19. Цыганка гадала-за ручку брала

Тамара Белова
 Цыганка гадала
    Это произошло на втором курсе Агинского педагогического училища. Что же шёл 1954 год. Трудно жилось ещё стране. Тяжело было студентам. Стипендия на первом курсе семьдесят рублей, на втором – восемьдесят. Жили, учились впроголодь. Карточки отменили, где то в пятидесятых годах. На прилавках магазинов – не густо. Хлеб был такой, что сейчас страшно вспомнить, что мы ели. Из него мы шарики скатывали. Он был чёрный, липкий, клейкий. И того не  вдоволь.
 
 Нас в комнате  двадцать человек. Жесткие солдатские односпальные кровати. А нам пришлось спать по два человека - валетом. Печь посредине комнаты и вокруг неё койки. Да один длинный стол.
 Но это всё к слову. Питались мы коммуной. Варили по очереди. Потом уж разделились на группы. Кому то присылали посылки, кто то ездил домой за продуктами. В основном за овощами, яйцами. Я же с рудника. Там снабжение было немного лучше, чем в деревнях и колхозах. На руднике, например, можно было купить топлёное масло. Масло тоже продавалось не свободно. Один килограмм в одни руки и только своим жителям. Я и привозила всегда масло. Это было уже здорово. Ту же картошечку немного помазать можно. Потом можно глазунью на масле приготовить.
 
Вот девчата стали мне делать заказы на масло. Соберут деньги, я их перешлю с кем – нибудь,  приезжих с рудника для мамы. Мама за неделю несколько раз сходит в магазин, наберёт масло, а я потом на своём «коне»- велосипеде в субботу после уроков еду домой.
Однажды привезла я всем масло. Растопили мы его и разлили по пол-литровым банкам. Двадцать банок стоит на подоконнике - остывают. И вот в это самое время вваливается к нам в комнату целый цыганский табор.
   
-Давай погадаю, всё на счастье расскажу, да всю судьбу тебе предскажу.
Я же выросла в семье атеиста, не верила ни в гадания, ни в другие приметы. Девочки стали гадать по очереди. Всем уж нагадали кому будущее «с пряниками», кому с шипами.  Некоторым  девочкам цыганки сказали:
-Напрасно учишься. Учительницы из тебя не выйдет. Брось.
Уж всем погадали. Кто плачет, кто уж чемоданы собирает:
-Зачем зря учиться?

Масло с подоконника быстро ушло в широкие подолы и необъятные мешки цыганок. Я на всё это смотрю с тоской. Думаю:
-Нет, не на ту напали. Так и поверила я вам!
Но тут все за меня взялись:
-Всем гадали, тебе, что масло жалко?
-Масло мне тоже жалко. Только дуры вы все, цыганкам верите. Отстаньте, ни за что не буду гадать.
Но тут и Шура моя подруга стала меня уговаривать. А цыганка прицепилась ко мне, как клещ:
-Да не возьму я твоё масло, просто так погадаю.
И зачастила тихо и быстро. Я почти ничего не могу уловить. Всё, как будто  во сне. Кажется, ничего и не поняла. Только отдельные обрывки:
-Напрасно учишься, время теряешь. В школе работать не будешь. Замуж выйдешь в 1958 году, мужа  звать Николаем. У тебя будет пятеро сыновей. Дочерей у тебя не будет. Счастья у тебя тоже не будет. Тут уж я не вытерпела и разозлилась:
-Пошла ты со своим гаданием, уходите!
Раскричалась, расплакалась. А как же это было услышать девочки в четырнадцать лет!
Но всё, же пришлось отдать маленький кусочек масла, что я оставила в тумбочке.

 На следующий день две девочки уехали домой. Директор и учителя удивились такому бегству. Учились то они не плохо. Даже кто- то ездил за ними домой, да не могли вернуть их.
Что же со мной? Как сбылись предсказания?
Замуж я вышла в 1959 году за Николая. Родила двух мальчиков. Может быть, родила и пятерых, да не судьба: муж пил и я боялась рожать. Вдруг не полноценными будут дети. Младший сын погиб от случайного выстрела  от руки товарища в четырнадцать лет. Счастья же, как не было, так и нет. В школе я поработала всего четыре года в Забайкалье. По приезду на Урал, не нашла во время в школе работы. Кушать то хотелось. Пришлось идти учиться на вечернее отделение строительного техникума. Тоска по школе была много лет. Но потом я была довольна, что так моя судьба крутой поворот сделала.

  Сейчас с тех пор прошло пятьдесят пять лет, девчата из Забайкалья приглашают на встречу выпускников  АПУ 1957 года.
Пусть я мало работала в школе, но в душе я всегда остаюсь учителем. Кстати, в поезде, например, в дальней дороге, когда с кем - то разговоришься, говорят:
-Вы либо учительница, либо врач.
И тут они правы, так как клеймо учителя остаётся видимым на всю жизнь. Ну а врач? Так это от того, что переболев множеством болезней, человек знает о болезнях (своих) больше, чем лечащий врач.
А у цыганок я не хочу узнавать о своём счастье иль несчастье.
Фото из интернета.
.
30.05.2012