Никто не забыт?

Рагим Мусаев
        И все же партизаны в Богородицке были. Ими по праву можно назвать всех жителей, которые, рискуя жизнью, без указаний сверху, как умели, защищали свой город.

        Рассказывает Варвара Введенская: «Моя мама была медсестрой. Больница располагалась на улице Пушкинской, там, где сейчас здание «Скорой помощи». Когда в город вошли фашисты, в больнице находились 12 тяжело раненных советских бойцов, не успевших эвакуироваться. Гитлеровцы забили окна и двери досками и под угрозой смерти запретили жителям подходить к зданию. Но моя мама вместе с другой медицинской сестрой Натальей Ивановной Афониной ежедневно в сумерках перед комендантским часом посещали раненых. Нам самим жилось очень трудно, и как маме удавалось выкраивать ещё что-то для бойцов - уму непостижимо. Каждый день она заворачивала в детское одеяло кастрюлю с кашей или ещё какой-то еды, чистые старые простыни для бинтов, некоторые медикаменты, перевязывала свёрток лентой и несла, как будто в нём ребёнок. А Наталья Ивановна исполняла роль бабушки ребёнка. Пока одна отвлекала внимание фашистов, другая отодвигала доску и передавала «ребёнка» раненым бойцам, а они возвращали так же завернутую пустую посуду».

        Наверняка были и другие истории, теперь забытые. Просто люди не относились к ним как к чему-то выдающемуся или героическому. Они просто жили и поступали по совести.

        - Дед, на плитах богородицкого кургана славы, где похоронены твои дяди Сережа и Петр Ломакины, указано, что они партизаны.

        - Знаю.

        - Почему? Чем они знамениты?

        - Перед войной мы с мамой жили в доме ее братьев. Дом стоял за парком, на самой окраине города, поэтому здесь иногда находили временное пристанище бежавшие из города люди.

        Вспоминает Людмила Северова: «Где-то в середине октября, боясь уже приближающихся немцев, мы с мамой ушли из самого города и нашли пристанище за парком, в доме Ломакиных. Опасаясь бомбёжки города, прятались в балке около старого хутора. Это днём, а вечером возвращались в дом».

        Судя по всему, партизанами Ломакины на плитах Кургана славы названы потому, что укрывали не только мирных жителей, но и наших бойцов. Как минимум точно известно, что некоторое время они прятали в подвале вернувшегося из госпиталя деда. Вероятно, вместе с ним прятался и тот парень, с которым они позднее ушли в лес. Иначе где бы в оккупированном городе познакомились два затаившихся красноармейца?

        - Дед, и что дальше?

        - Отступавшие немцы поджигали деревянные дома, каменные взрывали. Подожгли и дом моих дядей. Они выбежали и стали тушить соломенную крышу. Поджигатели расстреляли их. Дом и все имущество сгорело.

        - А другие члены семьи?

        - Женщины похватали детей и через окно убежали в поле, где по морозу прятались до темноты.

        - А ты?

        - А я вернулся в Богородицк сразу после ухода немцев.