Нагайбак

Хачхарджи Константин
               
 
                Кто не копал, тот никогда не узнает и не
                поймёт, что такое «вечная древность».

                «Этюды»  Константин.

  Если хотите нырнуть с головой в седые звуки истории,  понять и прочувствовать что такое славянская душа, то постарайтесь сосредоточиться, и спеть тихо, про себя, старинную песенку «Ой-да ты, калинушка», или «Что стоишь, качаясь,  тонкая рябина».  Наверняка  почувствуете, что вас  здесь уже нет, вы, как бы, улетели в края неведомые, ибо порой нам лишь кажется, что живём жизнью иной, а на самом деле мы есть живое продолжение прошлого. Ведь человек «рассейскаго происхождения»  (дальше я покажу, почему так сказал)  всегда жил и живет между прошлым и будущим, подгоняет время в бесконечных мечтах о грядущем счастье и тонет в сладостных воспоминаниях о прошедшем золотом веке.

  Зачем далеко ходить, вот неделю назад, а точнее в воскресенье 19 мая  2012,  будучи в Иерусалиме, я посетил Церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины. Семиглавая, миниатюрная на фоне горы красавица-церковь, с характерными московскими маковками и кокошниками, вписалась в окружающий ландшафт настолько, что стала его естественной составной частью. Что ни говори, - Святое место и с не менее значимой историей, потому что саму идею соорудить храм в память о матери, императрице Марии Александровне, подсказал её сыновьям (Великим Князьям Сергею и Павлу Александровичам) архимандрит Антонин, во время их пребывания в Иерусалиме в мае 1881 года. При раскопках была найдена древняя табличка, позволившая идентифицировать это место с домом Лазаря, а на месте будущей церкви в Гефсимании была обнаружена древняя дорога, которой со всей очевидностью пользовался Иисус, вступая в Иерусалим. И вот тут я заметил, с каким волшебством и вниманием осматривает эту древность мужик средних лет, кряжистый, черноголовый, смуглый со слегка раскосыми глазами, словно, остановились они  в развитии на полпути: ни туда, ни сюда, но всё  равно, чувствую, - свой в доску! Когда мимо меня пронёсся он по второму кругу, я едва успел схватить его за полу.
 
-Stop! Ты, я  вижу, свояк-земляк, неужто что-то потерял, аль ищем что, бегая  тут по святой дорожке?
 
-Нет времени на «веселья час».

-У меня, вот, бутылка запаслась, а с закуской здесь, если ты заметил, проблем нет.

-Другой вопрос, тогда ударим троекратно, по-христиански!

  Русский по духу на сборы недолог, раз-два и скатерть самобранка к услугам. А там, гляди, пошли воспоминания, откровения и жизнь  шальная.
 
-Небось русский, из каких-таких краёв, звать-то как?

-Наполовину вашим-нашим, звать меня Степан Раздай из Парижа.

-С какого Парижу, наполовину француз, что ли?
 
-Если интересно тебе-расскажу, идёт?

-Идёт, по-другому – никак!
 
-Тогда слушай.  Родом я из потомственных казаков. По приказу  Императора Николая I, 23 февраля 1842 года  казаки-кряшены (нагайбаки), числом 1250 семей, из  Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами, перевалив через  Уральский хребет, очутились  на новолинейных землях, что ноне на юге  Челябинской области.  Каждая переселенная семья получила для постройки дома от 50 до 75 стволов строевого леса. На каждую мужскую душу нарезалось до 30 десятин земли. Дальше, по  ходатайству генерал-губернатора Оренбургского края П. Сухтелена царским правительством новолинейным постам, крепостям и станицам были присвоены названия, связанные с победами российской армии во Франции и Германии: Париж, Кассель, Фер-Шампенуаз и др. А Парижем назвали казачье поселение - пост № 4 - только год спустя, после расквартирования на берегу реки Кызыл-Чилик, в честь победы казаков-нагайбаков атамана Платова, завершивших  Отечественную войну с Наполеоном в 1814 году во французской столице.  Последующие войны, революции, коллективизация,  и прочие дела «от воспалённого ума», сам знаешь, не могли не сказаться на судьбе  наших, скажем так, «парижан». Но, к счастью, этнический колер мой Париж сохранил. Сегодня  большинство жителей села— нагайбаки, или кряшены-нагайбаки.  Нагайбаки - уникальная народность именно Челябинской области. Они - одна из всего лишь двух тюркских народностей России, исповедующих христианство. Нагайбакские казаки – редкая этнографическая группа крещеных татар. До Всесоюзной переписи населения (1926 год) нагайбаки официально считались малым народом, имеющим свой язык, родственный с татарским. Однако впоследствии нагайбаков просто записали в татары, и возвратить статус самостоятельной нации им удалось только в наши дни. Моя мама, как раз  из этих нагайбаков, а отец – русский.

-О, да ты Степан с этническими «прослойками», как и я. И что в итоге?

-На данное время в нашем  Париже  около 800 домов, 11 улиц. Протяженность самой длинной улицы составляет 3 км. Большинство домов – частные, одноэтажные, в центре - несколько двухэтажек времён хрущёвского периода. Местное население – нагайбаки – с детства говорит на двух языках, родном нагайбакском и русском. При Советах население поселка насчитывало до 4 тысяч человек, а теперь всего 2 тысячи. Если раньше за год в Париже играли до 50 свадеб, то теперь этот показатель едва дотягивает до полутора десятков. Молодежь старается уехать из родного села, но все-таки юные парижане рождаются (по 25-30 малышей в год), чтобы в будущем прославить свою Родину не меньше французского тезки.

-И всё-таки, как зародилась мысль связать себя с археологией, потому что, как я понимаю, без  достаточной доли фанатизма, авантюризма и любви к истории люди в археологию  не идут?

-Ты, я думаю, мог бы уже и сам догадаться. Куда мне было деваться, если под ногами дышала сама древность? Вот так с детства, не сворачивая, прямо по этой стёжке-дорожке. Отец, царство ему небесное, был категорически против.  «Тебе, -говорил он мне, - надо было дать фамилию не Раздай, а Раздолбай!». Но я настоял на своём, хотя, скажу тебе, редко  можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека выдержки. Благо, тщеславие нам ни к чему. Мы ведь живём  среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой еще тайной, но наша устремлённость подогревается уверенностью, что не  сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса заговорит о нас. Короче,  тяга к древним временам, странам, цивилизациям, интерес к давно ушедшим и таинственным временам - вот что заставляет нас  с лопатой  уходить во  тьму веков.  Никто не может представить радость археолога, если, случаем, найдётся, хотя бы несколько черепков посуды, которые сохранились  со времен средневековья, или в глубинах тысячелетней давности.  Словом, жажда прикоснуться к истории никогда нас не покинет.
 
-Да, знамо, пишут, на юге Челябинска вы, что-то там откопали.

-Истинно так. В июне 1987 года именно на том месте в ходе археологических раскопок, в которых я принимал личное участие, был открыт древний город под названием Аркаим. Через время, в зоне раскопок началось строительство Больше-Караганского водохранилища, и всё осталось бы под водой, но чудом удалось отстоять своё детище. Мы, практически, докопались до каждого дома. Правда, они не так здорово сохранились, как египетские пирамиды, ибо строили из дерева, однако многое уцелело, благодаря вечной мерзлоте.
 
-Предположительно, каков же будет возраст этому Аркаиму?
 
-Примерно  две тысячи пятьсот лет до нашей эры!  Надо полагать, что  город-крепость возвели ещё до строительства египетских пирамид! И что со всех сторон интересно, в каждом доме мы находили  печь по отливке бронзы!
 
-Выходит, славяне до бронзы дошли раньше греков?

-На 500 лет, где-то около этого. Естественно, сегодня Аркаим не вписывается  в ту историю о славянах, которую нам преподавали.  Мужи от науки каждый раз вдалбливали нам, что-де праславяне – это язычники и варвары.
 
-Интересно, а что значит само слово -  Аркаим?
 
-Я скажу тебе своё мнение. Арка, само собой, - это свод небесный, где  сам Бог ночует,  «им» на славянском  – это иметь, то есть: «иметь Бога», «ходить под Богом», «строить во  славу Бога». Кстати, покровительницей города была славянская богиня Славунья, дочь Мана, внучка бога молитв Бармы, правнучка  Единого Бога Славян – Рода.
 
-Здорово-то как, спасибо, хорошо сказал. Тут на «исходе дна»…

-Как ты сказал, - «на исходе дна»?

-Да, осталось граммов по 50, и у меня созрел тост:

                За нас, за будущее  матушки-России!
 
                Bonne chance, парижанин ты мой!

        И, обменявшись  электронными адресами, ударили по рукам: Abgemaht!

И к ассоциациям
 
  Те книги по истории, которые нынче ходят по рукам, на мой взгляд, совершенно не отвечают историческим реалиям, тому, как на самом деле жили славяне в седые времена,  потому что написаны они были частью торговцами, преимущественно восточными, частью  немцами,  которых для этой цели в своё время пригласил Пётр l. Со страниц таких, с позволенья сказать, учебников славяне смотрятся, как «ненужное семья», как пугало. Есть, правда, некоторые ценные заметки  в монашеских летописях, но они крайне скудны из-за сжатых рамок информационного поля. Воленс-неволенс, придётся теперь, опираясь на последние открытия ученых-лингвистов и  археологов, заново осмыслить и переписать историю, дабы представить современному читателю истинный облик древнего славянина.

                Бог им в помощь!