Христианский ПОСТ ИЛИ всё ж западный Постав

Должник
с "о-со-временивающей" теперь (нынешнюю, а стало быть и историческую) "фактичность"
и "уже принятой в научных кругах, в литературе, журналистике и т.д."
приставкой "пост"
- Истории, сначала как её, истории
"Утро" от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА,
затем "средние" ЕЁ, истории ЕВРОПЫ,
"тёмные" ВЕКА,
потом, через ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ утвердившихся Мифо-лог-ем и мета-фор греко-римских и в Реформации по-ВОРОТ-а, устремлений нового и новейшего "ВРЕМЕНИ Запада",
некая их затем стагнация и "культурный декаданс", наконец "великий кризис"
уже не столько "Веры Отцов", сколько всей "сферы рацио" и пред-ощущение
парадоксальной разорванности  действительности и самой "связи времён", её самой "возможности целостного о-смысл-ивания", ну и, наконец, после эпохи мiровых войн и рево-люций, краткая история эпохи пост-модерна, "пост-советской мути" и
УТРАТА Всякого чутья к тому, что ранее о-сознавалось как Духовная традиция,
способность к культурному у-наследованию, которое отождествлялось когда-то в терминах
Просвещением и что ТЕПЕРЬ "успешно вы-рождается" в некий
инструментальный, узкий, "всё более алгоритмизируемый" профессионализм,
далёкий от всего, что "хоть и не без труда", но ещё
могло быть понято И СЕРДЦЕМ,
а нынче и "плодом" науки даже не пахнет", сплошь
"крючки из математических абстракций", да та "пустота содержания",
за-громождаемая много-образием из услуг и со-путствующих быту "предметностей"
для "ещё пытающегося оставаться не-пред-взят-ым" взгляда..   
   И всё ж они, эти ДВЕ Реальности, Существа Поста и Сущности Постава,
как-то, пусть и неочевидным, "тонким Образом", но со-относимы, правда,
эта "их связь" лежит не на поверхности нашего быта,
где "с успешностью" ныне и "властвует Постав"..

А по-сему, начнём с него, о мipе Техники  и "о понятии таком поговорим немного", "от-слоившихся" на "про-тяжении истории Запада" от "своего перво-истока",
от "вечно юных" древне-греческих "Эйдоса" и от Древне-Византийского "Логоса",
подлинности их Ума и правды их Сердец)..

**
ПОНЯТИЕ “ПОСТАВ” (GESTЕLL) В ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
 
"Существо техники покоится в поставе.Его власть отвечает судьбе исторического бытия."
Мартин Хайдеггер

    Наиболее глубокий и сущностный анализ феномена техники был дан крупнейшим мыслителем ХХ века, немецким философом Мартином Хайдеггером (1889-1976). Поэтому сегодня ни одно серьезное исследование связанное с проблемой техники, не может обойтись без его работ. Вместе с тем надо сразу оговорится, что интерпретация работ этого мыслителя вызывает значительные трудности. Так, например Карл Митчем, автор книги “Что такое философия техники?”, в разделе “Мартин Хайдеггер: вопрос о технике”, с первых же слов заявляет: “ Философию техники Хайдеггера не так легко выразить обобщенно” [1, с.39] .
    Речь пойдет о понятии “Gestell” которое было переведено на русский язык неологизмом (новым словом) “постав”. “Постав” - это скрытая сила, порождающая сущность и феномен современной техники. Но это не просто сущность техники, а ее некое таинственное начало, порождающее ее; “постав” - это бытие техники.
    Для того, чтобы не немецкому читателю понять само слово “постав” (это усеченная форма глагола “поставлять”) необходимо понять, что означает это слово в своем первозданном виде, т.е. само слово “Gestall” в немецком языке.
     Анализ слова Gestell предложен упомянутым выше К. Митчемом. Так он пишет: “По его (Хайдеггеру - А.А.) мнению, “за спиной” или на “изнанке” современной техники в качестве способности открытия стоит нечто, что полагает мир и бросает ему вызов. Это нечто Хайдеггер называет Gestell.

     Термин Gestell являет собой, если использовать язык Канта, трансцендентальную предпосылку современной техники. Предлагая этот термин, Хайдеггер пытается закрепить общезначимое слово, которое, в обычном его значении, переводится как “стойка”, “каркас”, “подставка” или что-то в этом роде. Однако он придает этому термину более глубокий философский смысл. Gestell выражает объединенное содержание тех ориентаций, которые направляют человека, бросают ему вызов, зовут его к раскрытию реального, подобно приказу, к созданию резервов. Корень Stell - основа, от которой образован термин stellendes (устанавливающее, ориентирующее). Gestell означает тот способ открытия, который определяет сущность современной техники, но и сам он не имеет технической природы. Этот каркас, или Gestell, не является частью техники; он является той установкой, которая лежит в самой основе современной техники, пребывает внутри технической деятельности. {Проще говоря, этот термин означает техническое отношение к миру}.
   С определенной точки зрения,
Gestell является безличностным познавательным “каркасом”. Однако, с точки зрения Хайдеггера, Gestell - нечто более фундаментальное, что то, что может быть выражено термином “безличностное воление”. И это - наиболее интересное и “интригующее” его утверждение. Gestell не только “полагает” и делает вызов миру, - такого рода идея уже содержат в себе элементы воли - он также ориентирует человека и призывает его самому бросить вызов миру, “творить” мир. “ [1, с.43]. Таким образом в слове ( не термине (!) как пишет К. Митчем)  “постав”  заложена скрытая основа, или говоря языком Аристотеля, энтелехия феномена техники*.
    Но достаточно ли
одного анализа этого слова, чтобы понять суть самой техники? Наверное, и это очевидно, что нет. Слово “постав” может получить свое истинное значение только в контексте философии техники М. Хайдеггера, в философия техники в контексте его учения о бытии. Именно такой подход является исчерпывающим истолкованием, т.е. соответствующим герменевтике {философии понимания}. Истолкование будет подлинным, соответствующим духу самого Хайдеггера только в том случае, если мы сохраним язык его философствования.
     С присущим Хайдеггеру [пафосом и] стилем философствования, он заявляет, что сущность техники есть нечто не-техническое и не-нейтральное по отношению к
существованию человека.
Если определять технику как средство и/или способ человеческой деятельности, то это
еще не будет сущностью техники, ибо это всего лишь инструментальное и/или антропологическое определение техники.[из сего следует, что Х. решительно настаивает на том, что человеческое-в-нас НЕ СВОДИМО ко "антропологическому измерению,
к фактору, при-сущему всякой наличности, а значит и
некой "константной" нашей природной составляющей, описываемой на языке естественно-научных дисциплин, психологии, химии и, разумеется, медицины -А.К.]

     Выявить сущность чего-либо, это значит раскрыть вещь в ее существе; только при таком раскрытии происходит событие истины. Хайдеггер отказывается от привычного употребления слова “истина” как нечто “верное”.
           Истина по Хайдеггеру - это несокрытое, непотаенное.
           Человек - это не просто некая обособленная личность,
           но и то, что вовлечено в процесс добывающего поставления,
          т.е. обладатель способности раскрывать потаенность сущего.
По Хайдеггеру такая способность человека дарована ему тем, что он изначально видит себя вошедшим в круг непотаенности, существование которой человек обнаруживает как свою способность. Иными словами “способность”, которую человек обнаруживает в себе, на деле ему дарована существованием непотаенности.
[А] Способов такого проявления множество, и одним из них является техника.

    Техника - это не просто человеческое дело, это дарованная человеку способность раскрывать непотаенность. Сутью этого нового способа является “поставление” истины. Отсюда Хайдеггер делает свой вывод: сущность техники есть “по-став” (Gestеll). Здесь Хайдеггер придает обычному немецкому слову Gestеll то, что - как он пиишет -может означать: ткацкий станок, мельничный жернов, - новое, совсем необычное значение. При этом он ссылается на Платона, который греческому слову “эйдос” что означает “вид”, т.е данность чувственному зрению, придал совершенно иное значение - “идея” т.е. то, что как раз не воспринимается чувственным взором.

    Постав - это способ раскрытия потаенности, который заставляет человека выводить действительное из его потаенности. По Хайдеггеру, между потаенностью и непотаенностью нет различия, ибо для него бытие иррационально; граница же между ними пролегает в способности их различать, которая дарована только человеку.

                Поэтому Хайдеггер, ссылаясь на греческих мыслителей
                говорит, что сущностное дольше всего остается потаенным,
             хотя и является самым ранним.  {Первоначало открывается последним.}

    Поскольку техника, это один из способов дарованных человеку, то существо современной техники ставит человека на определенный (технический) путь раскрытия потаенности. Поставить на тот или иной путь, т.е. послать в него, есть проявление судьбы. Следовательно, техника - это судьба Человека. Но судьба по Хайдеггеру - это не принуждение. Только следуя судьбе, человек впервые становится свободным потому, что следовать ей - значит слышать Зов бытия.

 

               Существо свободы связано не с волей, а с выходом из потаенности.
                К событию-истине ближе всего стоит свобода.
                Хайдеггер определяет свободу как “область судьбы,
                посылающей человека на тот или иной путь раскрытия Тайны”.

Таким образом, постав есть существо техники, который отвечает судьбе исторического бытия. На этом позитивная сторона философии техники временно как бы обрывается.
              [А]Встать на путь судьбы дело всегда рискованное.
               В этом Хайдеггер видит главную опасность,
                т.е. судьбу в образе постава.
    В этом случае человек становится просто некой “наличностью”, мнящей себя господином земли. А это по Хайдеггеру есть

                отход от сущности человека, ибо человек - это не господин сущего,
                а пастух бытия. Это первая опасность.

    Главная опасность заключается в том, что технический способ обнаружения истины, как некая тотальность, скрадывает тот путь раскрытия тайны, который дает присутствующему явиться в смысле произведения - пойесису.
    Та опасность, которая подступила к самому существу человека, опасней, чем возможные последствия действия современных машин и аппаратов. Ибо человек теряет иную способность раскрыть потаенное - нечто более изначальное. А в этой способности по Хайдеггеру как раз и заключено существо человека.

    В ходе своего развития, человек постепенно утрачивает эту способность,
    а постав - судьба человека - с потрясающей силой открыл
    [возвратил, за-ново пере-дал, "вручил"] человеку эту истину.

В этом Хайдеггер усматривает позитивное предназначение техники и приводит слова немецкого поэта Ф. Гельдерлина (1770 - 1843):
                Но где опасность, там вырастает
                И спасительное.

     В существе техники, считает Хайдеггер, таятся ростки спасительного.

       Итак, по Хайдеггеру существует два судьбоносных способа раскрытия потаенности - производственно-поставляющий, т.е. технический и путем создания произведения, т.е. поэтический. Тем не менее эти способы не смежные.
       Выход из потаенности есть судьба, которая захватывает человека, возвращая ему подлинность бытия. Такая подлинность есть поэтический экстаз, и именно он предшествует (исторически) поставу. Современная техника, постав роковым образом заслоняет собою поэзию жизни, и одновременно техника таит в себе ростки спасительного, ибо человек сбывается только в событии истины и постав есть такая его судьба.
       [Итак,]{Техника несет в себе опасность и таит ростки спасительного.}
      Существо техники оказалось двусмысленным. Но двусмысленность эта указывает на тайну истины, или, как говорит Хайдеггер, на констелляцию (положение звезд, стечение обстоятельств), звездный ход тайны. Двусмысленность постава состоит в безудержности поставляющего производства и сдержанности спасительного.
     Констелляция истины, ее двусмысленность есть тайна истины, всматриваясь в которую, мы обнаруживаем опасность и замечаем спасительное. Человеческих усилий не хватит предотвратить угрозу, но человек в силах домыслить, что в указанной двусмысленности спасительное есть высшее в том, что подверглось опасности.

       [Но]Если это так, то есть и некое более изначальное осуществление раскрытия потаенного. Им является “технэ”. Когда-то словом “технэ” обозначали не только технику, но и то раскрытие потаенного, которое выводит истину к сиянию явленности. “Технэ” означало произведение истины в красоту. В древней Греции сущность искусства была не в художественной форме, не в эстетическом наслаждении. Ее сущность заключалась в раскрытии потаенности и поэтому оно было “технэ” и принадлежало к “пойесису”. Последнее стало в конце концов именем собственным - поэзией, что означает раскрытие тайны созидательной речью.

              Поэзия и есть то, искомое высшее и изначальное.
            И  Хайдеггер вновь приводит строчку из Гельдерлина:
                “Поэтом живет человек на земле”.

     Существом поэзии пронизано всякое искусство и все способы выведения существенного в непотаенность красоты. Дано ли поэзии осуществить свою высшую возможность подле своей сестры - опасности - никто не в силах знать. Но мы наделены способностью мыслить, а значит и вопрошать о тайне, чтобы светить и быть в свете непотаенной красоты.

     Центральная идея философии Канта - запретить разуму человека, т.е. чистой философии (метафизике) выходить в сферу трансцендентного, которую Кант откровенно назвал сферой химер. Для того, чтобы метафизика оставалась наукой, т.е. достоверным знанием, разум должен знать свои границы. Дать границы разуму - предназначение трансцендентальной философии Канта или иначе говоря, его субъективного идеализма. Хайдеггер радикально пересмотрел классическую (Кантовскую) метафизику. Уже непосредственный предшественник Хайдеггера Гуссерль попытался показать, что “область химер” (трансценденция) все же имеет место в разуме (трансцендентальном субъекте). Для этого понадобилось “изъять” из философии понятия субъект и объект. И только затем Хайдеггер непосредственно показал, что наши знания распространяются и в сферу трансцендентного (сферу “химер”), с той лишь разницей, что в этом случае разуму человека противостоит иррациональность бытия. Поэтому в современной философии используют не научные понятия (характерные для рационализма), а экзистенциалы - фундаментальные параметры (иррационального) бытия.
 
       Gestell - это нечто, находящееся вне человека, и его место (по философии Хайдеггера) - Бытие.
Техника, пишет философ, это "судьба человека" [! человека-в-нас, тут Шолохова нашего вспоминате?..], которую как раз и посылает Gestell, ибо она (техника-судьба) также дарована [нашей с Вами "СУТИ" и, со-Ответ-ственно ], человек
[сам, Всегда "определённым образом" ] отвечает ЭТОМУ Зову
Gestell своим [,индивидуально-личностным,], ныне уже "преимущественно техническим" отношением к миру.
       Gestell - это [возможно теперь уже "навсегда", Есть наша]
"бытийная возможность" её, этой вот [быстро, перманентно устаревающей] техники,
в то время как [мiр "изобилия"] Техники - это [только внешняя, видимая и ощущаемя] реализация ("цивилипо-ворота" к)Gestell