу…
*
   Э. Дзы о полётах человека…
Э. Дзы сказал: - Ничто не доставляет такого эстетического удовольствия, как красота полёта падающего человека.
Подумал и добавил: - Особенно – если падение моральное.
Подумал ещё и усмехнулся: - А ты его предугадал.
Вернулся и добавил: - И даже пытался предотвратить, несмотря на то, что он был твоим врагом.
*
   Э. Дзы о дураке и несчастьях.
Э. Дзы сказал: - Когда человек дурак, все его неприятности можно списать на это печальное обстоятельство.
Подумал и добавил: - А когда он поумнеет – придётся искать другую причину.
Подумал ещё и усмехнулся: - А всё потому, что дураки не умнеют. Даже хитрые.
*
   Э. Дзы о бедном и… слепом.
Э. Дзы сказал: - Бедному в стране богатых – как слепому в стране зрячих.
Подумал и добавил: - Но ещё хуже – в стране любящих богатство бездельников.
Подумал ещё и усмехнулся: - Хотя, по жизни, богатые слепнут чаще…
*
   Э. Дзы о деньгах из воздуха.
Э. Дзы сказал: - При чрезмерном размножении «умельцев» делать деньги из воздуха, становится нечем дышать.
Подумал и добавил: - А при всплеске численности умельцев делать деньги из всего – всё «куда-то» пропадает.
Подумал ещё и усмехнулся: - Так можно оказаться в полной пустоте, поскольку сами деньги имеют свойство пропадать самостоятельно. Или из них тоже что-то делают…
*
   Э. Дзы о больших деньгах.
Э. Дзы сказал: - Большие деньги не влезают в тесные рамки общественной пользы.
Подумал и добавил: - Более того – они их ломают.
Подумал ещё и усмехнулся: - А всё потому, что заставляют многих делать то, что, в итоге, противоречит их интересам.
Вернулся и добавил: - Концентрация денег в одних руках – всё равно, что концентрация яда в слюне…
*
   Э. Дзы про яд Времени.
Э. Дзы сказал: - Время – яд: лечит в малых дозах, а в больших – убивает.
Подумал и добавил: - Впрочем, и само «лечение» весьма сомнительно.
Подумал ещё и усмехнулся: - От последствий настоящих несчастий не лечит ничего, а от «легких» - амнезия, или ранний маразм.
Вернулся и добавил: - Что, естественно, может быть связано со Временем.
*
   Э. Дзы об убийстве Времени.
Э. Дзы сказал: - Бывают ещё бездельники, которые не знают, как убить время; и правильно: – Время бессмертно.
Подумал и добавил: - В отличие от бездельников, которых оно косит рядами.
Подумал ещё и усмехнулся: - Особенно достаётся тем, кто живёт заботами тела…
*
   Э. Дзы о будущем России.
Э. Дзы сказал: - В далёкой России в будущем численность населения резко возрастёт, и более того – все будут понимать мой родной язык.
Подумал и добавил: - И проложат хорошие дороги.
Подумал ещё и усмехнулся: - А дураки будут отсеяны с государственных постов путём экзаменов…
*
   Э. Дзы о крестьянине и вкладе.
Э. Дзы сказал: - Денежная помощь своему крестьянину – это ещё и помощь врачу, и солдату…
Подумал и добавил: - И самому Императору.
Подумал ещё и усмехнулся: - Поэтому в благополучной Империи самые богатые вкладчики банков – крестьяне.
Вернулся и добавил: - А клоуны всех пород – самые мелкие.
*
   Э. Дзы о жизни в динамике.
Э. Дзы сказал: - Жизнь – это временный переход из одного неустойчивого состояния в другое…
Подумал и добавил: - Постоянны только монументы, но за это «постоянство» они платят полным разрушением.
Подумал ещё и усмехнулся: - Хотя, монумент можно воспроизвести в первоначальном виде…
*
   Э. Дзы о недовольстве гибельном.
Э. Дзы сказал: - Плохо, когда народу «не везёт» с государством, а государству – с народом.
Подумал и добавил: - Ещё хуже – когда всем не везёт с соседями.
Подумал ещё и усмехнулся: - А уж когда все принимаются исправлять недостатки силой – то приходит логический конец.
Вернулся и добавил: - А за логическим концом всегда наступает реальный.
*
   Э. Дзы о разных Мирах.
Э. Дзы сказал: - Люди с разным уровнем достатка живут в разных мирах.
Подумал и добавил: - В буквальном смысле – живущие в одним мире просто не видят другого.
Подумал ещё и усмехнулся: - А пересечение таких миров может кончиться катастрофой.
Вернулся и добавил: - Это характерно для слабых государств, управляемых глупым императором или замкнутой группой людей в своих интересах.
*
   Э. Дзы о состязании «успешных».
Э. Дзы сказал: - В дурно управляемых государствах более удачливыми оказываются те, с кем брезгуют соревноваться более честные.
Подумал и добавил: - Среди них берут верх более сильные.
Подумал ещё и усмехнулся: - И очень везёт тем, кто может держаться подальше от этого «соревнования».
*
   Э. Дзы о проблемах навязанных.
Э. Дзы сказал: - Проблемы у людей начинаются тогда, когда многие и сразу вдруг начинают хотеть одного и того же.
Подумал и добавил: - Это случается, когда в государстве много болтунов, но мало философов.
Подумал ещё и усмехнулся: - И люди не имеют стойкой Веры.
*
   Э. Дзы о плате и страданиях.
Э. Дзы сказал: - Страдания людей стоят столько, сколько они могут заплатить за их прекращение.
Подумал и добавил: - Страдания отдельного человека – тоже; но не у всех берут плату…
Подумал ещё и усмехнулся: - Несвоевременное раскаяние подвержено сильному обесцениванию…
*
   Э. Дзы о создании Бессмертной Книги.
Э. Дзы сказал: - Чтобы создать Бессмертную Книгу, писать нужно по-китайски.
Подумал и добавил: - Потому что, язык этот вечен. Как Поднебесная.
Подумал ещё и усмехнулся: - Да и читателей сразу много.
Вернулся и добавил: - Ну, или, хотя бы долгоживущую…
Современный комментатор: Такая Книга уже есть, и даже переведена на Китайский.
Тут Э. Дзы плохо подумал.
*
   Э. Дзы о соединённых поясах.
Э. Дзы сказал: - Когда бедные затягивают пояса – богатые совсем распоясываются.
Подумал и добавил: - Но эта связка совсем не укрепляет государство.
Подумал ещё и усмехнулся: - Император, призывающий при этом бедных ещё затянуть пояса, разрушает государство.
Вернулся и добавил: - Наверное, он любит опиум…
*
   Э. Дзы о высоком искусстве низменного.
Э. Дзы сказал: - Высшее искусство торгаша заключается в умении обирать бедных так, чтобы они тебя ещё и любили.
Подумал и добавил: - А ещё выше – искусство убивать и выгонять из домов одних, давая крохи другим.
Подумал ещё и усмехнулся: - Если Император не приструнит вовремя таких «деятелей искусства», то в государстве начнётся разбой, и оно неминуемо погибнет.
Вернулся и добавил: - И глуп тот император, который ищет опору в этих крупных «художниках»
*
   Э. Дзы о народе неуправляемом.
Э. Дзы сказал: - Если народом не управлять – он и становится «неуправляемым».
Подумал и добавил: - То же бывает, если управлять им чересчур дотошно.
Подумал ещё и усмехнулся: - Государственное управление нельзя реформировать – его можно только шлифовать.
Вернулся и добавил: - Для усталых народов самоуправление – всё равно, что самоудовлетворение. Которое легко может перейти в самоупотребление.
*
   Э. Дзы о прессе реформ.
Э. Дзы сказал: - При резких реформах сверху трудные времена ожидают тех, кто снизу.
Подумал и добавил: - При «реформах» сверху, идущих для потворства тем, кто снизу, будет плохо тем, кто посередине.
Подумал ещё и усмехнулся: - При бунте низов трудные времена ожидают всех, кроме пройдох.
*
   Э. Дзы о дураках и удобствах.
Э. Дзы сказал: - Удобным дураку кажется привычное.
Подумал и добавил: - До тех пор, пока «все» не будут ему говорить, что это неудобно, устарело, глупо…
Подумал ещё и усмехнулся: - Тогда он согласится на замену старого неудобного на новое…
*
   Э. Дзы о сбережении чести мундира.
Э. Дзы сказал: - Береги честь мундира – не надевай!
Подумал и добавил: - …на бесчестных.
Подумал ещё и усмехнулся: - А также – на глупых и алчных.
Вернулся и добавил: - Пусть лучше им моль питается. Погибнет честным!
*
   Э. Дзы об «экономном» государстве.
Э. Дзы сказал: - Беда не в том, что плохое государство экономит на своих бедных подданных, а в том, что сэкономленное не идёт ему впрок.
Подумал и добавил: - И тем более – не впрок присосавшимся к государству жирократам.
Подумал ещё и усмехнулся: - Худшие государства лишают людей последнего, ради излишеств своих чиновников и богачей.
*
   Э. Дзы о ямах и лестницах.
Э. Дзы сказал: - В этой жизни больше ям, чем лестниц.
Подумал и добавил: - По крайней мере – на одну яму больше; то есть – всё заканчивается вовсе не лестницей.
Подумал ещё и усмехнулся: - Хотя, есть же ещё Лестница на Небеса…
*
   Э. Дзы о быке – бунтаре.
Э. Дзы сказал: - Если мухи слишком сильно жалят быка в зад, бык может взбунтоваться.
Он даже может развалить стойло и забодать хозяина. Но построить мир, в котором его не будут кусать мухи, бык не может.
Подумал и добавил: - Да и мухи выводятся из его же какашек.
Подумал ещё и усмехнулся: - Тот, кто использует быков и напускает мух – сам может оказаться на рогах…
*
   Э. Дзы о дурном равновесии.
Э. Дзы сказал: - Чем дурнее народ, тем больше у него поводов ругать власть.
Подумал и добавил: - Чем дурнее власть – тем дурнее народ.
Подумал ещё и усмехнулся: - Спасает дурную власть то, что дурной народ не может организоваться.
*
   Э. Дзы о деньгах, жизни и… любви.
Э. Дзы сказал: - Деньги любят тех, кто любит их больше жизни.
Подумал и добавил: - Однако легко изменяют, а сами измен не прощают.
Подумал ещё и усмехнулся: - Хуже всего то, что жизнь – тоже…
*
   Э. Дзы о гос. вопросах и народных ответах.
Э. Дзы сказал: - На нерешённые государственные вопросы найдутся «народные» ответы.
Подумал и добавил: - Это будут не лучшие ответы.
Подумал ещё и усмехнулся: - Но они найдутся…
*
   Э. Дзы: больше не буду…
Э. Дзы сказал: - Я больше не буду; меньше – тоже…
Подумал и добавил: - Мысль «я больше не буду» приходит с годами всё чаще.
Подумал ещё и усмехнулся: - И часто не от раскаяния, а от сокращения возможностей.
*
   Э. Дзы о фигах в древних книгах.
Э. Дзы сказал: - Некоторые, открывши древнюю книгу, видят там лишь древнюю фигу.
Подумал и добавил: - Это говорит лишь о том, что и древние писали не для дураков.
Подумал ещё и усмехнулся: - Увидевши фигу – стоит опровергать себя, а не «древние заблуждения».
*
   Э. Дзы о деньгах и голоде.
Э. Дзы сказал: - Если никто не голодает, то и деньги ничего не стоят…
Подумал и добавил: - То есть, надо будет ещё поискать дурака, который бы стал во всём служить богатею ради денег.
Подумал ещё и усмехнулся: - Поэтому, как бы ни обильны были поля, всё равно кто-нибудь будет голодать.
Чтобы остальные «уважали»…
Вернулся и добавил: - У Императора же другие задачи и методы их решения.
*
      Э. Дзы о старости человечества.
Э. Дзы сказал: - Когда-нибудь человечество войдёт в состояние старости. Все будут всё знать, но не будут иметь возможности что-либо делать.
Подумал и добавил: - Да и сами знания не будут иметь никакой ценности. Как бы диковины они ни были.
Подумал ещё и усмехнулся: - За старостью следует смерть…
*
   Э. Дзы о пути наименьшего сопротивления.
Э. Дзы сказал: - Некоторые считают, что путь наименьшего сопротивления это и есть правильная дорога в жизни. Но не это ли путь на дно?
Подумал и добавил: - Начав движение ко дну, при попытке всплытия испытываешь ещё большее сопротивление, чем до того.
Подумал ещё и усмехнулся: - Даже на родовом пути человек испытывает сильнейшее сопротивление…
*
   Э. Дзы о думающем ослике.
Э. Дзы сказал: - Ослик способен думать; причём – о вещах очень глубоких. Недоступных или почти недоступных его пониманию. В то время, когда он занят обдумыванием очень большой мысли, он выше всяких команд и понуканий.
Подумал и добавил: - Глуп тот, кто пытается в это время стронуть его с места!
Подумал ещё и усмехнулся: - И глуп тот, кто считает ослика упрямым. Дайте ему подумать, в конце-то концов!!
*
   Э. Дзы о недовольных.
Э. Дзы сказал: - Когда недовольных государством больше, чем недовольных собой, то в государстве накапливаются «неразрешимые» проблемы.
Подумал и добавил: - И пока недовольных государством и окружающими больше, чем недовольных собой, проблемы эти действительно неразрешимы.
Подумал ещё и усмехнулся: - Особенно, если власть будет потакать всем недовольным.
*
   Э. Дзы о больших людях.
Э. Дзы сказал: - Большие люди получают большие деньги даже за маленькие дела. Иногда они получают ещё потоки славословия.
Подумал и добавил: - Плохо, когда больших людей делают из маленьких. Они могут лопнуть. А, кроме того, задать простым людям неверные ориентиры.
Подумал ещё и усмехнулся: - Такие «надутые карлики», даже став в чьих-то глазах большими, продолжают вести себя как избалованные невежественные дети.
*
   Э. Дзы о самых умных снова.
Э. Дзы сказал: - Самый умный не тот, кто больше всех спрашивал, а тот, кто спрашивал у… самых умных.
Подумал и добавил: - И продолжает спрашивать, но всё реже, пытаясь найти ответы сам.
Подумал ещё и усмехнулся: - Иначе, самыми умными были бы следователи и дознаватели.
*
   Э. Дзы о людях и учении.
Э. Дзы сказал: - Встречи с хорошими людьми приятны, но малопоучительны.
Подумал и добавил: - Встречи с плохими людьми могут быть весьма поучительны, но малоприятны.
Подумал ещё и усмехнулся: - Если у вас нет хорошего Учителя – исследуйте жизнь самостоятельно. И не пренебрегайте книгами: те книги, что сохраняются в веках – лучшие учителя.
*
   Э. Дзы о производстве кумиров.
Э. Дзы сказал: - В «сотворении кумиров» нет творчества.
Подумал и добавил: - Это скорее предприимчивые живут по принципу «сотворил кумира себе – сотвори и окружающим».
Подумал ещё и усмехнулся: - Бойтесь сотворивших себе кумира!
Вернулся и добавил: - Из-за перепроизводства кумиров может наступить дефицит свободных кумирен.
*
   Э. Дзы о делах красивых.
Э. Дзы сказал: - Если не делать того, что тебе не нравится в других – то можно вообще ничего не делать.
Подумал и добавил: - В каждом из нас есть что-то некрасивое и отталкивающее.
Подумал ещё и усмехнулся: - Что же касается дел и недеяния, то лучше думать…
*
   Э. Дзы о наглых и государстве.
Э. Дзы сказал: - Когда дают наглым – скромные вымирают.
Подумал и добавил: - Когда скромные вымирают, кончаются и трудолюбивые и знающие.
Подумал ещё и усмехнулся: - Когда наглые завладевают государством – пора уходить в Горы.
*
   Э. Дзы о живущих в бедности, и… в Поднебесной.
Э. Дзы сказал: - Одни живут в бедности, другие – в достатке, а третьи… в Поднебесной!
Подумал и добавил: - И миры их редко пересекаются.
Подумал ещё и усмехнулся: - Император, правящий ради Поднебесной, должен делать ставку на тех, кто живёт в ней…
*
   Э. Дзы о Героях Уходящего Века.
Э. Дзы сказал: - Уходящий цикл забирает своих героев; новый может сделать из них посмешище.
Подумал и добавил: - И дело не в героях, просто время неоднородно, и у каждого времени – свои ценности и свои авторитеты.
Подумал ещё и усмехнулся: - Но времена имеют свойства возвращаться, хоть и немного обновлённые. Тогда настоящие Герои Прошлого снова приходят к нам.
*
   Э. Дзы о мебели и «актах».
Э. Дзы сказал: - На какой бы мебели не совершался «акт» - со временем она начинает скрипеть.
Подумал и добавил: - Поэтому, мебель нужно обновлять. В высоких кабинетах – вместе с постояльцами.
Подумал ещё и усмехнулся: - Акты, особенно государственные следует совершать (подписывать) в полной тишине. Скрип отвлекает от главного.
*
   Э. Дзы о вине и философии.
Э. Дзы сказал: - Хорошо, когда вино пьют ради речей, а не наоборот.
Подумал и добавил: - Тогда и речи получаются длинные, связные и интересные.
Подумал ещё и усмехнулся: - Иногда их стоит записывать.
*
   Э. Дзы о фигах и строительстве.
Э. Дзы сказал: - Раньше строили памятники архитектуры, теперь – архитектуре.
Только плохие это памятники…
Подумал и добавил: - Эпоха, чьи постройки нельзя использовать в следующей – пустая эпоха.
Подумал ещё и усмехнулся: - Во и говорят: «Раньше строили на века, а теперь – нафига…»
*
   Э. Дзы о реформах и задачах народа.
Э. Дзы сказал: - Реформы приходят и уходят, а наше дело – остаться; хотя бы – в прежнем количестве.
Подумал и добавил: - Ибо реформы в плохо управляемом государстве всегда идут во вред его жителям.
Подумал ещё и усмехнулся: - Правда, известно, что резкие перемены сродни изменениям климата.
*
   Э. Дзы о гаданиях опасных.
Э. Дзы сказал: - Самый опасный вид гаданий – гадание на народной гуще.
Подумал и добавил: - И чем гуще народ – тем опасней гадание.
Подумал ещё и усмехнулся: - Народ сгущается, когда правящие им слишком рассеяны.
*
   Э. Дзы о работе без дураков.
Э. Дзы сказал: - Тот, кто призывает работать «без дураков» - плохо разбирается в окружающих.
Подумал и добавил: - Да и зачем обижать людей по второму разу.
Подумал ещё и усмехнулся: - Тем более там, где есть дисциплина – умным быть необязательно…
*
   Э. Дзы о чиновнике – проходимце.
Э. Дзы сказал: - Чиновник слабого государства подобен лозоходцу – у него удивительное чутьё на источники скрытых доходов.
Подумал и добавил: - Ещё он подобен канатоходцу – а как же ему без умения балансировать?
Подумал ещё и усмехнулся: - И кроту, прогрызающему ходы в пирамиде власти…
*
   Э. Дзы о человеке и его деле.
Э. Дзы сказал: - Из всех отложенных дел, обычному человеку свойственно доделывать самые лёгкие и… бесполезные.
Подумал и добавил: - Некоторые так запутываются в мелочах, что потом уже и не могут осилить что-то великое; другие, напротив, берут ношу не по силам.
Подумал ещё и усмехнулся: - Но лучше надорваться, поставив задачу непосильную. Чем раствориться в мелочной суете.
Вернулся и добавил: - Ведь известно, что человек делает дело, а дело доделывает его самого.
*
   Э. Дзы о великих реформах.
Э. Дзы сказал: - Великие реформы нужно начинать с себя, и собою же и заканчивать.
Подумал и добавил: - Для этого Император высылает самым инициативным чиновникам шёлковые шнурки.
Подумал ещё и усмехнулся: - Натуральный шёлк хорошо помогает от мании величия…
*
   Э. Дзы о припадке и упадке.
Э. Дзы сказал: - В гибнущем государстве периоды упадка сменяются периодами припадка.
Подумал и добавил: - И только периодов порядка нет.
Подумал ещё и усмехнулся: - Подъём же государство испытывать не может, это он испытывает правителя.
*
   Э. Дзы о новой демократии и старой диктатуре
Э. Дзы сказал: - Новая демократия хуже старой диктатуры.
Подумал и добавил: - А худший вид государственного неустройства – это «внезапная» демократия, или демократия, внесённая извне…
Подумал ещё и усмехнулся: - И только подлинной «Умократии» ещё не было в Поднебесной. Хотя были и мудрые Императоры, и Мудрецы, думающие о Государстве.
*
   Э. Дзы о Судьбе и чиновнике.
Э. Дзы сказал: - И Судьба, и чиновник чем-то похожи; например, не терпят на себя жалоб…
Подумал и добавил: - …совершенно не слышат «клиентов», всё решают за них, не ставя в известность…
Подумал ещё и усмехнулся: - Чиновник, правда, не так умён, и иногда отвечает за свои решения.
Вернулся и добавил: - Да и от Судьбы не уйдёшь, а чиновник не так уж и «необходим»…
*
   Э. Дзы о вершине чиновничьего творчества.
Э. Дзы сказал: - Парадокс: люди вымирают, а чиновники множатся. Умирающее государство перерабатывает людей в чиновников.
Подумал и добавил: - А чиновники размножают бесплодные бумаги. То есть – бесплодные бумаги размножаются при помощи чиновников.
Подумал ещё и усмехнулся: - А что – бумаги это вершина творчества. А население можно и заменить.
*
   Э. Дзы о «глупине» людской.
Э. Дзы сказал: - Ища в людях глубину, часто находишь «глупину».
Подумал и добавил: - Иногда открывается такая пропасть, что страшно заглядывать.
Подумал ещё и усмехнулся: - С такими людьми вообще страшно, даже если не зависишь от них…
Вернулся и добавил: - Да, бывает «глупина», что глубже любой глубины……
*
   Э. Дзы о равенстве разных.
Э. Дзы сказал: - Из двух одинаковых мудрецов – один лишний.
Подумал и добавил: - Солдаты же нужны одинаковые.
Подумал ещё и усмехнулся: - Когда наступят дни Всеобщего Равенства – то все люди будут разные, но в то же время равные…
*
   Э. Дзы о распускании и запустении.
Э. Дзы сказал: - В саморазрушающемся государстве учреждения работают в режиме самороспуска.
Подумал и добавил: - Чиновники распускают руки, запуская их во все дела и тела человеческие. Закрома наполняют только для того, чтобы оттуда брать.
Подумал ещё и усмехнулся: - Народ, видя это, тоже распускается.
Вернулся и добавил: - А потом начинается мерзость запустения…
*
   Э. Дзы о мире, как о театре.
Э. Дзы сказал: - Мир – не театр! И горе актёрам!!
Подумал и добавил: - А если и театр, то такой, где актёры не верят режиссёрам.
Подумал ещё и усмехнулся: - Или вообще: - Театр, где все только и говорят друг-другу «Не верю!!!», «Не верю!!!», «Не верю!!!»…
*
   Э. Дзы о странах, отсталых умственно.
Э. Дзы сказал: - Кроме умственно отсталых людей, бывают ещё и умственно отсталые страны.
Подумал и добавил: - Это такие, где управление отдано людям без проверки их на качества настоящего Человека.
Подумал ещё и усмехнулся: - Самое прискорбное, когда умственно отсталые страны превосходят остальные в вооружении.
Вернулся и добавил: - Впрочем, умственная отсталость – залог всех других отставаний.
*
   Э. Дзы о подталкивании отсталых.
Э. Дзы сказал: - Сначала «развитые» страны подталкивают «отсталые» в спину, затем подпинывают чуть ниже…
Подумал и добавил: - А затем – выталкивают взашей на обочину жизни.
Подумал ещё и усмехнулся: - Поэтому, изволь не отставать; достигнув гармонии – не расслабляйся.
Странам, в этом смысле, тяжелее, чем людям.
Вернулся и добавил: - Впрочем, и человек не может развиваться спокойно и гармонично – его хлеб тут же попытается вырвать «успешный».
*
   Э. Дзы о реформах и думе.
Э. Дзы сказал: - Если реформы продумать, как следует – то их и проводить не захочется.
Подумал и добавил: - То есть – не будет надобности.
Подумал ещё и усмехнулся: - Где бы только взять министров, умеющих думать?
И не только о себе??
*
   Э. Дзы о воровском государстве.
Э. Дзы сказал: - У гибнущего государства легче украсть, чем выпросить.
Оно немилосердно только к действительно нуждающимся.
Подумал и добавил: - Когда у государства можно украсть – оно становится воровским.
Подумал ещё и усмехнулся: - И тут уж успех ждёт того, кто украдёт раньше. И – больше.
Вернулся и добавил: - А остальные будут на них работать…
*
   Э. Дзы о росте бесполезных управ.
Э. Дзы сказал: - Быстрее всего количество чиновников увеличивается там, где уменьшается количество работы и меньше ответственности.
Подумал и добавил: - Конторы, в которые берут много своих, объедают государство и Императора.
Подумал ещё и усмехнулся: - От них же наибольшее беспокойство населению.
Вернулся и добавил: - Император должен знать, кому пора высылать шёлковые шнурки.
*
   Э. Дзы о разделении разрушающем.
Э. Дзы сказал: - Чтобы разрушить Китайскую цивилизацию, всего-то и надо – отделить «инь» от «ян».
Подумал и добавил: - Кто бы ещё придумал, как это сделать.
Подумал ещё и усмехнулся: - В то время как многие не могут отделить сны от яви.
*
   Э. Дзы о Партии униженных.
Э. Дзы сказал: - Самый униженный может возглавить Партию Униженных и уже тем самым возвыситься.
Подумал и добавил: - Плохо, когда такая партия занимается не улучшением жизни своих членов, а ищет возможности оказаться наверху…
Подумал ещё и усмехнулся: - Тогда униженными оказываются все.
*
   Э. Дзы о «необходимости» быть начеку.
Э. Дзы сказал: - Когда перестаёшь интересоваться новостями – тогда и случается самое интересное.
Подумал и добавил: - Когда отвлекаешься от окружающего, можешь нарваться на неприятное.
Подумал ещё и усмехнулся: - Поэтому, лучше уйти в Горы, где ничего «важного» не происходит.
*
   Э. Дзы о Ветре Перемен.
Э. Дзы сказал: - Ветер благоприятных перемен обычно дует из чистых мест.
Подумал и добавил: - Но где ещё в Поднебесной остались места, где чиста природа и чисты люди??
Подумал ещё и усмехнулся: - Смотри, как бы ветер перемен не выдул последнее…
*
   Э. Дзы о сумасшедших и «пограничниках».
Э. Дзы сказал: - Больше всего сумасшедших ненавидят те, кто сам находится на грани сумасшествия.
Подумал и добавил: - А также те, чья жизнь «сплошной дурдом», гонка без пункта назначения и ясной дороги.
Подумал ещё и усмехнулся: - Сами же сумасшедшие относятся друг к другу по-разному.
Вернулся и добавил: - Когда психболов слишком много – надо уходить в Горы.
*
   Э. Дзы о народном удовлетворении.
Э. Дзы сказал: - Не стоит давать народу больше того, что он способен истребовать.
Подумал и добавил: - Так думают и властители, и богатые работодатели.
Подумал ещё и усмехнулся: - Хорошо, когда народ не способен требовать и не представляет, сколько благ он мог бы иметь…
Вернулся и добавил: - В хорошо организованном государстве каждый имеет чуть меньше, чем ему «положено».
*
   Э. Дзы о классиках и плагиате.
Э. Дзы сказал: - Незнание классиков не освобождает от ответственности за плагиат.
Подумал и добавил: - Впрочем, незнание классиков не позволяет, как правило, создать нечто такое, что могли бы принять за плагиат.
Подумал ещё и усмехнулся: - Это только самые мелкие сочинители переписывают друг у друга и гордятся перед «коллегами» написанным…
*
   Э. Дзы о метании камней в ближнего.
Э. Дзы сказал: - Пусть первым бросит в меня камень тот, у кого он… драгоценный.
Подумал и добавил: - А если у вас камень фальшивый, или просто булыжник – держите его при себе.
Подумал ещё и усмехнулся: - Ибо, метнув позорный камень, вы теряете своё лицо.
Вернулся и добавил: - Есть, увы, любители метания камней в ближних своих: метать камни в дальних тяжело и малопродуктивно.
*
   Э. Дзы о памятниках.
Э. Дзы сказал: - Если в государстве начинают строить памятники, значит, это государство скоро уйдёт из памяти.
Подумал и добавил: - Или – сменится эпоха.
Подумал ещё и усмехнулся: - А кому нужны памятники без памяти?
*
   Э. Дзы о попытках и пытках.
Э. Дзы сказал: - Попытка – пытка. При неоднократном её повторении.
Подумал и добавил: - Повторение же творческих попыток приносит радость, совершенствует мастерство и приводит к успеху.
Подумал ещё и усмехнулся: - Не стоит пытаться выпрыгнуть из толпы. Такие попытки – это пытка Судьбы.
*
   Э. Дзы о подделках.
Э. Дзы сказал: - Не продавай подделки дёшево – разоблачат.
Подумал и добавил: - Это хорошо понимают писатели и художники, но плохо – ремесленники.
Подумал ещё и усмехнулся: - Подделки «под старину» делать опасно, а «под искусство» - престижно.
*
   Э. Дзы о государственном здоровье.
Э. Дзы сказал: - Государство, как человек: внутренние проблемы рано или поздно становятся внешними.
Подумал и добавил: - И в тоже время – чрезмерная открытость внешним влияниям приводит к возникновению внутренних проблем.
Подумал ещё и усмехнулся: - Поэтому главное – здоровый дух…
*
   Э. Дзы про учебник поэзии.
Э. Дзы сказал: - Если друг замучил вас неумелыми стихами – подарите ему учебник поэзии.
Подумал и добавил: - Не то, чтобы стихи сразу станут лучше; просто он задумается, как сороконожка о порядке переставления ног…
…и поток творчества несколько поиссякнет.
Подумал ещё и усмехнулся: - А может быть – стихи действительно станут лучше.
И это будет бесценная услуга.
*
   Э. Дзы о творце иллюзий.
Э. Дзы сказал: - Плохо, когда специалистов по обустройству жизни вытесняют творцы иллюзий.
Подумал и добавил: - Мало того, что жизнь становится хуже, она становится бессмысленной.
Подумал ещё и усмехнулся: - Тех, кто обманывает самого себя, и другим обмануть легче. Попробуй остановиться, чтобы не стать жертвой творца иллюзий.
*
   Э. Дзы о должном и обязательном.
Э. Дзы сказал: - Мы не должны знать того, что знать обязаны.
Подумал и добавил: - Нам приходится многое делать по обязанности.
Подумал ещё и усмехнулся: - Зная то, что обязаны, мы не свободны даже в мыслях и никогда не достигнем свободы действий.
*
   Э. Дзы об объятиях необъятного.
Э. Дзы сказал: - Объять необъятное можно: - для этого нужно всем взяться за руки.
Подумал и добавил: - Но не нужно: - тогда оно перестанет быть необъятным.
Подумал ещё и усмехнулся: - И тогда уже не похвастаешься, что участвовал в обнимании необъятного.
*
   Э. Дзы о напрасных усилиях.
Э. Дзы сказал: - Напрасные усилия не напрасны – они развивают мускулатуру.
Подумал и добавил: - Однако, чересчур развитая мускулатура тоже напрасна….
Подумал ещё и усмехнулся: - … особенно, когда её обладатель имеет склонность к напрасным усилиям…
*
   Э. Дзы о нежелаемом и недействительном.
Э. Дзы сказал: - Пора научиться принимать нежелаемое за недействительное.
Подумал и добавил: - Для этого надо научиться принимать.
Подумал ещё и усмехнулся: - И принимать ещё…
*
   Э. Дзы о рабстве и Времени.
Э. Дзы сказал: - Напрасно думать, что время работает на тебя – ещё никому не удавалось поработить Время.
Подумал и добавил: - Время также никого не порабощает, но может загнать в ловушку.
Подумал ещё и усмехнулся: - …а само уйти, чтобы уже не вернуться.
*
   Э. Дзы о прошлом, будущем...
Э. Дзы сказал: - Прошлое, это то, что мы вспоминаем с ностальгией; будущее – то, чего боимся.
Подумал и добавил: - А настоящего нет. И даже не в том дело, что жизнь полна иллюзий.
Подумал ещё и усмехнулся: - Отдалённого будущего боятся все; ближайшего – по обстоятельствам.
Вернулся и добавил ещё: - Впрочем, мудрецы говорят, что они будущего не боятся…
*
   Э. Дзы о пущенном на самотёк.
Э. Дзы сказал: - Пущенное на самотёк течёт даже под лежачий камень.
Подумал и добавил: - Пущенное на самотёк выбирает любое русло, кроме нужного.
Подумал ещё и усмехнулся: - Но пытаться уследить за всем – всё равно, что пытаться заткнуть размываемую плотину пальцем…
*
   Э. Дзы о борьбе за равенство.
Э. Дзы сказал: - Бездумная борьба «за равенство» может перерасти в преследование самых одарённых, или самых благочестивых.
Подумал и добавил: - То есть тех, кого жизнь возвышает не зря.
Подумал ещё и усмехнулся: - К тому же затевают её самые «неравные».
Император должен прислушиваться к голосам людей снизу, но и судить за ложное без скидок на положение.
*
   Э. Дзы о Жизни в гороскопе.
Э. Дзы сказал: - В Год Собаки многие живут, как собаки; но они и в Год Тигра живут также.
Подумал и добавил: - А Дракон всегда остаётся Драконом.
Подумал ещё и усмехнулся: - Поэтому не стоит в Год Кабана стараться жить, как свинья.
*
   Э. Дзы об игре в свои кости.
Э. Дзы сказал: - Опасно играть в кости с незнакомцами. Это всё равно, что «играть в кости» с голодной собакой.
Подумал и добавил: - А если играть в кости с тигром – то это будут твои собственные кости. В свои кости играют также с разбойниками, палачами и хирургами…
Подумал ещё и усмехнулся: - И уж совсем не стоит играть в кости с Тем, кто их мечет.
Тут ставка будет жёстче.
*
   Э. Дзы о сохранении боязни.
Э. Дзы сказал: - Когда люди перестают бояться Неба, им остаётся бояться законов.
Подумал и добавил: - Когда люди перестают бояться законов – они боятся организованной силы.
Подумал ещё и усмехнулся: - А когда уже ничего не могут организовать и ни во что не верят, то боятся друг-друга.
*
   Э. Дзы о законах и морали.
Э. Дзы сказал: - Мораль ограничивает людей моральных.
Подумал и добавил: - Законы ограничивают законопослушных.
Подумал ещё и усмехнулся: - Если законы аморальны – наступает хаос.
Который до поры можно сдержать силой.
*
   Э. Дзы о борцах за правду.
Э. Дзы сказал: - Тот, кто не настаивал на правде, тот не может потом сказать «я был прав!».
Подумал и добавил: - Тот, кто «боролся» в толпе не может считать себя автором перемен, даже если его выталкивали в первые ряды.
Подумал ещё и усмехнулся: - А тот, кто сам лез в первые, – тот не имеет права говорить о своих заслугах.
Вернулся и добавил ещё: - И глуп тот, кто борется «за правду», не зная точно, что она собой представляет…
*
   Э. Дзы об «узких стратегах».
Э. Дзы сказал: - «Настоящий стратег» мыслит на много ходов вперед,… даже если следующим ходом – мат.
Подумал и добавил: - Много их, стратегов в своей узкой области.
Подумал ещё и усмехнулся: - Плохо, когда Император идёт на поводу некоторых из них…
*
   Э. Дзы о выборах Времени.
Э. Дзы сказал: - Трудно выбрать время, когда Время выбирает других.
Подумал и добавил: - И пока ты пытаешься выбрать время – оно уже всё оказывается выбранным.
Подумал ещё и усмехнулся: - Хорошо тому, кто выбрал время вовремя…
*
   Э. Дзы о дальних странствиях.
Э. Дзы сказал: - Пока мы тут надуваем друг-друга, ветер надувает паруса дальних странствий.
Подумал и добавил: - Связавшийся с людьми мелкими и сам неизбежно станет таким же.
Подумал ещё и усмехнулся: - Мечта маленького человека – прогрызть дырку в большом.
*
     Э. Дзы о прозорливых и прожорливых.
Э. Дзы сказал: - Люди ещё делятся на прозорливых и прожорливых. Последних, увы, больше.
Подумал и добавил: - Задача первых – не давать вторым жрать столько, сколько они могут. Их желудки бесконечны.
Подумал ещё и усмехнулся: - Их вообще нужно постоянно держать в тонусе.
*
   Э. Дзы о выражении и говорении.
Э. Дзы сказал: - Все умеют говорить, но не все – выражаться.
Подумал и добавил: - Я в том смысле, что многие говорят совершенно зря – их мало кто понимает.
Подумал ещё и усмехнулся: - Или – понимает по-своему, что может быть ещё хуже.
*
   Э. Дзы о «цвете нации».
Э. Дзы сказал: - Плохо, когда «цвет нации» вызывает у народа аллергию.
Подумал и добавил: - Ещё хуже, когда на нации цветёт плесень.
Подумал ещё и усмехнулся: - И совсем плохо, когда нация принимает плесень за цвет.
*
   Э. Дзы о ездящих по Миру.
Э. Дзы сказал: - Многие из тех, кто ездит по миру, должны бы по миру ходить.
Подумал и добавил: - И тяжким трудом отрабатывать своё подаяние.
Подумал ещё и усмехнулся: - Пока государство не может сделать так, чтобы каждый получал по заслугам – в нём не будет настоящего мира.
*
   Э. Дзы о козле в роли орла.
Э. Дзы сказал: - Глупый, но вышестоящий козёл думает, что он орёл.
Подумал и добавил: - Да он и выглядит почти как орёл.
Подумал ещё и усмехнулся: - Да и вниз гадит орлиными дозами…
*
   Э. Дзы о заговоре.
Э. Дзы сказал: - Отсутствие заговора – это очень хорошо подготовленный заговор.
Подумал и добавил: - То есть - заговорщики  высокие профессионалы, если есть такая профессия.
Подумал ещё и усмехнулся: - Да хороший заговор, если удался, можно радостно объявить победой здоровых сил, а если не удался, то о нём никто не должен знать.
Вернулся и добавил ещё:  - Чтобы можно было повторить…
*
   Э. Дзы о денежных потоках и культурном слое.
Э. Дзы сказал: - Поток купеческих денег быстро смывает культурный слой.
Подумал и добавил: - А поток разбойничьих денег способен размыть даже берега здравого смысла.
Подумал ещё и усмехнулся: - Иногда лучше вливать рисовую водку в рот алкоголику, чем проводить денежные вливания туда, где привыкли честно работать за небольшую плату.
Современный комментарий: - Бедный Э. Дзы не знал о виртуальных деньгах.
*
   Э. Дзы о воронах и цивилизации.
Э. Дзы сказал: - Не стреляйте в ворон – некому будет, потом,  похоронить вас по-человечески.
Подумал и добавил: - То есть, по-вороньи, но это лучше, чем вообще никак.
Подумал ещё и усмехнулся: - Может, предназначение Ворона – это и есть похороны уходящих империй…
*
   Э. Дзы о борьбе… с реальностью.
Э. Дзы сказал: - Борясь за идеальное – береги реальное.
Подумал и добавил: - Не пытайся воплощать чужие идеи.
Подумал ещё и усмехнулся: - Особенно – если ты их не совсем понял…
*
   Э. Дзы о дураках внутри.
Э. Дзы сказал: - Не так страшны дураки вокруг, как внутри.
Подумал и добавил: - Тем более, когда внутренний дурак берёт всё управление на себя.
Подумал ещё и усмехнулся: - В одну свинью может вселиться неограниченное количество злых духов.
Современный комментарий: - То есть бесов.
*
   Э. Дзы о «бывших кладбищах».
Э. Дзы сказал: - Бывших кладбищ не бывает.
Подумал и добавил: - Горе тем, кто не уважает захоронения.
Подумал ещё и усмехнулся: - И не будет таким покоя…
*
   Э. Дзы о личном наделе чиновника.
Э. Дзы сказал: - Чем больше «наделен» чиновник – тем больше обделён народ.
Подумал и добавил: - Не знаниями и умениями, конечно…
Подумал ещё и усмехнулся: - А вообще – чиновники это мы сами, только на службе.
Вернулся и добавил ещё:  - А такой службы, чтобы не служили себе, придумать трудно.
Тут и экзамены не всегда помогают…
*
   Э. Дзы об «эквилибристах Духа».
Э. Дзы сказал: - Люди –  эквилибристы Души: потеряв душевное равновесие, человек падает.
Подумал и добавил: - И помешать падению может своеобразный «духовный шест», если, конечно, он имеется.
Подумал ещё и усмехнулся: - Мало кто может поддерживать душевное равновесие самостоятельно…
*
   Э. Дзы об искусстве.
Э. Дзы сказал: - Искусство, конечно, не имеет границ, но, хотя бы, должно иметь какие-то пределы.
Подумал и добавил: - Искусство без рамок – это не искусство.
Подумал ещё и усмехнулся: - Хорошо быть «открывателем нового», ничего не прибавив к старому…
*
   Э. Дзы о ненужности перемен.
Э. Дзы сказал: - Перемены не ругает тот, кто их готовил, проводил, получал выгоды…
Подумал и добавил: - Тот, кто считает, что его дело выйти на улицу – не получает, как правило, ничего.
Подумал ещё и усмехнулся: - Да требования топы и невозможно удовлетворить, ибо она точно не знает, чего хочет.
Вернулся и добавил ещё:  - А «хлеба и зрелищ» никогда на всех не хватает…
*
   Э. Дзы о Рождённых ползать.
Э. Дзы сказал: - У рождённых ползать редко бывают боли в спине.
Подумал и добавил: - И редко болит сердце при попытке вглядеться в небо…
Подумал ещё и усмехнулся: - И гнус им - не гнус вроде…
Вернулся и добавил ещё:  - И мир они делают сырым и прохладным…
*
   Э. Дзы о любителях лекарств.
Э. Дзы сказал: - Не принимайте всё подряд, принимая за лекарства.
Подумал и добавил: - «Пропивая курс» неизвестно чего – вы движетесь неправильным курсом.
Подумал ещё и усмехнулся: - Пропиваете и деньги, и здоровье, да ещё и безо всякого удовольствия…
*
   Э. Дзы о купцах извиняющихся.
Э. Дзы сказал: - Бойтесь торгашей, извинения приносящих…
Подумал и добавил: - …вслед за извинения они принесут ещё больше неприятностей.
Подумал ещё и усмехнулся: - Принимайте извинения только серебром.
*
   Э. Дзы о старости человечества 2.
Э. Дзы сказал: - Когда-нибудь, все народы войдут в состояние старости; все всё будут знать, но не будут делать ничего, что могло бы улучшить их жизнь.
Подумал и добавил: - Более того, они будут знать, как жить правильно и праведно, но не делать никаких движений в этом направлении.
Подумал ещё и усмехнулся: - Да и знать «всё» они будут лишь теоретически; к реальным и интересным знаниям они будут глухи…
Вернулся и добавил ещё:  - И тогда их место, по-праву, займёт кто-то другой…
*
   Э. Дзы о новинках и «хреновинках».
Э. Дзы сказал: - Почти все новинки содержат хреновинку.
Подумал и добавил: - Особенно новинки, созданные корысти ради.
Подумал ещё и усмехнулся: - И хорошо ещё, когда «хреновинки» обнаруживаются сразу.
*
   Э. Дзы о неотвратительности наказаний.
Э. Дзы сказал: - Наказание должно быть не только неотвратимым, но и неотвратительным.
Подумал и добавил: - Там, где наказания отвратительны, к людям относятся, как к нечистому скоту; да они и живут, вообще, как скот.
Подумал ещё и усмехнулся: - Эстетика должна быть во всём!
*
   Э. Дзы о занимательном спуске.
Э. Дзы сказал: - Спуск по кривой гораздо увлекательнее подъёма по прямой.
Подумал и добавил: - Да так может увлечь, что отвлечься невозможно.
Подумал ещё и усмехнулся: - А чтобы не было страшно – нужно пить больше рисовой водки…
*
   Э. Дзы о жизни, как «истории».
Э. Дзы сказал: - Мы пишем свою историю, жизнь – свою…
Подумал и добавил: - Редко мы пишем свои истории для себя.
Подумал ещё и усмехнулся: - Человек счастлив до тех пор, пока чего-то не узнает.
*
   Э. Дзы о новых ботинках.
Э. Дзы сказал: - В новых ботинках сразу далеко не уйдёшь.
Подумал и добавил: - Новая власть трёт и жмёт ещё дольше.
Подумал ещё и усмехнулся: - Разглядывай новые ворота, не разглядывай – всё равно придёт пора, и их закроют.
*
   Э. Дзы о Человеке Цельном и богатстве.
Э. Дзы сказал: - Цельный человек не любит богатых разбойников – мошенников, но так же и их неправедные деньги.
Подумал и добавил: - В эпоху, когда «праведных» денег нет, цельный человек не стремится к богатству вообще.
Подумал ещё и усмехнулся: - И, естественно, избегает общения с богатыми.
*
   Э. Дзы о простой слезе.
Э. Дзы сказал: - Любой набор слов «про слезу»… способен выдавить слезу.
Подумал и добавил: - А если добавить про любовь и страдания – потоп обеспечен.
Подумал ещё и усмехнулся: - И только тот, кто много уже перечувствовал, реагирует на вещи менее грубые.
*
   Э. Дзы о деморализации населения.
Э. Дзы сказал: - Чтобы измотать и сбить с толку народ, нужно постоянно менять законы и правила.
Подумал и добавил: - Хорошо бы ещё научиться подменять и духовные ценности.
Подумал ещё и усмехнулся: - Впрочем, это всё можно проделывать с населением; народ найдёт способ защититься…
*
   Э. Дзы о времени и глупости.
Э. Дзы сказал: - Глупому нравится там, где быстрее течёт время.
Подумал и добавил: - Но глупый неспособен к творческому труду, который только и может поглотить основную тяжесть времени.
Подумал ещё и усмехнулся: - Поэтому, глупых и тянет «тасоваться», как карты, до полного и скорейшего истрёпывания.
*
   Э. Дзы о совершенных беззаконниках.
Э. Дзы сказал: - Беззаконники любят пенять на «несовершенство» законов.
Подумал и добавил: - … которое сами же и проплачивают тем, кто искажает и даже пишет законы. Не боясь гнева слабого императора.
Подумал ещё и усмехнулся: - Зато свои совершённые преступления считают совершенными.
*

   П.С.: в кульке К. ещё много смятых и исписанных бумажек.
Продолжение следует.
Издатель чувствует себя в ответе за Наследие Э. Дзы.

    Ковригин Д. Э.
1 июня 2012 г.