Эх, дороги на Филиппинах

Олег Жиганков
Дорожное движение на Филиппинах меня умиляет и восхищает - видимым отсутствием всяких внешних правил, и в то же самое время какой-то глубокой внутренней согласованностью, организованностью, культурой. Вспоминаются Звездные войны, эпизод, в котором Лукас пытается на своем маленьком боевом звездолетике проникнуть на станцию Темного Лорда и поразить ее. Он тогда еще закрывает глаза и в его ушах раздаются слова наставника: "Да пребудет с тобой Сила!"

Вот тут примерно так же бывает, особенно в часы пик. Со всех сторон летят мопеды, трайсиклы, моторолеры, мотоциклы, велосипеды. Прут, как танки, неубиваемые джипнии - самодельные филиппинские автобусы-маршрутки. Несутся напролом большие автобусы, стяжавшие и поддерживающие репутацию не сворачивающих с курса и не тормозящих ни при каких обстоятельствах. Другой транспорт на дорогах - это не их проблемы. Прибавьте к этому лошадей, воловьи упряжки, трехколесные велосипеды, кур, собак и кошек, снующих по дороге и особенно - и это самое поразительное - бесчисленного количества детей, играющих и живущих вдоль самой обочины и постоянно выскакивающих на дорогу.

Мне один знакомый филиппинец рассказывал, как одна мать при нем отчитывала своих деток. Они играли с той стороны дороги, с которой почти вплотную подступало море. "И что будет, если вы утонете?" спрашивала она их. "Играйте с другой стороны дороги. Если вас задавят, по крайней мере какие-то деньги получим".

Но, к своему великому счастью, я не видел на Филиппинах еще ни одной аварии. Москвичи, вы можете себе это представить? Полгода езжу, и в Манилу и кругом, и не видел ни одной аварии. Один раз только видел помятую машину на обочине.

На трайсиклах (мотоцикл с коляской) тут умещается по 7, а то и по 10 человек. Даже на крышах трайсикла (коляски здесь все непременно крытые) можно иногда увидеть сидящих людей. Такие трайсиклы - настоящее благословение. Они - повсюду. Без них жизнь на Филиппинах, наверное, остановилась бы. Они служат и как семейный транспорт, и как такси - очень недорогое и удобное такси. В городской пробке трайсикл обойдет все AIRCON (так тут называют "настоящее" такси, автомобиль с кондиционером).

Кататься на трайсикле для меня более чем романтика или экономия денег. Это еще ностальгия по детству. На нашем семейном мотоцикле Иж с коляской (в коляске сидел я) был тем чедным устройством, с помощью которого наша маленькая семья за считанные минуты перемещался из города куда-нибудь в лес, в поля, на реку... Это называлось: за грибами, за ягодами, за травами для чая. Так что езда на трайсикле наводит на воспоминания о детстве. А еще и дорожные запахи - запахи костров и готовящейся в маленьких домиках возле дороги пищи. Все это как будто переносит в тот край, которого сейчас, может быть, и нет. Уже по другому пахнут русские дороги, уже другие ездеют по ним авто, уже осушили лесное озеро, а в поле, где собирали землянику, построили поселок для новых русских. А я, как старый русский, чувствую себя иногда более на родине здесь, на Филиппинах. Странное дело, но филиппинцы мне более напоминают русских людей моего детства, чем большинство русских людей сегодня в самой России. Но это другая тема...

Я люблю филиппинские дороги. Потому что на них отчетливо виден добрый и уступчивый характер филиппинцев. Я еще не видел, чтобы кто-то на кого-то кричал, бранился на дорогах - хотя всегда есть за что! Люди уступают друг другу и как-то чувствуют друг друга. Подъезжаешь к любому практически большому перекрестку - на нем никаких знаков. Никто никому ничего, казалось бы, не должен. Ан, нет, люди уступают, пропускают, улыбаются, машут друг другу руками. Сигналят, но не с гримассой, а с улыбкой, приветствуя и предупреждая, а не проклиная. Подумайте только - чуть ни все ездящие в России или сами кого-то проклинали, либо их проклинали. Может потому у нас, к сожалению, ДТП на ДТП. Я каждый раз как приезжаю в Россию не устаю этому удивляться. Как не перестаю удивляться отсутствию оных здесь. Нет, на дорогах надо не ругать, не проклинать, а благословлять. Даже "врагов" своих.