Секс в викторианскую эру -

Олег Русов
Краткие рассуждения над "Любовницей французского лейтенанта"

У Джона Фаулса в его "Любовнице французского лейтенанта" есть блок текста совсем не художественного. Этот блок - размышления Фаулса, его видение викторианской сексуальности. Общий ход его рассуждений таков: все нелепости викторианского сексуального этикета волей или неволей (скорее сознательно или подсознательно) служили тому, чтобы стимулировать сексуальные ощущения, сделать их особо острыми и, в конечном итоге, взять от секса больше. Эту мысль Фаулс проводит на фоне современной открытости темы секса, которая, по мнению Фаулса, производит инфляцию чувств, десакрализацию таинства. Вот, наверное, самый показательный отрывок:

 "Я думаю, что все мы впадаем еще в одну  ошибку,  ставя  знак  равенства
между высокой  степенью  сексуальной  неосведомленности  и  низкой  степенью
способности испытывать сексуальное удовольствие. Не  сомневаюсь,  что  когда
губы Чарльза и Сары наконец встретились, ни он, ни она  не  проявили  особой
эрудиции в области любовного искусства; но это отнюдь не значит, что они  не
испытали  при  этом  острого  наслаждения.  В  любом  случае  гораздо  более
интересная зависимость существует между  половым  влечением  и  возможностью
удовлетворить его. Тут мы снова,  на  первый  взгляд,  оказываемся  в  более
выгодном  положении,  чем  наши  викторианские  прадеды.  Но  сила  влечения
обусловлена частотой, с которой оно  возбуждается:  современный  мир  тратит
уйму времени на то, чтобы подстегнуть  нашу  сексуальную  активность,  в  то
время как повседневная реальность изо всех сил старается нам по  мешать.  Вы
можете возразить, что тормозящих  факторов  у  нас  все  же  меньше,  чем  у
викторианцев. Возможно. Но если вы  не  в  состоянии  съесть  больше  одного
яблока в день, что за прок жить в саду, где ветки  ломятся  от  плодов,  вид
которых вам уже осточертел? Пожалуй, яблоки показались бы слаще, если бы вам
выдавали только по штуке в неделю.

     "Таким образом, отнюдь  не  исключено,  что  викторианцы  способны  были
испытывать более глубокое и полное сексуальное  удовлетворение,  чем  мы,  -
хотя бы благодаря тому, что испытывали его не часто, -  и  что  они,  смутно
сознавая это, выработали  строгую  систему  условностей  и  разных  способов
подавления и замалчивания - специально для  того,  чтобы  сохранить  остроту
испытываемого  наслаждения.  Когда  мы  предаем  огласке  то,  что  истинные
викторианцы предпочитали держать в секрете, мы в каком-то  смысле  проявляем
даже  большее  викторианство  -  если  употреблять  это  слово  с   оттенком
осуждения,  -  чем  они,   поскольку,   сломав   барьер   труднодоступности,
запретности и уничтожив ореол тайны, мы в значительной мере испортили и само
удовольствие.  Разумеется,  степень,   испытываемого   удовольствия   нельзя
измерять и сравнивать - может быть, к  счастью  для  нас,  а  вовсе  не  для
викторианцев. В довершение всего, их метод  давал  им  дополнительный  запас
энергии. Тайна, которая окутывала интимные отношения,  глубочайшая  пропасть
между людьми разного пола несомненно  порождала   большую активность, и очень
часто большую прямоту, во всех других жизненных сферах."

В каком-то смысле Фаулс прав. Порнография резко снизила потенциал секса, ожидания от него. Гимнастические упражнения. Чего еще? Все все знают, все теперь - эксперты секса, в любом возрасте. Все просто. Слишком просто.
Но секс не терпит банальности. Он слишком для нее сложен. Порнография глубоко ложна, потому уже что она сугубо материалистична. А сводить секс к материализму - это значит пройти мимо секса. Между порнографией и эротикой - тонкая грань и глубокая пропасть. Все истинное глубоко эротично, потому что эрос - это скорее мистическая, чем материалистическая категория. А секс - это песня единства духа и материи. Поэтому в самом центре, сердце Библии и запрятана божественная эротика - Песнь Песней.