Алхимия - предвестница химии IV

Никита Ломоносов
IV

Алхимия вероятно переводится с древнегреческого как смешивание, или химера. Иными словами, она представляет собой определенную систему трансформации, включающая изменение не только физического, но и духовного мира.

Использование тайных опытов в этом направлении и было основной задачей алхимии.

Точкой опоры алхимических опытов была греческая идея о неких мировых первоэлементах, сочетание которых может привести к получению новых материалов.

Кроме этого, первых алхимиков наиболее интересовал вопрос достижения вечной жизни, избежания смерти и процесс возрождения природы. Древние египтяне были уверены в исчезновении сущего и возникновении на останках старого нового и грандиозного.

Так алхимики верили в перерождение и достижение нового, более высокого уровня в развитии.

Согласимся, такое положение вещей не содержит ничего необычного. Однако средства, какими алхимия пыталась достичь такого перерождения, очень сильно напоминали древнюю магию.

Итак, во времена детства человечества, когда зарождающаяся наука тесно переплеталась с религиозным мистицизмом, основная цель алхимии была уподобить человека Творцу. Ученые алхимики стремились повторить божественные творения и тем самым добиться могущества Создателя, а в конечном счете и занять его место.

С этой целью в средневековой Европе основные силы алхимики бросали на поиск мистического философского камня. Также его называли «философским яйцом», «великим эликсиром», или «эликсиром жизни».

Интересный факт, что существует мнение известного алхимика Филипа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (Парацельса), которая отождествляет философский камень и Иисуса Христа. Более того, на интересные размышления наводит ситуация, когда алхимики толковали опыты с металлами как мучение Христа, а получение философского камня интерпретировали как выход из склепа.

Можно привести множество настораживающих примеров, где в произведениях алхимиков образ Христа заменяется языческими символами.

Наверное именно таким способом алхимики пытались защитить свое искусство от нападок христианства. Впрочем, по нашему мнению, такой ход мысли можно развить в ином любопытном направлении.

Согласно алхимикам, философский камень представлял собой средство, или некую субстанцию, способной к производству золота и других богатств, а также могло лечить болезни и давать бессмертие.

Еще Аристотель, учитель египетских алхимиков, размышлял о возможности вмешаться в природные процессы и найти способ изготовить золото.

«Как этого добиться, - говорил Аристотель, - подскажет сама природа».

Естественно, церковь не одобряла подобные поиски, поэтому первые алхимики производили свои опыты тайно.

Все это приводило к многочисленным и вольным толкованием деятельности самих алхимиков со стороны не осведомленного народа.

                Продолжение следует ...