О дореволюционной грамматике и орфографии

Александр Сорокин Российский
Недавно пытался выяснить, правда ли, что Гоголь, Достоевский, Чехов и Пушкин писали слово "Бог" с маленькой буквы. И выяснил-таки, что это - корректура советского времени...

Помимо этого, выискал два прелестных момента (на сайте http://www.portal-slovo.ru):

"В свое время корректора В. В. Тимофееву поразило, с какой требовательностью, а подчас раздражительностью Достоевский тревожился "по поводу какой-нибудь неправильно поставленной запятой", "то — зачем поставили в статье его твердый знак в конце слова однакожъ, когда у него стоит мягкий — однакожь. То — зачем вводное предложение может быть поставлено в запятых, вместо того чтобы — как у французов и в "Русском вестнике" — поставить с черточкой посередине" и т. д. Не помогали в споре ссылки на грамматику — Достоевский резко возражал: "У каждого автора свой собственный слог, и потому своя грамматика... Мне нет никакого дела до чужих правил! Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна; а где я чувствую, что не надо перед что ставить запятую, там я не хочу, чтобы мне ее ставили!"[15]  Метранпажа М. А. Александрова Достоевский сразу предупредил: "Вы имейте в виду, что у меня ни одной лишней запятой нет, все необходимые только; прошу не прибавлять и не убавлять их у меня"

Или вот ещё:

"Как-то Достоевский возмущался, "зачем к нему в "Гражданин" прислали статью о введении звуковой методы в сельские народные школы, когда он слышать равнодушно не может об этой методе". Достоевский протестовал: "У людей должно быть человеческое название каждой букве. У нас есть свои исторические предания. То ли дело наша старинная азбука, по которой все мы учились! Аз, буки, веди, глаголь, живете, земля! — с наслаждением выговаривал он. — Сейчас чувствуешь что-то живое, осмысленное, как будто физиономия есть своя у каждой отдельной буквы. И неправда это, будто по звуковой они легче выучиваются. Задолбить, может быть, скорей задолбят. Но никакого просвещения от этого не прибавится".

Честное слово, тепло стало на душе, когда всё это прочитал. Действительно, каждый человек индивидуален, а Фёдор Михайлович как никто другой это понимал. Я всегда чувствовал, что орфография должна быть интонационной, авторской. Сколько раз я сам спорил с корректорами в газетах. Но сейчас уже не спорю - смирился.

Удивительно, как же всё это совпадает с трудами духовного писателя Петра Иванова, который в своих трудах уверял, что Святая Русь была кратко в истории (90 лет) - когда уважали индивидуальность многих княжеств и князей, но не было борьбы за власть. И светлое будущее Руси, предречённое многими святыми, писатель видит именно в уважении индивидуальности, которая, впрочем, будет пребывать в кротком смирении пред другими людьми...