Кошка и кот баюн

День Сказки
Предыдущая глава:

 Кошка – зверь, очень любимый народом. С ней связано множество пословиц и поговорок: «Без кошки – не изба», «Кошка спит, а мышей видит», «Кошачья лапка мягка, а коготок востёр» и другие. Существует множество народных примет, связанных с её поведением: умывается – к гостям,  спит брюхом кверху – к теплу, свёртывается клубком – к морозу и прочие. Существует поверье, что есть особо живучие Кошки, у которых девять жизней, они спутницы ведьм и ведунов (то есть – ведающих, мудрых людей). Обязательно есть такая Кошка (иногда это Кот) и у Бабы Яги.
 Народные предания приписываю глазам Кошек, видящим в темноте, удивительную силу: они видят духов Светлой и Тёмной Нави; видят зарытые в земле клады; «видят» болезни в теле человека (поэтому лечат его, ложась на больное место). Добрую Кошку любит и Домовой. Трёхцветная Кошка, по мнению людей, приносит счастье тому дому, где живёт; а семицветных называют «богатками» за то, что они приносят в дом богатство, достаток и даже – божье благословение.

 Кот-Баюн это особый кот, домашний служебный дух – сказочник ночной, песенник колыбельный. Он наделён голосом, слышным «за семь вёрст»; он видит «за семь вёрст». Как замурлыкает, так напустит, на кого захочет, волшебный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти. Умеет любого заговорить, заморочить и отвести глаза. Кот-Баюн хранитель сказаний и преданий старины. Он следит за тем, чтобы в семьях и домах соблюдали обычаи предков; вдохнов¬ляет стариков на рассказы старин и сказок своим внукам долгими зимними вечерами; наделяет таких рассказчиков красноречием. Если кто-то из домочадцев или гостей нарушает семейные обычаи – Кот-Баюн может с помощью Домового и Кикиморы выжить таких людей из дома. В отличие от других котов, он может говорить человеческим голосом, хотя и притворяется молчуном. А ещё – всегда присматривает за малыми детьми и в играх домашних, и когда они спят.
 Есть Коты-Баюны, которые живут уединённо – в лесах-полях, на высоких деревьях. К ним приходят песенники, скази¬тели, гусляры, а то и знатные люди – князья да царевичи, чтобы послушать их песни и сказания о седой старине. Простые люди прихо¬дят к ним за советом и помощью, так как эти Баюны мудры, они могут общаться с богами и путешествовать из мира в мир по своей воле.

 Считается, что человеку, который обидит чьего-нибудь любимого кота, семь лет ни в чём успеха не будет. Кто любит-бережёт кошек, того этот смышлёный и хитрый зверь охраняет от «напрасной беды» и тёмных духов; вместе с Домовым охраняет дом. В сказках Кот и Кошка помогают своим хозяевам, умеют договари¬ваться с лесным зверьём и птицами о помощи человеку.


 «У Лукоморья дуб зелёный,
 Златая цепь на дубе том.
 И днём, и ночью Кот учёный
 Всё ходит по цепи кругом.
 Пойдёт направо – песнь заводит,
 Налево сказку говорит.
 Там чудеса, там Леший бродит,
 Русалка на ветвях сидит».
                («Руслан и Людмила» А.С. Пушкин)

 «Кудрявая кошачья голова просунулась меж стеблей, сверкнул зелёный глаз в сторону Егора.  «Да это же Егор», – сказал мяукающий голос. И лохматый чёрный Кот с длинными зубами, не помещающимися в пасти, выпрыгнул из папоротников и мягко вскочил на живот Егору.
 «Ты кто?» – спокойно спросил Егор.
 «Курдыш», – ответил Кот и лизнул Егора в щёку. Пасть его пахла мёдом. «Ты почему не пьёшь сок? Вку-у-усный со-о-к!»
                («Башня птиц» О.С.  Корабельников)

 «Загадки загадывает посельщина-деревенщина про этого живучего зверя такие, например: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка!»… В стародавние годы знающие всю подноготную люди говаривали, что на чёрную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец. Нужна-де ей, окаянной, чёрная кошка, чтобы прятаться в неё на свят-Ильин (Перунов) день, когда грозный для всякой нежити-нечисти пророк (Перун-громовержец) сыплет с небес своими огромными стрелами (молниями)».
                («Энциклопедия русских преданий»)

 «Утром рано Марья-царевна разбудила Андрея: «…Трёх вёрст не дойдёшь, станет одолевать тебя сильный сон – Кот-баюн на тебя дремоту напустит. Ты не спи, рука за руку закидывай, нога за ногу волочи, а где и катком катись. А если уснёшь, Кот-баюн убьёт тебя». Научила его Марья-царевна, как и что делать, и отпустила в дорогу.
 Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается – пришёл Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал одолевать его сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит – идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
 Кот-баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову – один колпак разбил и другой  разбил, взялся было за третий…
 Невмоготу стало Коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: «Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю».
 «А пойдёшь со мной?» - спрашивает Андрей.
 «Куда хочешь пойду…».
 («Андрей-стрелок и Марья-царевна», русская народная сказка)

 «Иван-сын взял венчальное кольцо, с руки на руку бросил. Выскочили два козака: «Что угодно, Иван-сын?». «Чтобы к утру-свету был тут Кот-певунок. В праву сторону пойдёт, правым ухом поведёт, голосом потянет – трава повянет!». «Слушаем, Иван-сын!».
 К утру-свету стала золота клеточка, в ней Кот-певунок».
 («По колена ноги в золоте», русская народная сказка)

 «…Тут Ваня вышел и взял Кота. Кот такой распевок!
 Принёс Ваня Кота к царю. Как велит Царь, так Кот и запоёт. Песню поёт – унынье берёт, голосом потянет – трава повянет. Тут царь Ваню ещё прытче залюбил!».
 («Волк Медный лоб», русская народная сказка)

 «…Глядит Дарёнка – кошка недалеко сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Мурёнка головой покачивает, и козёл тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козёл, остановится и давай копытцем бить. Мурёнка подбежит, козёл дальше отскочит и опять копытцем бьёт… К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Наверху козёл стоит – и всё бьёт серебря¬ным копытцем. Вдруг Мурёнка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Мурёнки, ни серебряного копытца не стало».
                («Уральские Сказы» П.П. Бажов)

Продолжение: