Воспоминания моего деда. 1900-1903год. Часть 2

Ирина Тымчук
   ЧАСТЬ  2

   Продолжение,(Начало см.Часть1)

   1900 год.

    Больших изменений  по работе и в моей жизни не было, если не считать ,что я сам себя заложил 
хозяину на целый год.  Дело в том, что сестру надо было выдавать замуж ,надо ей приданое ,вот
меня и заложили . Целый год  я работал бесплатно.  На руки мне выдавали на самое  необходимое:
на баню ,парикмахерскую ,ну и редко на театр.
На свадьбе у сестры мне пришлось  основательно потанцевать ,т. к. . я был шафером и гуляли мы
целых три дня.
 Работа продавца мне нравилась  и я к работе относился аккуратно.  Я  старался постичь мудрость
продавца, принимая от старших хорошее обращение . И надо сказать, что эта наука давалась мне 
не так трудно.  За три года я прошел всё  учение  и стал  самостоятельным  продавцом.

 Я приобрел круг своих покупателей, а это в то время  значило  многое, ценность
 продавца от этого  повышалась.  Старший приказчик  Волков Михаил Михайлович, всегда ставил  меня
в пример   другим  продавцами, как я  занимаюсь с  покупателями.
Волков М.М. был  очень  хороший  человек, но часто запивал и в 1901 г. сошел с ума. С ним было
тихое  помешательство  и  он вскоре умер, будучи  28 лет.

Бывший мой хозяин Никифоров вернулся из путешествия через год.  Он поинтересовался ,как я
работаю  и  устраивает  ли  меня  работа у Белоусова. Жил  Никифоров по-прежнему  в  селе
Громушки   на своей даче.

1901 год.

В этом  году было значительно легче, долг хозяину я зажил.  Домой матери я посылал меньше, так
как старший брат начал работать   и мать жила у него. Я стал читать газеты и книги,  вступил  в
 драматический  кружок. Его возглавляли братья Васильевы. Они работали на железной дороге в
 паровозных мастерских. Танцы преподавал нам танцмейстер Белавин ,очень красивый и статный
 молодой  человек.
В торговле чувствовался какой-то застой ,и хозяин наш искал возможность улучшить торговлю. Он
наметил на будущую весну ряд выездов в другие города ,где устраивались ярмарки.
К ярмарке готовились почти всю зиму, наметили куда ехать ,какие взять товары и каким  путем их
надо  доставить, по железной дороге или на лошадях.

В эту поездку по ярмаркам мне очень хотелось поехать ,посмотреть  другие города и как живут
 другие люди. А то работаешь в одном Козлове и ничего не видишь. Кого пошлют ,кто
поедет, желательно  было узнать.

1902 год.

Мечта моя сбывается, в состав ярмарки назначены:  Н.Ф. Белоусов-брат хозяина ,мальчик-
Николай  Балакирев  и я, как продавец. Вот весь ярмарочный состав  сотрудников.
Города намечены: Нижний и Верхний Ломов, Краснослободск, Наровчаты, Троица ( Пензенской
губернии),Темников и Мордово ( Тамбовской губернии).  Ярмарки  проходили в разное время, по
очереди, где три ,а где пять дней.  А в Темникове  ярмарка  была продолжительная , целых десять
дней.  Ярмарка  длилась четыре месяца, начиналась с 16 мая в одном месте и заканчивалась   в
другом  25 сентября.
За  этот период  времени  я хорошо ознакомился  с жизнью на колесах. Дорогой пришлось все
перенести и хорошее и плохое. Плохо было тогда, когда шел дождь и ехать по грязи трудно, а когда
дождь перестанет, выглянет солнышко, станет  тепло и дорога быстро просыхала ,  ехать было одно
удовольствие. В то время к перечисленным городам железной дороги не было и мы ехали гужом.

 Нас возили крестьяне – татары. Большую часть дороги мы ехали ночью и рано утром, а днем ехать
было  жарко и мы отдыхали и кормили лошадей. Обоз у нас был из  десяти подвод ,да дорогой к нам
или мы к кому-нибудь пристраивались  и обоз растягивался на целую версту. Местность, которую мы
проезжали ,была без леса ,а  все время степь, да поле. Как  хорош было проводить в поле отдых и
варить  полевую  кашу с  бараниной.  До чего она была вкусна ! 
 Ежедневно нам разрешалось расходовать  на харчи один рубль на человека.  Добираясь  до какого-
либо селения, мы   покупали кур, яиц, баранину, сметану  и молоко. Так что в дороге питались не
плохо. Поездка была  порой трудная, но все  забывалось после отдыха на свежем воздухе. Время
отдыха мы проводили весело.
Переезжая с одной ярмарки на другую ,мы знакомились  с торговцами из других городов. Таким
образом нас становилось больше .  И мы старались уезжать с ярмарки с  другими  клиентами.
Это было безопаснее и веселее. Торговля на ярмарках была очень оживленная, товары покупали
быстро и у нас всегда было пополнение  необходимых товаров с ближайших станционных пунктов.
Так что перебоев не было. Самая большая ярмарка, как я сказал, была в г.  Темникове. 
  Этот город стоит  на  реке Мокше,  на ней  мы два-три раза в день купались. Вода в этой реке плотная
и плавать было   очень легко. Время прошло как-то незаметно, уехали в мае, а вернулись в конце
сентября.
Наступает осень.
По возвращению с ярмарки нам дали отдых на пять дней. Воспользовавшись отпуском, я уехал домой
в  Раненбург  к  матери.

1903 год.

В этом год мне сравнялось семнадцать лет. Как быстро бежит время! Как я начал трудиться, прошло
уже целых шесть лет. Незаметно как пролетело юношество  .      
 Мне предложили перейти в большую фирму Полянского , тоже в г. Козлове ,но я отказался, т.к. меня
вновь назначили  ехать на две предпоследние ярмарки в г. Темников и в Мордово, и я дал слово ,что
поеду.
В августе месяце я выехал в Темников до станции Торбеево, а там меня дожидались подводы и товар.
От Торбеево до Темникова ехал на лошадях. Места до Темникова мне уже  были известны от
прошлого года, и я чувствовал себя значительно смелее. Ярмарка в этом году была так же 
 оживленная, как  и прошлый год.
На этой ярмарке я познакомился с одной семьей, которая тоже ездила по ярмаркам со своей
каруселью. Это семья по фамилии Мейер- мать и две дочери. Постоянное место жительство  этой
семьи было в Тамбове. Отец  у них два года назад  помер и карусель была  для семьи источник
существования. Старшей дочери было 20 лет, звали её Люся, а младшей было 16 лет, звали её  Эльза.

Семья была очень культурная, трудолюбивая. В первый же день ярмарки они у меня что-то покупали и
их мать-Мария  Адольфовна  ,предложила мне во время ярмарки столоваться у них. Я согласился. За
всю ярмарку в Темникове она взяла с меня всего лишь восемь рублей. Обед был всегда по окончании
торговли и проходил довольно оживленно. Я так привык  к этой семье, что когда пришлось
расставаться, то стало как-то грустно. Словом, не по себе. В последний день нашего расставания мы
дали друг другу адреса и обязательство  увидеться в конце года. Я обещал приехать к ним в Тамбов.
У них был свой домик на ул. Тезиковской.
В последний  день  ярмарки участники устроили вечер с  музыкой  и танцами до утра.  Затем все
окончилось, все стало тихо. Приехали возчики, погрузили все остатки товара и мы поехали кто куда.
Странствие по ярмаркам окончилось, я погрузил товар на ст .Арапово  в Козлов, а семья Мейер 
отправились на лошадях на следующую ярмарку в Мордово.
Для Эльзы эта ярмарка была последней и увидеть её мне больше не удалось .Очень тяжело это
вспоминать…
Было это в Рассказово. На Рождество они крутили там свою карусель. Когда они закончили, надо было
разобрать карусель и везти её в другой город. А Эльза наступила на гвоздь и распорола себе ногу.
Надо было немедля обратиться к врачу, но этого сделано не было. Только на третий день, когда уже
нога  распухла, её положили в больницу, но было поздно.   
Сделалось общее заражение крови  , ногу ампутировали, но это не помогло  и Эльза скончалась. Об
этом  несчастье  меня уведомила её сестра Люся , и  я поехал на похороны. Как трудно  было
сознавать, что её вдруг не стало. А как  хорошо мы могли бы  устроить с ней свою жизнь. Но не
сбылось. Такой несчастный случай унес молодую жизнь…
Похоронили  мы  Эльзу на  Успенском  кладбище, где покоился её отец. Тяжело было провожать 
любимою девушку , которая  так  нелепо и скоропостижно  скончалась.

         Продолжение в части 3-http://www.proza.ru/2012/05/31/1757