Воспоминания моего деда. 1904-1908год. Часть 3

Ирина Тымчук
 На фото мой дедушка Шанин Иван Матвеевич .1907 год.
  ***************
    
    ЧАСТЬ 3

   Продолжение, (Начало см.часть1-часть2)

          1904 год.
Я решил уехать из Козлова в Тамбов, при условии ,что там  найду работу. Хотелось также повидать семью Эльзы.  В августе я приехал в Тамбов, но ,к сожалению, семьи  Эльзы не застал. Её мама и сестра  уехали  в Варшаву, а домик на Тезиковской  улице и карусель  продали.
 
В Тамбове я совершенно не имел никаких знакомых и решил уехать обратно в Козлов. Но тут случайно встретил товарища-Ивана Максимовича  Мещерякова, с  которым  я познакомился в Темникове на ярмарке.
Он работал музыкантом в цирке.   Иван   посоветовал  мне остаться  в Тамбове (все-таки губернский город) и работать в фирме  Дедова С.П.   На следующий день мне удалось поступить  к Дедову С.П. на его  харчах и с квартирой . Жалованье  он положил  на  первый раз 30 рублей в месяц. Два дня я ночевал  у  Максимыча, и поехал  в  Козлов за расчетом.

 Старый хозяин уговаривал остаться у него, но я категорически  отказался, заявив, что Тамбов меня больше устраивает. Он не стал меня задерживать.

И так с 15 августа 1904 года я начал работать у нового хозяина.
На новом месте пришлось сначала знакомиться с товарами, с новыми сотрудниками и новыми покупателями.

Город Тамбов мне очень понравился, несмотря на то ,что жизнь в Козлове была  намного  тише.Мне нравилось ,что в Тамбове  значительно больше длинных  и широких улиц,  гораздо чище, нежели в Козлове ,а главное  очень зеленый город.

Помещения  магазинов   были больших размеров и гораздо лучше.  В Тамбове много учебных заведений:  семинария, гимназия, реальное , ремесленное, музыкальное училище ,институт благородных девиц.

Новый мой хозяин Дедов, был заседателем в городской думе (гласный). Он был весьма богомольный  человек, любил непьющих и старательных сотрудников.
И так, я стал работать в губернском городе. С новым местом и порядками в торговле я ознакомился сравнительно быстро.  Постепенно  я приобрел  круг своих  покупателей.

 Работали мы с 8 утра и до 8 вечера, из магазина не уходили. Утром все сотрудники, придя в магазин, пили чай, а в час дня обедали в столовой при магазине ,в 4 часа  пили чай. После закрытия магазина молодежь  шла в общежитие  ужинать ,ну а старшие уходили к себе домой.

Театр в Тамбове был маленький, как и в Козлове ,но труппа была не плохая.  В театр я ходил часто . Правда, хозяину  это  было  не по нутру, но  по договоренности  с  дворником все проходило благополучно.  Ночные  проверки  хозяина  наших  коек  в общежитии , хотя и редко ,но бывали.

1905 год.

 В Тамбовской  губернии стало  расти рабочее движение .По районам  вспыхивали крестьянские восстания то в одном, то в другом уезде. На ликвидацию восстаний губернатор Фон-дер-Лауниц посылает карательные отряды стражников и казаков. С их стороны были приняты самые беспощадные меры  против  крестьян. Казаки и стражники пороли крестьян , а  руководителей расстреливали без суда  и следствия.

Осенью эсерка Спиридонова убивает  земского  начальника   Луженовского.  Вскоре рабочие железнодорожники  убивают  вице-губернатора  Богдановича. Началась всеобщая забастовка  рабочих.

Губернатор Фон-дер-Лауниц   из  Тамбова сумел уехать в Петербург.
За убийство Луженовского  и Богдановича арестовывают рабочих Катина и Кузнецова.
  Их   вскоре  расстреляли  в тюрьме, а  Спиридонову  выслали    из Тамбова .
В городе  начались  забастовки. В них  принимали  участие  железнодорожники, почта и телеграф,  семинаристы   и гимназисты.

В Тамбове стала  выходить  рабочая газета   « Тамбовский голос», редактором которой был Подбельский.  В семинарии старшие семинаристы выпускали журнал « Факел». Он выпускался как  подпольный  в небольшом количестве.

 В ноябре 1905 года в Тамбове впервые организуется профсоюз служащих. До этого торговые служащие  состояли в старом «Обществе  взаимного  вспоможения  приказчиков».
Профсоюз служащих имел свое правление, которое помещалось на Долевой  улице против сквера Носова. Профсоюз быстро рос, он стал добиваться 8-ми часового рабочего дня  и выходного дня.

И кое-что добились: по воскресеньям мы работали только четыре часа, с 8 и до 12 часов дня.Члены союза стали организовывать кружки самообразования, выписывали  газеты ,проводили беседы.

1906 год.

 Год страшной реакции. Начались массовые аресты. Союз служащих в феврале был закрыт. Членов  правления союза арестовали и выслали из Тамбова.  Все  дела союза забрала жандармерия.Союз  просуществовал  только  пять  месяцев. Кое-кого из активных членов союза выслали из Тамбова.

Общество приказчиков   продолжало  существовать  как лояльно  настроенное.
В мае месяце я заболел. Врачи  признали  малокровие и  я вынужден был оставить  работу и уехать домой в  Раненбург  лечиться.  Лечили  меня козьим  молоком  и  я поправлялся   неплохо.Воздух, купанье, молоко и  молодой организм   ускорили   мое  выздоровление.

Все, что  я до болезни мог скопить ,я прожил и надо было работать .Я раздумывал, остаться ли дома или ехать в Тамбов на старое место. Я решил ехать в Тамбов на старое место к Дедову. Он  не возражал, так что в  конце  августа  я опять  приступил к работе в магазине.

Наступает  осень. Молодежь  торговых  работников  организует  самодеятельный  драматический кружок. Желающих записалось  человек  двадцать, а в струнный оркестр -  человек двенадцать.
Драматическим  кружком  руководил один из бухгалтеров  т. Балмасов,  Струнным  оркестром  руководил  солдат 7-го  кавалерийского  полка  т. Темниковский.   В кружке принимали участие рабочие  железнодорожники   и учащиеся  реального  училища.

Несмотря на то, что многие работали по 10-12 часов, все кружковцы  охотно посещали после работы репетиции  и никогда не было случая, чтобы кто-нибудь не   явился .Для постановок мы снимали помещение, где и оборудовали сцену.
Репертуар был небольшой .Как-то : « Женитьба»- Н.В. Гоголя, « Палата № 6»-  А.П.Чехова,  «Медведь», «На бойком месте» - Островского .
 Я принимал в кружке  горячее участие .  На мою долю  весьма часто выпадали роли большие и маленькие.

1907 год.

 В этом году  мне  исполняется  21 год и я готовлюсь  быть призван  в армию.

В феврале месяце , к огорчению всех кружковцев, наш самодеятельный  драматический  театр был закрыт  полицейскими властями за то, что отдельные  его члены  были замечены  в политических кружках и считались ,как неблагонадежные.

На этом наши культурные начинания закончились. Мы не смогли добиться вновь разрешения у полиции на то ,чтобы  наш кружок существовал.
В октябре я уезжаю в  Раненбург  для призыва. Будучи лобовым, прошел комиссию. Она признала меня  годным  к нестроевой службе .  Из Раненбурга  меня  направили  в Лебедянь  к  воинскому  начальнику, где меня зачислили  писарским учеником  и отдали  под  руководство старшего писаря Смольянинова.

Но что интересно, в первый  же  день  прибытия  в канцелярию воинского начальника, меня  подвергли  обыску. Проверили мой  сундучок  и мешок. Проверял  сам воинский начальник полковник Васильев.  Но он у меня ничего  не  нашел, взял  на просмотр  кое-какие  книги и письма. Книги были возвращены  месяца  через  два с надписью  Васильева: « К  чтению книга разрешается» и подпись.

 И началась моя служба.  Ежедневно мы по утрам проходили строевое обучение, изучали  воинский Устав внутренней службы, на  что отводился один  час. Делопроизводитель  обучал  нас делопроизводству.
Работа в канцелярии  начиналась  после строевого  обучения в  9 часов утра , в час дня –обед и  заканчивалась  в  5 часов вечера. Поверка в 10 часов и сон, подъем в  7  утра. Работа наша была не так сложна.  Я скоро  постиг  все трудности делопроизводства  и  мог  вести  работу  самостоятельно.

1908 год.

Из Лебедяни мне часто приходилось ездить в Тамбов в качестве вестового с пакетами
к начальнику местной бригады.
  Я ,конечно,  заходил  к своим сослуживцам  в магазин.
На службе мне опять не повезло. Я, как и год назад ,заболел.  Вдруг начал страшно худеть и меня врачи  направили  на  излечение  в  Москву в госпиталь  Петра Великого.

 В Москву  я прибыл в первый  раз. Впервые в  Москве  я   увидел  конку  и много   извозчиков.
Но так как я был нижний чин, на извозчике нам ездить было запрещено и  мне пришлось ехать  на конке. В госпитале в  Москве  я пролежал  весь  май месяц. Лечили меня только не лекарствами ,а пищей.  Неделю -  молочная  пища, неделю - куриный бульон, неделю - рыбная  пища и т.д.
И каждую  неделю  взвешивали. Какая  пища  благотворно  влияла  на  меня  -неизвестно.

Через  месяц   меня  из  госпиталя  выписывают  и дают отпуск  на поправку.
Лечащий врач рекомендовал мне заниматься физкультурой, есть любую пищу и пить натощак сырую тамбовскую воду.  На этом и закончилась моя воинская служба.

Вернувшись  с  военной службы, я  поступил на прежнее место с  той лишь разницей, что жить пришлось не  в  общежитии у хозяина, а  на квартире  своего  товарища  Медведева  В.Я.

Вновь я стал  членом  общества  взаимного  вспоможения  приказчиков, вступил в члены  коммерческого  клуба.  В нашем  клубе  была  очень  большая и хорошая  библиотека, куда  часто  работники  прилавка  ходили  читать. При обществе приказчиков функционировала лечебница, где членам  общества  оказывали медицинскую  помощь  бесплатно.

В клубе устраивались вечера ,спектакли, концерты, маскарады. А в летнее время - гуляние в саду.
Клуб наш пользовался большим  авторитетом  и посещали его не только члены общества,  но и другие служащие. На вечерах было очень весело.

          Продолжение в части 4-http://www.proza.ru/2012/06/04/622