Кольцевая

Аманда Глумская
«Сад расходящихся тропок» - рассказ Борхеса, который я читаю  в метро.

На улице тепло, в метро прохладно; кутаюсь в плащ.  Напротив садится парочка: белобрысый толстяк и чернявая востроглазка. С востроглазкой обмениваемся мимолётными взглядами -  её удивляет что-то во мне, меня удивляет её удивление.

Через пять станций выхожу, поднимаюсь на эскалаторе, рядом парень говорит по телефону: «Не забудь пересесть на кольцевой».

Иду к универу, весёлые негритята из общежития кричат за спиной: "Forever! Forever!!".

В универе слушаю лекцию о постмодернизме. Старушка-преподавательница сравнивает текст Борхеса с матрёшкой. Я с ней не согласна: румяная деревяшка в цветастом переднике за раз являет только одну из вложенных личин. «Сад расходящихся тропок» скорее подобен китайскому костяному шару, где цветы, драконы, птицы, всадники видны (и не видны) одновременно, просвечивая, наслаиваясь, переплетаясь — и оставаясь самостоятельными сущностями.

Конечно, я прочту "Сад..." до конца, если только меня не убьёт шаровой или кубической молнией во время грозы; не сдует ветром с подоконника, да так, что полечу вниз наперегонки с выплёскивающейся бутылкой нарзана; не накроет волной магмы из  разверзшегося жерла вулкана на Воробьёвых горах; не расплющит упавшим из недр поднебесья спутником ГЛОНАСС; не унесёт долетевшим из далёких Америк ураганом...

Но постепенно начинает казаться, что эту лекцию я уже слышала, просто помню её наизусть - и вот уже я пишу слова раньше, чем их выговаривает старушка-преподавательница. В конце концов, ощущение дежавю передаётся остальным, затем охватывает саму преподавательницу, пока все вместе, наконец, не вспоминаем, что лекция была прочитана на прошлой неделе.

И я возвращаюсь из универа, возле входа в метро ругаются двое шумных пьянчуг: "Да никогда!! Ни в жисть!"

Захожу, спускаюсь на эскалаторе, занимаю место в вагоне. Прямо напротив сидят два приятеля: долговязый рыжик и невысокий, с серыми глазами. С рыжиком обмениваемся мимолётными взглядами: меня в нём что-то удивляет, его удивляет моё удивление. Мне жарко; я расстёгиваю плащ.

И открываю "Сад расходящихся тропок".