Воспоминания моего деда. 1886-1899год. Часть 1

Ирина Тымчук
  ПРЕДИСЛОВИЕ - Мой дед, Шанин Иван Матвеевич, родился в 1886 году в городе Раненбурге,через 25 лет после отмены крепостного права. Дед прожил 90 лет.
При его жизни произошло две революции,голод 1933 года,война,застой,оттепель.
Уйдя на пенсию в 70лет,в 1956 году ,он решил вспомнить то,чему был свидетелем.
В  общей тетрадке дед оставил кое-какие зарисовки из своей жизни и трудовой деятельности на фоне исторических событий того времени, а я осмелилась их опубликовать.
 
  *******************************                               
     ЧАСТЬ 1 .Воспоминания моего деда.

            Родился  я в г.Раненбурге  Рязанской  губернии  14 января 1886 года
 .Крестили в церкви, где и выдали свидетельство о рождении.
 Отец мой - Шанин Матвей Лукич, родился в 1827 году .В молодости, также ,как и дед мой гонял скот, а потом работал приказчиком не бахчах  у одного винокура Маркова А.Е.
  Женился отец , когда ему было 45 лет на  18 летней девушке. Отец был худой, ниже среднего роста ,с большой лысиной.
 Он  имел строгий характер ,часто запивал. С ним было четыре « удара». После
 четвертого -он прожил  полтора  года.  Умер в 66 лет в 1893 году.
 Мать моя- Ольга Ивановна Усачева, родилась в г. Белоомске в 1852 году. В 18 лет  вышла замуж   за  моего отца по принуждению со стороны своих родителей.
 Мать была неграмотная ,но хорошо умела считать. Она целый день работала: готовила для топки  навоз, носила  воду, а вечерами  вязала чулки ,носки и варежки.
  Детей  у  нее было  8 человек,  из коих  пятеро  умерли  ещё в  детском  возрасте. Мать умерла в 1917 году.

 По рассказам моей матери, в день моего крещения произошел такой случай. Было  это около четырех  часов вечера. Вдруг город  осветила  молния  и раздался удар страшной силы. В некоторых домах полопались стекла. Крестная мать, которая несла меня домой из церкви, так напугалась, что у нее отнялся  язык и она дней десять не могла говорить. По этому случаю много ходило разных слухов. И все сошлись на том, что это Божье наказание. Как выяснилось впоследствии –где-то недалеко упал метеорит. Было это  в январе 1886 года.

1892 год
 
 Этот год я отлично помню. Тяжелый  был год . Неурожай, голод. По праздникам, нас
 ребятишек, кормили  лепешками  из кукурузы. Они за отсутствием хлеба были очень вкусны .
  Правда потом  у нас страшно болели   животы. Голод мы кое-как пережили. Началась холера.
 В городе на лугу были выстроены бараки, куда отвозили на излечение  больных  холерой. Народ восставал против этих  бараков и были случаи, когда их громили.

1893 год.
         
 Осенью этого года меня отдали в церковно-приходскую школу. Учиться в школе мне было  легко, так как я от старшей сестры Дуняши научился распознавать буквы и неплохо читал по складам.

    В ноябре месяце нашу семью постигает несчастье. Умирает отец. И мы трое детей
остаемся на руках у матери.  Жить без отца стало труднее. Матери  приходилось еще больше работать.
 Она готовила на две артели обед и ужин. А в одну половину дома пустили на квартиру артель сапожников. Около них и кормились  Мне очень хотелось продолжить учение в школе, но надо было чем-то жить.     И мать наметила, как я  окончу  четвертый класс, она отдаст меня учеником в торговое предприятие.  Из Раненбурга  мне не хотелось уезжать ,но надо было. Александр Егорович Марков, у которого приказчиком  работал мой  отец , часто останавливался у нас,когда приезжал в Раненбург.
 Он  мне  очень нравился. Он был высокий ростом, седой ,с красивой окладистой бородой.Он всегда интересовался, как я готовлю уроки. Я о нем  до сих пор сохранил хорошие воспоминания Он-то  и определил  меня  в  город  Козлов(ныне Мичуринск )  в магазин Никифорова.
 
1897 год.
 
     Первый трудовой день моей жизни начался  14 мая 1897 года, т.е. через неделю после окончания учения в школе.Мне тогда было одиннадцать с половиной лет.   Денька два-три я поплакал, что оставил мать, но скоро привык.
 По прибытии в магазин,  меня  прежде всего остригли наголо, сводили в баню, надели чистое бельё.
  А главное, надели  форму : тужурку и брюки серого цвета с зелеными кантами. Такого костюма у меня никогда не было и я боялся его замарать. Так началась моя трудовая жизнь ,началось моё учение торгового дела. В чем оно заключалось: прежде  всего,  меня научили подметать полы в магазине, вытирать от пыли прилавки, чистить стекла в окнах.
 Учили  как надо  заправлять большие керосиновые лампы,  производить уборку товара за взрослыми продавцами после показа его покупателю.
 Кроме того, надо  было 2-3 раза в день носить в чайниках  кипяток  из гостиницы, носить покупки по домам и выполнять различные поручения старших. Эту работу приходилось выполнять ежедневно.
Ознакомление с  товаром было практическим. Я присматривался , как старшие занимаются с покупателями. Через полгода меня поставили за кассу, на которой я проработал еще полгода. Эти кассовые аппараты «Националь» только что были получены.  Работали мы с  8-ми  часов утра и до 8-ми часов вечера и лишь по воскресным дням открывали в 12 часов и работали до 8-ми часов вечера.

  Магазин, в котором я работал, по тому времени был культурным магазином. Большое, светлое помещение с  зеркальными окнами. Помещение отапливалось и продавцы работали без  верхней одежды,  в хорошо сшитых костюмах.  Все ученики находились в небольшой комнате .Называли её «молодецкой» .И вся жизнь наших хозяев была хорошо известна.

Во главе фирмы, где я работал   мальчиком-учеником ,был неграмотный старик Никифоров В.Н
Раньше он занимался сапожным делом, шил обувь на живых и мертвых. Он имел троих сыновей и дочь. Образование они получили неодинаковое, о жизни которых я опишу ниже. А сейчас коротко остановлюсь на жизни «самого», так звали  его все сотрудники фирмы.

30 лет тому назад к сапожнику  Никифорову  приходит  из гостиницы  коридорный Танюхин  и говорит, что что у них в номере  скоропостижно  скончался  приехавший  в  Козлов  помещик.
Он приехал один и ему надо снять мерку и сделать туфли.
Никифоров и Танюхин  ,как говорила молва, сняли с покойного мерку, а также сняли кое-что из кармана и чемодана покойного и поделили пополам.
Прошло после этого случая  лет  5-6 . Коридорный  Танюхин  строит свои номера для
приезжающих.
 Никифоров строит двухэтажный дом,  а под ним большое помещение магазина, в котором организовал  торговлю текстилем , галантереей и обувью.  Вот, что значит «сняли мерку».
Правда, богатство ему впрок не пошло. Один из его сыновей, Иван Васильевич  ,допился  до белой горячки. Второй  сын, Григорий Васильевич , устроил скандал с одним из купцов и обиженный, взял и  застрелился. А дочь ,собираясь на какой-то бал, нечаянно опрокинула на себя горящую лампу и сгорела.  И все это в один   1896 год. « Сам» умер вскоре в этом же году.
Остался один старший сын Алексей Васильевич, который  и стал руководителем торговли.

1898 год.

   Молодого  нашего  хозяина мы  стали называть по имени –отчеству, а не «сам» ,как называли его отца.  Алексей Васильевич был весьма культурный человек. Он закончил юридический факультет и был  начитанный человек. Торговлей он  интересовался  мало. У него была большая библиотека.
В осенние и зимние вечера  он  замечательно хорошо читал юмористические  рассказы  в своей семье, а вместе  и  нам мальчишкам.

В половине марта месяца ночью, по неизвестной причине внутри магазина загорелась вата.
Приехали пожарные, разбили окна. Через часа полтора пожар ликвидировали ,но много товара
попортили, значительно больше, чем сгорело, немало и похитили.
После пожара товар был разобран , приведен в порядок и продан по удешевленной цене.
Получив страховку за товар и попорченный дом ,хозяин не стал продолжать торговлю.
Он всех работников рассчитал ,а помещение отдал архитектору ремонтировать.
 Меня оставил в качестве  кладовщика или  надсмотрщика за материалами.
Сам же хозяин уехал  в Громушку на свою дачу и забрал с собой библиотеку.

Я остался один с дворником и наблюдал за начавшимся ремонтом. Всю весну и лето этого
года  производился ремонт здания и переоборудование магазина. Осенью ремонт был окончен.
Помещение магазина хозяин сдал под торговлю Тонких С.П., а верх под гостиницу. Её
назвали  «Трансваль».
Сам Алексей Васильевич после этого уехал с женой  путешествовать.
Со мной он поступил очень хорошо. Прежде всего он  определил меня к другому хозяину –
Белоусову В.Ф., заплатил мне за целый год жалованье-150 рублей, сшил мне костюм и пальто.
Этот год прошел для меня незаметно т.к. я все время был занят выдачей материалов для
 ремонта.

  Что ожидает меня в будущем у  нового хозяина? Я уже не ученик, а стал, как тогда
называли,  «подручный».

1899 год.

У  Белоусова В.Ф. меня  перевели  в начинающие продавцы, установили жалованье    15р. в
 месяц,харчи  и квартира-хозяйские.
Перед  продавцом ставилось условие-НИ ОДНОГО  ПОКУПАТЕЛЯ  БЕЗ  ПОКУПКИ  НЕ ОТПУСКАТЬ !
Продавать  во что бы то  ни стало, что-нибудь да продать.  И мало кто уходил без покупки.
По правде сказать, в отдельных случаях было очень трудно. Были такие покупатели ,которые
хотели только провести время, а не купить.  Другой раз семь потов прольешь, а не продашь.

Весной этого года в Козлов приехала из Москвы  опера.  Мне впервые довелось слушать
оперу.
Ранее я никакого представления не имел ,хотя сам мальчишкой пел в церковном хоре.
 В репертуаре оперы были:  « Фауст»,» « Демон», « Жизнь за царя», «Евгений Онегин».
«Борис Годунов» . Состав оперы был очень хороший: Осипов -бас, Смирнов- баритон, Морской-
тенор, Резунов- 2-й тенор, Кутузова-Зеленая -сопрано и ряд других. А хор был изумительно хорош!
 Мне посчастливилось, я почти ни одной постановки не пропускал ,т.к. имел бесплатную
контрамарку . Трудно сказать какое впечатление произвела на меня опера.  Я как-то был
сам не свой от постановок . А как хорошо исполняли, это просто поразительно, это
осталось у меня до сих пор. В прощальный спектакль « Кармен» артистов буквально засыпали
 цветами. Они просто растерялись ,занавес  долго не опускался и они раскланивались без
конца. А артиста Смирнова публика из театра вынесла на руках.  После я много раз слушал
оперу в Большом театре, но такого впечатления не имел.  Очень хороший был  состав оперы.

Этот год для меня был ,пожалуй, самым удачным годом в жизни. Я  приобрел специальность
самого настоящего продавца в КРАСНОМ ГАЛСТУКЕ  и с окладом 180 руб. в год со столом и
квартирой.

  Половину своего заработка я посылал матери и сестре. В моей помощи они нуждались.
          
          Продолжение см. в части 2-http://www.proza.ru/2012/05/30/517