Гельвер Богдан Михайлович

Геннадий Баум
Богдан Михайлович более десяти лет являлся лучшим управляющим отделения в Кустанайской области. Он мог стать директором совхоза, но талантливый управленец имел изъян в биографии. Вообщем это был простой душевный человек.
Материал собран в период 1977-1982г.г.
 
Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
 Расскажу Вам Как я сделал карьеру. Был я тогда молодым скотником, день пробегаешь, а в ночную смену уснешь, утром проснешься, коровы грязные, доярки ругаются. Мама пришла посмотрела на это безобразие и ударила по плечу. Я думаю от обиды ударила. Сколько я после этого падал, кости ломал-как на собаке заживало, а вот плечо это до сих пор болит, помнит. Так пришло ко мне понимание ответственности. Вечером я принял смену и спать не ложился, слышу шлеп котяшка, я ее счистил, соломки постелил и порядок. Утром меня все хвалили, с той поры я всегда старался работать хорошо, дошло до меня мамино понимание жизни. Детство мое послевоенное, досталось нам, некому было ума вставить, потому и жизнь у меня вышла не совсем...

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
В те годы в области не было более знаменитого управляющего отделением, газеты о нем писали взахлеб, судя по цифрам- почти удвоение вала за семь лет, да по всем показателям, что сильно впечатлило даже специалистов. На других отделениях этого же совхоза дела обстояли намного скромнее. Фигура вылезшая из ГАЗ-69 была коллоритной: здоровенный мужик в куртке нараспашку, брюки просто заправлены в сапоги, нос крупной картошкой, приятные голубые глаза и глубокие морщины на лице. Поздоровался словно охватил теплой волной всего тебя и я уже согретый сразу проникаюсь к нему огромной симпатией.
 Первый мой вопрос о практиканте Вахтель А.Г:
"Посмотрите на мое лицо Вам, как корреспонденту, должно быть понятно что в жизни я хлебнул через край. Сколько проживу не знаю, но нужно успеть передать опыт Александру пригодится. Я столько в жизни совершил ошибок и обидел нечаянно любимых мною людей, пусть у Александра все сложится хорошо".
 Сказано было искренне.

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
"Знаете сколько водки может выпить человек без вреда для здоровья. Для этого замеряем портновской лентой обхват на уровне груди, (принимаете Вы ее на грудь так же?) У Вас 1120 милиметров, теперь делим на четыре (две ноги плюс две руки, необходимые нам чтобы добраться до дома, сделать неожиданно возникшую работу.). Так получается 280 миллилитров или три стопки."

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
"Я себе долго задавал вопрос, а почему человек не может долго уснуть в первую ночь в больничной палате? Может быть дело в том, что обстановка казенная, запах лекарств, ощущение чистоты воздуха и гулкость звуков."

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
 "Попался мне на глаза учебник школьный "Букварь", полистал я его, почитал, не понравился он мне: язык казенный и картинки корявые. Учебник для детей должен быть написан детским языком и картинки должны быть яркие и понятные детишкам. В космос человека можем запустить, а выпустить для детей хороший букварь не можем? Где наши академики? Может быть моя идея не нова, но пора сесть умному учителю с детьми и написать новый "Букварь".
 Через десяток лет поднимут этот вопрос учителя и будут долбить этот вопрос из одного номера газеты в другой и все останется как было. А пока, напротив меня сидел человек и защищал чьё-то детство, которого у него не было.

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
 Проезжали мимо колка Богдан Михайлович остановил машину, прошелся немного по лесу и сказал: "Знаете, придет время листопада и на этих деревьях не останется листьев, потому что таков закон природы, совсем скоро из жизни уйдет мое поколение. Надо рассказывать детям, каким неимоверным трудом создавались совхозы на целине. Не дай бог, что бы кто-нибудь умалил наш труд."

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
 "5 марта 1953года, услышал от девочки, что умер Сталин, прибежав домой я радостно донес весть. Из дома я вышел взрослым человеком - душа ликовала, но на лице было нарисовано глубокое горе. Долго мне, веселому мальчугану, рисовали на лице это горе, сколько усилий потратили домашние! Так я получил первый урок двурушничества. Иногда мне приходится одевать эту, в детстве нарисованную, маску. Поверьте! Это сильно подрывает волю человека, парализует душу. Я думаю, человек, скрывающий правду, хранящий подлость властей в себе - долго не живет"

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
 "Перед майскими праздниками в совхозе устроили субботник, вдоль дороги сажали деревья. В мои годы эта работа уже тяжелая, но я был увлечен, было мне радостно. На следующий день тело болело, но душа пела. Мне думается,люди иногда должны бесплатно работать, чтобы чувствовать общность и вкус к труду. С удовольствием хожу на субботники."

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
 "Сколько раз приезжали ко-мне Вы, а теперь все больше я в гости к Вам. Не дай Бог нам разругаться, ведь я потеряю своего лучшего собеседника. Извините,что я напросился к Вам в друзья, это на самом деле соответствует тому месту, которое Вы занимаете в моей жизни. Есть вещи, которые я могу рассказать только Вам, высказаться и опустошенным уехать и вкалывать, чтобы забыться в работе. Вот бабы народ интересный, они всегда стремятся быть любимыми, а мы мужики любим то одну то другую, а вот стать мужу другом, тут у них ума не хватает".

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
 "Недавно к нам приезжал ответственный секретарь областной газеты с толпой сопровождающих. Я иду впереди и показываю гостям свое хозяйство,но им явно скучно. Все оживились когда пригласил "слегка перекусить". Ответственный секретарь поднял тост и заявил будто население Кустанайской области его хорошо знает и горячо любит, а уж он за народ прямо грудью на амбразуру..  В ответном тосте я сказал, раз любишь свою землю и народ, напиши о пыльных бурях в степи,о гибели казахских чернозёмов. Сразу замолчал, ничего он не напишет, потому робок. С той поры делегаций ко мне не засылают."

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
 Когда утром одеваю ботинки, я должен знать для чего это делаю. Весь рабочий день надо отработать с толком, потому что большое дело требует глаза, ума, опыта и воли.

Гельвер Б.М.-управляющий Первомайским отделением.
 "Жизнь человека должна оцениваться-цену должно давать общество. В каждом населенном пункте должна быть Книга Памяти. Например, умер человек собрались соседи, сослуживцы, родственники, добровольно пришли-это важно, и не жалея места в Книге записали все хорошее, что сделал человек. Возможно, где надо проголосовали и все обмозговали сообща. Должна эта Книга храниться в отдельной комнате и чтобы любой человек имел доступ к Книге. Люди стали бы добрее! А куда человеку деваться  перед Лицом Вечности? Знаете, тогда совсем другие люди сидели бы в президиумах и руководили страной. Вот умрет Богдан Михайлович и лет через десять никто его не вспомнит, могилки не поправит, а я ведь жил, любил, дерзал и работал!"
 Это все чем поделился Богдан Михайлович, он говорил открыто и был готов подписаться под каждым сказанным словом. Это маленькая заметка о человеке сложной судьбы, прожившим с когтем в сердце, простите его, если сможете.