Великие Авантюристы Америки. Колумб

Лео Воронин
Мне не раз приходилось слышать мнение, что США ущербная страна по той простой причине, что изначально в Новый Свет стремились люди, не нашедшие себя в «нормальном» - Старом. Среди переселенцев были преимущественно изгои общества, проходимцы, преступники, неудачники, прочие отбросы общества и истории. Столь резкие суждения я никогда не разделял, а вот более умеренный взгляд, видевший реальные сложности, включая психологические барьеры, связанные с пересечением океана и началом новой жизни в абсолютно неизвестном новом мире, которые отсеивали слабых и колеблющихся, но привлекали отчаявшихся и авантюристов, всегда был мне более близким. Более того, по моему глубокому убеждению, именно авантюристы придали Америке, в целом, и США, в частности, тот вид и лицо, которое они имеют сегодня, со всеми их преимуществами и недостатками. Причем были среди этих сорвиголов и уникальные Великие Авантюристы. Первым среди них, как по порядковому номеру, так, возможно, и по значению для Америки был, безусловно, Колумб.


Именно этот человек не только открыл Америку, но и начал создавать мифы и легенды о Новом Свете, которые стали самостоятельно жить и развиваться уже после его смерти. Одним из этих мифов является широко распространенное убеждение, что до самой смерти Колумб был уверен в найденном им пути в Индию. По-моему, он просто ловко дурачил весь мир в своих собственных корыстных интересах. Сразу оговорюсь, что я не претендую на попытку опровергнуть научно и документально доказанное суждение. Просто, немного поковырявшись в этой истории, мне пришла в голову мысль а, ведь, Колумб – такой же человек, как и все другие люди, и если он, что-то утверждал, это не значит, что думал он точно также. У него могли быть и совершенно другие мотивы для путешествия и для последующего утверждения, что он доплыл до Индии? Может быть, ему в его тогдашнем положении было предпочтительнее уверять всех, что он плавает в Индию, чем в непонятно какие новые земли? Ведь, «Индия» в те времена это был популярный «бренд», который можно было продать куда дороже, чем сомнительную «новинку».


Итак, традиционно, принято считать, что Христофор Колумб отправился в свое плавание, вооружившись наисовременнейшими научными знаниями о том, что Земля круглая, в поисках более легкого пути в Индию. Испании и всей остальной Европе нужны были золото и пряности. Но последующий ход событий несколько не увязывается с этим изначальным посылом, а если предположить, что Колумб был неординарным авантюристом, использовавшим благоприятные обстоятельства для личного обогащения и возвеличивания собственной персоны, то все логично встает на свои места.


Из предшествовавшей первому путешествию в Новый Свет истории жизни Колумба можно выделить несколько наиболее важных характеристик этого человека. Он был хорошо образован, небогат, много путешествовал, кто-то скажет – скитался, общался с не самыми глупыми людьми своего времени и, тем не менее, был ничем особенно не выделяющейся личностью. Вполне возможно, на каком-то этапе своих мытарств он осознал, что честно своей профессией – мореплаванием –  много никогда не заработает, а так хотелось сразу и всего. Единственным выходом было открыть новые земли и получить их в свое владение и хорошо бы, их – этих самых земель – было бы много. Но столь простая идея требовала детальной проработки.


Для начала реализации задуманного Колумбу не хватало всего-ничего, точнее, просто, всего. Не было, на чем плыть, и не было на что купить приличное судно, а желательно, нескольку судов. Плыть предстояло очень далеко. Как образованный человек Колумб понимал, что новые земли, да в больших количествах, могут быть только там, где никто еще не был и куда никто еще не плавал. В конце XV-го века это уже означало «очень далеко».


Следующим вопросом было: «А куда, собственно, плыть?». С учетом места проживания Колумба и амбициозных целей путешествия, вариантов было немного, точнее всего один – строго на Запад. И из этого логично вытекал следующий вопрос: а зачем туда плыть? Этот вопрос не встал бы, если бы у Колумба были деньги или собственное судно, он сам прекрасно знал, чего он хочет. Но, поскольку у него ни того, ни другого не было, он должен был кому-то объяснить, зачем он хочет плыть далеко на Запад. Объяснить так, чтобы ему дали денег. Выражаясь современным языком, ему нужен был инвестор. Некто, сопоставимый по финансовым возможностям если не с Биллом Гейтсом, то как минимум с правительством России. Проект Колумба под кодовым названием «Поплыть далеко и на долго» в поисках неизвестно чего, черт знает где, по объемам затрат, конечно, уступал «Олимпиаде – Сочи 2014», но зато по вероятности потерять вложенные средства превышал многократно.


Логично предположить, что  таким бизнес-планом Колумб как человек рассудительный вовсе не собирался распугивать потенциальных вкладчиков. Нужно было более весомое, высчитанное в золоте и других ценных вещах обоснование дальнего путешествия на Запад. В данном контексте поиск морского пути в Индию в обход злобных и воинственных османов лежал в те времена на поверхности и будоражил умы монархов и купцов.


Чтобы сделать свой проект более жизнеспособным, Колумб даже провел собственные расчеты возможного расстояния от Европы до Индии по западному пути через Атлантический океан, исходя из своих же предположений  о размере Земли. Они, как ни странно, благоприятствовали мореплаванию в этом направлении, поскольку существенно уменьшали время в пути, приближая Индию и оставляя человечеству гораздо меньше жизненного пространства. Расчеты других не столь прогрессивных ученых умов он во внимание принимать не стал.


Тем не менее, даже с этим подкорректированным бизнес-планом Колумбу понадобилось около 17 лет на то, чтобы заинтересовать испанскую корону в своей идеи. Прочие монархи изначально были гораздо более скептичны. Следует отдать должное терпению и настойчивости этого предпринимателя, но игра стоила свеч. Основным условием, на котором Колумб «готов» был отправиться в плавание, монархам выставлялось, предоставление ему как главе экспедиции статуса вице-короля всех открываемых земель. На первый взгляд, вполне резонное стремление человека, отправляющегося туда, где еще никто не был. Однако встает вопрос, какой смысл Колумбу продолжать поиски пути в уже более или менее освоенную Индию, если по пути, и возможно, не просто по пути, а на полпути, найдутся «ничейные» земли, не менее богатые, чем Индия? Никто, ведь, точно не знает, насколько верил Колумб в свои собственные расчеты расстояния, да и легенды о ходивших к неизведанным западным землям викингах он тоже мог слышать.


Все четыре «индийские» экспедиции проходили, в целом, по одному и тому же сценарию: открывались, обследовались и осваивались острова Нового Света, находившиеся, по утверждению Колумба, совсем рядом с Индией. По возвращении он настолько красиво и убедительно рассказывал о чудесной стране, что никому даже в голову не приходило упрекнуть его в невыполнении первоначальных целей миссии. Строго говоря, он нашел новые земли, но не нашел путь в Индию. Более того, Колумб и не пытался его искать, поскольку в этом случае он должен был бы продолжать плавание на Запад, а не кружиться вокруг Багамских, Канарских, Азорских, Виргинских и прочих островов. Пытаясь доказать ценность открытых им земель, Колумб тащил из Нового Света в Старый все, что только мог прихватить: то немногое золото, которое удалось найти, рабов, картошку, кукурузу, табак, сифилис и прочие «чудеса», которыми  расплачивался с кредиторами и завлекал новых пайщиков.


И что мог сказать Колумб тем, кто посылал его в Индию? Только одно: «Ребята, она там, совсем рядом, просто некогда до нее доплыть, столько всего кругом интересного – не хватает глаз, чтобы рассмотреть и рук, чтобы ухватить». Но любое мошенничество рано или поздно раскрывается. В 1498 году Васко да Гама нашел морской путь в Индию, и эта страна оказалась, мягко говоря, несколько не там, куда плавал Колумб. Испанская королевская чета была очень расстроена, узнав, что шесть лет их водили за нос. В 1499 году Колумба лишили монопольного права на владение землями в Новом Свете и, заковав в кандалы, вернули с райской вест-индийской земли на грешную испанскую.


Будь у Колумба больше денег и меньше долгов, наверняка, он познакомился бы с передовыми методами воспитания не очень честных людей, широко практиковавшимися в те века в Испании. Ему повезло. Никто не проявляет такую искреннюю заботу и неподдельную тревогу о здоровье и благополучии человека, как его кредиторы. Именно местные финансовые магнаты уговорили монархов отпустить лихого мореплавателя. В конце-концов, он всегда говорил правду, ведь то была Вест Индия, ну а с настоящей он чуть-чуть промахнулся, не рассчитал, так сказать, но искренне верил, что вот-вот и доплывет. В подтверждение этого в ходе своей последней четвертой экспедиции Колумб наконец-то обеспокоился поиском пути дальше на Запад и доплыл до Панамского залива. Путь в Индию так найден и не был, но начало завоеванию Америки было положено. Один авантюрист первым открыл эту страну, но по стечению обстоятельств никогда не мог признаться в этом, другие – продолжили ее освоение. Как любят провозглашать американцы, Боже, храни Америку… и весь остальной мир от ее авантюр.