***

Поль Октябрьский
Поль Октябрьский








            Как восстановить утраченное 
                на площадях России?



                Попытки восстановить утраченное на площадях предпринимались
неодноакратно в разных концах России, но к сожалению, на примере нескольких
 городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Новгорода и Пскова видно, что воз
и ныне там. Увенчаются ли они в будущем трудно сказать, остаеться только
 надеяться, что власти разных городов обратят внимания на эту
 проблему.
        Разрушить доминтату площади в прошлом не составляло особого труда,
а вот восстановить ее  потом бывает чрезвычайно трудно.
     Многие старые жители Петербурга помнят величественный храм на
 Сенной площади, Знаменскую церковь на Знаменской площади
(ныне Площадь Восстания), выдающийся памятник Александру
Третьего работы гениального скульптора Паоло Трубецкого
 (в настоящее время стоит на задворках Мраморного музея,
 а памятная стелла на не большой площади смотрится не очень
 органично, подобное сооружение гороздо больше бы подошло
 на площади Мужества),  чудесную Греческую церковь, где на месте
 которой  построен концертный зал Октябрьский.


                - 2 -



 Понятно, что советский период строительства
 оставил тяжелое наследство.
   Но как можно исправить положения? Но есть
 архитекторы которые пытаются прорваться сквозь
 строй чиновничьих ловушех. Средь них талантливый
 архитектор из Самары Беликов А.П. создал
 уникальный проект воссоздания Соборной
 площади в Самаре.
   Очень странно, но многие считает Соборную площадь
 (площадь Куйбышева)  самой большой в Европе.
 Это происходит потому, что в территорию площади
чиновники включают  четыре сквера, построенные в 1938 году
 и по мнению авторитетного архитектора - это в корне
 неправильно.
   Представьте себе, если к Дворцовой площади в Санкт-Петерубурге присовокупить
 Александровский сад с памятником Петру Первому, то
 понятно, что при таком подсчете Дворцовая площадь
 сразу выйдет на первое место в мире.
       В рамках подготовки  диссертации архитектор Алексей Павлович
       Беликов  провел сравнительный анализ функциональных особенностей площадей,
 вот выдержка из него:" По-замыслу, идейная роль «кульминационной патетики»
 пространства отводится диспропорциональному памятнику Куйбышеву,
 фоном которому служит центр композиции – вытянутый серый фасад
 театра оперы и балета, одиноко противопоставленный стихии
монотонного асфальтового пространства парадной площади,
 аванплощадям и четырем заросшим скверам.





                - 3 -


Противоположно неопределенному облику Соборной площади широко
 известные ансамбли функционально и эстетически релевантные и
трансформируются множеством объектов культуры. Например,
Красная площадь трансформируется собором Василия Блаженного,
 лобным местом, памятником Минину и Пожарскому, мавзолеем,
 примыкающими улицами и великолепными архитектурными
доминантами в периметре застройки. Классическая трансформация
необходима и в отношении бывшей площади им. Куйбышева. Для размещения
 на ней соответствующих объектов необходимо увеличить небольшие
габариты парадной площади, используя большие резервы территорий скверов...
   Исторические факты показывают, что до разрушения храма на Соборной
площади, она являлась центром духовной и светской культур, так как
расположена рядом с Театральной площадью (сейчас – площадь Чапаева).
По имеющимся сведениям, в 1853 году Соборная площадь планировалась
 круглой формы, и окружающее ее пространство до начала 1930-х годов
 было развито малыми формами: фонтанами, каруселью, цветниками,
которые располагались на территории Николаевского сада – рекреации
с ландшафтным типом планировки. Существует стереотип о четырех
скверах как «исторических». На самом деле нынешние скверы были
 построены в 1938 году и не имеют ничего общего своей конфигурацией,
типом рекреации и топонимикой с утраченным садом".
               





                4



  Какие выводы можно сделать из проекта архитектора?
 Понятно, что воссоздания храма на площади
 необходимо. Храм является связующей доминантой,
 необходима и перепланировка скверов. Приведу
 небольшую сравнительную справку по размерам
 площадей в разных городах из работы архитектора:
 " Сравнительный анализ проекта композиционного ядра
Соборной площади с габаритами по внешнему абрису равными
179х201 м между партерами парка и 260х59 м в монументальной
части, показал следующие пространственные соотношения с
 известными ансамблями мирового значения. Размеры Дворцовой
площади в Санкт-Петербурге составляют 235х255 метров, диаметр
площади Святого Петра в Риме – 240 метров (45,2 тыс. кв. м), размеры
Красной площади – 70х330 м, площади Св. Марка в Венеции –
82х176 м (14,43 тыс. кв. м). Исследования показывают значения
 габаритов парадной площади выше средних с площадью равной
35,7 тыс. кв. м, без учета 4 амфиколоннад, 2 амфитеатров, храма,
 аванплощадей четырех моноструктур. Данный показатель больше
 прежнего размера парадной площади на 15,7 тыс. кв. м. Общая площадь
 парадной части вместе с аванплощадями по проекту в чистоте составляет
 59,38 тыс. кв. м. Это намного превышает настоящий показатель суммы
 парадной площади с аванплощадями и немного уступает Дворцовой
 площади Санкт-Петербурга. Общее наземное пространство для
проведения массовых мероприятий составляет 108550 кв. м.





                - 5 -


Это достаточно высокий европейский показатель полезной площади
 общего пространства и средне-оптимальный в отношении формируемого
 полиструктурного объекта в сравнении с Кремлевским ансамблем и
линейным ансамблем в Санкт-Петербурге".
   Многие, кто бывал в Праге, часто упоминали в своих впечатлениях
 о Малостранской площади. Любопытно что площадь разделена на
 две части . Так исторически сложилось. В ХУ веке на площади
 построили Ратушу, а затем - церковь Святого Микулуша, таким
 образом площадь разделилась пополам на верхнею и нижнею
 части.
    В верхней части площади в центре расположена Святотроицкая
  колонна воздвигнутая в 1715 году, а в восточной стороне
  Лихтенштейнский дворец, построенный в 1791 году. Напротив
  церковь Святого Микулаша - одна из самых красивых в
  Праге.
   В нижней части на восточной стороне расположена
  городская ратуша, а на северной стороне расположен
  Штенбергский  и Смиржицкий дворец, с западной
  стороны площадь ограничивает заднея стена
  церкви Святого Микулаша и бывшая Иезуитская
  коллегия, а перед ними расположен Гремлинтовский
  дворец в стиле рококо.






                6




    Несмотря на сплетение стилей площадь смотрится
  очень гармонично и это одно из самых любимых мест
   горожан и приезжих туристов.  Удивительным образом
   смотрится в Праге и другие площади Староместская
   и Вацлавская.
   Можно приводить еще другие примеры очень удачного
 и гармоничного сочетания функционального использования
 площадей, но для многих городов в России эта проблема
 не нашла своего разрешения. 

 Вообще, к сожалению, многие удивительные проекты
редко доходят до широкой общественности, они
 мелькают в специальных журналах, хотя на мой
 взгляд это касается всех жителей больших и малых
 городов России.
    Возможно, более широкое обсуждение в интернете
 поможет продвигать талантливые проекты. А как
 думаете вы?