О корнях национального вопроса

Владимир Костылев
Предлагаю мой комментарий к статье Натальи Лактионовой "Резервация для русских" в Литературной газете № 22 за 2012 г.
 

Странно как-то получается, с одной стороны, автор ратует за  Россию как «государство-цивилизацию» с многонациональным составом, называя это «способом и формулой существования России»,  считает идею «Россия для русских» глубоко порочной, видит в ней призыв к развалу страны.

С другой стороны, утверждает, что  «в современной РФ идёт наступление на жизненное пространство русских, на саму среду их обитания». По существу, это две полярных точки зрения, два противоположных  посыла, ибо нельзя не  понимать, что  сама постановка вопроса о притеснении русских уже есть лозунг националистический, используемый прежде всего теми, кто как раз и провозглашает  «Россию для русских».

Более того, сам заголовок статьи  провокационен, недвусмысленно намекает на несчастных русских, живущих в резервации в собственной стране. Это существенный недостаток статьи,  ослабляющий последующие аргументы в пользу первой точки зрения. Получается, что автор  и не отрицает националистический лозунг «Россия для русских», но, в то же время, пытается доказать обратное.__

Несмотря на такое противоречивое начало, автор, тем не менее,  доказывает скорее первый тезис, отстаивая идею  многонационального единства России, основанном на синтетическом множестве  этнических культур при  системообразующем факторе русской нации. Но и этот, абсолютно правильный, на мой взгляд,  тезис автор раскрывает  неполно, кое-где лишь намёками (где речь идёт об СССР).

В конце статьи, правда, дан и конкретный ответ на вопрос о возможности  «солидарности народов и сохранения национального разнообразия»: «в той системе ценностей, которые культивирует сегодня Россия, все усилия по созданию сильного государства и политической нации обречены». И этот вывод есть самое ценное в данной статье. Но он сделан, на мой взгляд, бездоказательно, скорее на эмоциональном уровне, чем на научном. «Разбираться  надо здесь, на этом поле»,  - завершает автор. И делает совсем уж  беспомощный призыв: «И начать надо с себя, с возвращения к традиции и нравственности. Нужно стать достойными великой русской культуры». __

Что это за поле, на котором «надо  разбираться»? О чём идёт речь? Это что, возвращение «эзопова языка»?  А что такое « возвращение к традиции и нравственности»?
О какой традиции идёт речь? В какие года и времена? __

На мой взгляд, всем статьям этой рубрики присущи одни и те же недостатки. Все они эмоциональны, затрагивают, как правило,  проблемы национальных взаимоотношений однобоко, обходя те периоды российской истории, в которых эта проблема была если и не решена, то приведена  к должной гармонии, соответствующей экономической и политической зрелости общества (речь идёт, конечно же,  о социализме).

Авторы просто боятся  затрагивать это период, ибо придётся признать несомненные успехи в решении национального вопроса в СССР (не окончательного решения, а лишь о продвижении на этом пути, успешном продвижении). А за этим признанием придётся разбирать и причины этого успеха. То есть придётся говорить о социально-экономических  и  политических корнях  национального вопроса (то есть о  главном, определяющем саму суть этой проблемы). __

Иными словами, как только мы затрагиваем какую-нибудь значимую проблему нашего развития, мы неизбежно наталкиваемся на  эти  основополагающие корни. Без этого анализа понять что-либо в современной России невозможно. __

Возьмём тот же тезис автора о «резервации для русских».  Чем аргументирует его автор?  Наступление на среду обитания русских автор аргументирует «нерусским  криминалом, бесчинством национальных анклавов». То есть перед нами главный жупел всех националистов – криминал  нерусских национальностей. И причину его автор видит в «безответственности, безнаказанности, в порочной практике потакания криминалу».  Но в этом ли причина?

Неужели не понятно, что сами эти «безответственность, безнаказанность, потакание» есть  лишь следствие более глубоких причин, что сами они порождены не некой плохой натурой милицейских-полицейских, их  скверным характером или разгильдяйством. Всё это порождено прежде всего и главным образом социально-экономическими причинами, заставляющими людей идти на все эти преступления.

Корни любой преступности (речь идёт прежде всего о преступлениях имущественных, и это доказано наукой) лежат прежде всего в социально-экономической области. А в России сегодня правит бал частная собственность в её самом неприглядном, неконтролируемом виде, в форме олигархического капитализма. И сложился этот капитализм как многонациональный, где различные сферы экономики контролируются различными национальными группировками, выросшими ещё из недр бывшего социализма. Где объективные исследования национальной преступности? Где реакция власти на данную проблему? Нет этого, ибо слишком  опасна эта тема, слишком большие ставки на кону. __

В Москве национальные группировки процветают. Они поделили многие рынки (не в смысле - овощные, хотя и они тоже, а сбыта и приложения капитала). Многие из них весьма могущественны, обладают международным влиянием. Нельзя не понимать, что и в правоохранительных органах у этих группировок «свои люди», и на местах это также процветает. __

Вот почему, автор прав, когда делает вывод о необходимости изменения системы ценностей. Но это означает – борьбу с социально-экономическими причинами. То есть с капитализмом???  Полагаю, у всех на слуху фамилии наших «нерусских» олигархов. Вы полагаете, они не связаны со своими  (национальными)  кланами? Не являются, либо их заложниками, либо их  «кураторами»? 

Несомненно связаны. Но! И это главное, Они тесно связаны и с русскими олигархами, ибо капитал интернационален. В отличие от простых смертных, крупный капитал  давно уже нашёл  свой общий знаменатель – добыча прибыли любой ценой. Вспомните Лужкова, празднующего в Турции открытие  роскошного отеля своего друга – владельца «черкизона». Вспомнили? Как он его славословил. Перед нами яркий пример этого интернационального единства капитала. Неужели не ясно, что и сам «черкизон», так же как и «самая гениальная предпринимательница России» - жена Лужкова, существовали только за счёт его покровительства? А работники этого «черкизона» - несчастные мигранты, получающие гроши и поставляющие  нам уличную преступность, как раз и вызывают то самое «сокращение жизненного пространства для русских».  Всё это очевидно, но об этом никто не пишет. __

Таким образом, проблемы  межнациональных конфликтов лежат прежде всего в области социально-экономической, ибо порождены капитализмом, им культивируются (выгоден дешёвый труд мигрантов) и  воспроизводятся. __

Вот почему громоподобные фразы типа: «Возрождение России невозможно без раскрытия созидательного потенциала русского народа», - пусты и никчёмны. Это всего лишь лозунги, пригодные для митингов, не более того.  В той многонациональной «каше», которую заварил наш капитализм, главную роль играют экономические и связанные с ними политические интересы. И выигрывать здесь будут только крупный капитал и связанная с ней бюрократия. Обыкновенные же люди по-прежнему будут «нести свой крест» межнациональных конфликтов, которые и дальше будут раздирать Россию. __

Только межнациональное единство трудящихся, наёмных работников способно сегодня хоть как-то приостановить этот процесс. И задача именно русских, как самого многочисленного и в силу этого самого эксплуатируемого народа, показать необходимость этого единства, доказать, что все народы заинтересованы в обуздании  наших доморощенных интернациональных капиталистов, которым плевать, кого использовать в качестве работяг, лишь бы подешевле. 

Национальный вопрос надо превращать в политический и требовать контроля за частной собственностью (крупной – прежде всего), требовать законодательства, обеспечивающего открытости рынков, реальной, а не управляемой демократии.  Но только полное устранение господства крупного капитала способно хоть как-то привести межнациональные отношения в России в спокойное русло.  Возможно ли это???