Практикум для критиков

Наталия Уралова
В рифму(цитата из дневника):
"Путь критика не сладкий и не близкий."
Виссарион Григорьевич Белинский


стихи.ру
Яблочный год

Яблочный год насвистели нам зяблики,
Август, прощаясь, подносит свой дар:
Падают яблоки, падают яблоки,
Падают яблоки на тротуар.

Утром над речкой расходится белая
Влажная дымка – колышется пар…
Что же мы, милый, с тобою наделали?
Падают яблоки на тротуар.

Птицы прощаются с летними гнездами,
Видишь, на кленах осенний пожар,
Вместе с остывшими,черными звездами
Падают яблоки на тротуар.

Порознь плывут в луже листья-кораблики,
Ветром разносит туман и угар…
Падают яблоки, падают яблоки,
Падают яблоки на тротуар.
@Li

Рецензии

Здравствуйте, Наташа! С интересом прочел Ваш "Яблочный год".
1.Общее впечатление.
Весьма посредственное стихо,изобилующее массой неточностей, с размытой линией сюжета.
2.Cюжет, его оригинальность и раскрытие.
Cюжет, по-видимому, основан на гармоничном сочетании "увядающей" природы с "увядающими" чувствами.Сюжет достаточно оригинален, но раскрыт довольно слабо:"Падающие яблоки на тротуар" звучат довольно забавно в контексте произведения, ведь тротуар мы связываем, прежде всего, с городом; хотя бы уж было пояснение, что это маленький провинциальный город, город-яблоневый сад-тогда еще как-то можно все увязать.Через город, видно и река протекает ;"Утром над речкой расходится белая
Влажная дымка- колышется пар", а так же, в дополнение, и птицы прощаются с летними гнездами (как хорошо!И речка в городе, и яблоневый сад, и птиц полным-полно на деревьях!)Вообщем, довольно забавно и смешно.
3.Поэтичность, поэтическтие находки, интересные метафоры.
Поэтичность в стихо присутствует ,поэтичных находок я не увидел , так же, как и интересных метафор.С натяжкой к этим атрибутам можно отнести лишь; "Порознь плывут в луже листья-кораблики"
4.Техника, орфография оригинальность рифмы.
C техникой автор явно не в ладу, допустим, в последнем катрене слоги варьируются 12-10-12-12.Орфография на уровне.Рифма на уровне.
5.Финал.
Финал недоработан.Заглавие никак не вписывается в стихо.Не увидел я "Яблочного года".Яблочный месяц- август есть.
Вывод.Ввиду указанных недостатков, стихо явно нуждается в доработке.

Буду рад ,если мои замечания помогут Вам в реализации Ваших творческих планов.С уважением, Игорь Дяченко.
Игорь Дяченко 03.09.2011 15:21 • Заявить о нарушении правил / Удалить

Добавить замечания:

Здравствуйте, Игорь!
С удовольствием прочла ваши замечания. Долго смеялась.Скажите, ЧТО ВАС ЗАСТАВИЛО ВЗЯТЬСЯ ЗА АНАЛИЗ МОЕГО СТИХОТВОРЕНИЯ? КАКОЕ ЧУВСТВО ВЫ ПРИ ЭТОМ ИСПЫТЫВАЛИ? ЧУР, ТОЛЬКО ЧЕСТНО!
Спасибо.
Расскажу вам, как родилось это стихотворение.Вы где живете?
Я живу в Екатеринбурге. Это мегаполис, если Вы этого не знали.У нас плюс-минус 2 млн. жителей. Накануне я возвращалась домой с работы по ковру из яблок. Они падали с деревьев на тротуар прямо под ноги прохожих и колеса машин:))) В моем районе полным-полно яблоневых аллей скверов, и не только в моем.По центру города действительно протекает река ИСЕТЬ. Причем, она петляет по всей территории мегаполиса. Переезжая из одной части города в другую можно пересечь речку трижды. А уж птиц у нас не считано! Несколько недель назад мы с Ганебных и Пашинским (это наши поэты) сидели на набережной городского пруда и кормили воробьев и голубей баранками, наблюдая за их повадками. Это было забавно.Чем долбше мы сидели, тем больше становилось птиц. Потом мы увидели, как в воду упал стриж. С верхней набережной из летнего кафе это тоже заметили. Мы все вместе пытались спасти птицу. А стриж отважно ПЛЫЛ от середины водоема к гранитной набержной и доплыл-таки.
А под аркой плотинки над водой всегда колышется белый пар, расстилаясь по поверхности белой дымкой.
Так что , дорогой "мой критик толстопузый"(А.С.Пушкин) все точно до мелочей.
Никакого сюжета в стихотворении нет И если Вы там что-то увидели, ЭТО УЖЕ МОЯ ЗАСЛУГА.Стихотворение -настроение, так бы я сказала
"C техникой автор явно не в ладу" - На это я могу только улыбнуться в ответ.
Если уж оно такое ПЛОХОЕ, как вы пишите, то , наверное, Вам не стоило тратить на него столько места, времени и сил.
Но все равно, огромное вам спасибо. Вы же СТАРАЛИСЬ, а всякий труд должен быть вознагражден.
С уважением, Н.Н.
P.S. Относительно названия скажу, что вы явно не садовод.
ЭТОТ ГОД НАЗЫВАЮТ ЯБЛОЧНЫМ. А прошлый был огуречным:))).
Обратитесь к Википедии или какому-нибудь другому словарю, например, Справочнику садовода , что ли...
Простите за описки. Я подслеповата. У меня диоптрий -6.
Н.Н.

Ответить:
Как Вы заметили, я люблю давать рецензии-это мое хобби.Я сегодня первый день из отпуска и с жадностью на Вас набросился-Вы просто попали мне под руку.Я на Вас тренируюсь, так сказать.Вот Вы написали про город-стало что-то ясно.Но читатель не может же постоянно домысливать!У нас в городе, тоже крупном ,таких явлений не замечается!Поэтому-то я Вам и написал свое видение.А про Ваш "смех" тоже все понятно-Вы ассоциируете себя с человеком, намного выше стоящим по поэтическому уровню со мной,в чем, кстати, я сомневаюсь.
Игорь Дяченко


Ответить: Уууууууууууууууууууу!
Игорь, не надо ничего про меня придумывать.
Обратите внимание, про поэтический уровень написала не я , а ВЫ.
Я смеюсь я потому, что считаю: это стихотворение не стоит такого серьезного внимания
Будьте здоровы;))
Н.Н.
P.S. А про Ваш поэтический уровень сказать ничего не могу и сравнивать тоже не могу. Мне кажется, что я Вас ни разу не читала. С улыбкой,
Наталия Уралова Никитина

Ответить: Слушайте, неужели Вы считаете, что в моей рецензии нет рационального зерна?
Игорь Дяченко

Ответить: )) Хотите , я разберу Вашу рецензию и покажу Вам все ее недостатки и просчеты? А также объясню Вам, чем она мотивирована? Спрашиваю потому, что не хочу Вас обижать.
Если "ДА", то сделаю это, но не сегодня.
Сейчас я очень устала: отчитала 6 часов лекций, около трех часов провела в городском транспорте, 4 часа отруководила заседанием литературного объединения (планировали работу на сезон 2011- 2012гг, проделала кучу домашней работы и думать не хочу, а желаю отдыхать:)))
Наталия Уралова Никитина

Ответить: Конечно ,хочу! Обидеть меня очень трудно, ха-ха!
Игорь Дяченко

Ответить: Игорь, приношу свои извинения, если задержалась с ответом. С утра , как всегда, дела домашние, потом шопинг, позже – сын сидел за компьютером…
Только сейчас смогла вернуться к нашему вопросу.

Итак, вопрос: «Слушайте, неужели Вы считаете, что в моей рецензии нет рационального зерна?»

Ответ: Чего нет? Какого зарна? Рацио…
) само слово уже говорит за себя.
«Рацио» так же совместимо с «эмоцио», как день с ночью, белое с чёрным и правда с ложью. Это АНТОНИМЫ в речи и антиподы как понятия или явления реальности.
Думаю, никто не станет отрицать, что лирическая поэзия – это «эмоцио»

Еще древние греки, которые придумали классифицировать литературу как вид искусства, разделили ее на три рода: Эпос. Лирика. Драма. (и никто до сих пор ничего умнее не придумал:)

О драме я говорить не буду, т.к. это специфический род.

Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.(Википедия)

Лирика - (гр.лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) – один из родов литературы. Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера, души.( http://www.bukinistu.ru/lirika-kak-rod.html)

Проще говоря, это выражение внутреннего состояния автора стихов, его настроений, фантазий, переживаний, сомнений и надежд, всплесков и разочарований, всего того, что называется чувствами или эмоциями, только не «рацио»
(Когда я рассказываю об этом, то предлагаю сравнить два гениальных произведения: роман Л.Н.Толстого «Война и мир» и стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил…» - попробуйте)

С этой позиции формалистический анализ лирического стихотворения в принципе неприемлем.
Никому не приходит в голову считать количество лепестков, пестиков, тычинок или шипов у роз. Так же и душевные переживания поэта нельзя измерить ни в сантиметрах, ни в граммах, ни в часах…. Подсчитывать буквы, слоги, слова, строки, грамматические и речевые ошибки в стихах - вульгарно, грубо, неумно.
Рецензия, о которой мы сейчас говорим, - это школярский подход, от которого умные педагоги уже давно отказались вопреки устаревшей школьной программе (Вспомните старый добрый фильм «Доживем до понедельника», где высмеивается консервативная учительша литературы: образ Онегина, образ Печорина, образ Татьяны Лариной ).
Если и НУЖНО анализировать лирику, то только сточки зрения авторских приемов и способов вызвать в читателе ответную реакцию, сходные чувства, узнавание, сопереживание. Это сложно и доступно немногим. Гениям от критики. Таким был В.Г. Белинский. Смешно представить, чтобы он считал слоги в стихах Пушкина, да и не только его.
А поскольку талантливых критиков раз-два и обчелся, то все остальные – выдумывают свои правила, по которым и судят поэтов под предлогом помощи. А поэт, по словам Пушкина, подсуден только Богу:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Теперь поговорим о мотивах рецензента.
Как известно, поэты пишут не для критиков. Просто выражают свои чувства потому, что не делать этого не могут. Все люди выражают себя по мере своих способностей: одни поют, другие пляшут, третьи рисуют, четвертые собирают коллекции, пятые пишут стихи…
И вот на пути писателя встает этакая незваная одиозная фигура и с высоты своего лилипутского мировоззрения начинает рассуждать с умным видом о достоинствах и недостатках душевных волнений поэта.
Плохи или хороши эти волнения, и в какое количество слогов или строк они уложены)) И сколько метафор нашел автор для выражения своей души?
Ах-ха… Нелепо, неправда ли? Мне кажется, Пушкин совсем не думал о метафорах и сравнениях, когда писал:»Я вас любил…» Не предъявить ли автору рецензии претензии по этому поводу к гению? Нет, опасно! Еще обвинят в неуважении к традициям. А вот к прочим – можно. Ведь самозванцу ничего за это не будет.
Каковы же мотивы самозванца?
Их может быть много, но основные три:
1. Возвысится за счет принижения автора, из чувства зависти.
2. По глупости
3. Из чувства мести.
Вот, пожалуй, и все. Напоминаю, я написала это с Вашего согласия.
Отвечать не нужно.
Я не стану читать.
Наталия Уралова Никитина