ГРАФОМАН – ПРОФЕССОНАЛ, А НЕ ЛЮБИТЕЛЬ?
Сколько раз в наш с вами адрес летели камни по обвинению в графоманстве, и мы спокойно( или неспокойно) как получится – это сносили. И были уверены, что все так и есть, по-другому и быть не может.
Дошло уже до того, что господа редакторы и издатели весь наш любимый сайт называют графоманским, а у них там все в шоколаде.
Чувствовала сразу, что что-то не так, но никак понять не могла, что именно, пока не прочитала небольшую, но замечательную статью «Писательство и графомания»
http://proza.ru/2012/05/04/1672 - куда и Вас отправляю.
А ведь на самом деле, лучшая защита – это атака, кто бы в том сомневался.
Мы тут( особенно изданные один и не один раз), как попугаи повторяем, что мол, если я издан, если мне за это тем более гонорар хоть в один рубль заплатили, то я к графоманам не имею никакого отшношения.
А не это ли одно из самых главных наших заблуждения –при том, что одни обманывают ( вольно или невольно), а другие обманываться рады.
Любитель, тот , кто делает первые шаги, и работать может много и плодотворно( если время позволяет, если он усидчив и старателен, уже и графоман? Недаром у нас так не любят отличников, вероятно, они тоже какие-то -маны...
Значит, если я выдав один шедевр за десять лет – то гений, а если пишу постоянно, ищу, учусь, могу себе позволить полдня провести у компьютера без ущерба для остальной жизни, то дядя или тетя изданные на мне ставят жирный крест - плодовитый графоман. Но не это ли отношение троечников, так любимых всеми к отличникам?
А не потому ли вопят, что заметили во мне что-то и бояться конкуренции?
Резонный ответ, мол, чего мне тебя бояться , меня вон издают, и не за свой счет, а ты тут паришься.
Но это внешне, а внутренне, так ли все просто, как могло бы показаться дяде, именующему себя профессионалом, которого издают по разным причинам:
-Он зам. министра культуры –попробуйте не издайте.
- Его возлюбленная тем самым издательством руководит,
- Ему на самом деле повезло, и его заметили и раскрутили, а теперь он стал брендом и его будут покупать.
- Он известный, а лучше скандально –известный человек, и его будут покупать.
- Он написал нечто такое, что черт ногу сломит, но это ново и неожиданно, его можно раскрутить.
- У нее папа или любовник олигарх, и просто нельзя отмахнуться, тебе же хуже будет.
Можете прибавить еще не одну причину. почему этого автора нужно издать, издали и даже продали, потому что на голубом экране он ведет самую рейтинговую передачу, и его все равно купят – медийное лицо.
А если оно уже подготовило несколько рукописей, так и замечательно, их можно в целой серии издать.
А теперь представьте себе, что литературного таланта было на самом донышке, только чуть- чуть, и он весь уже ушел на ту самую пару-тройку рукописей, а ты уже вошел во вкус, а перевели на иностранный язык, а издатели по старой дружбе просят еще рукопись.
И садится, и писать в свободное от работы время, чем быстрее и больше – тем лучше?
Скажете это мой бред? Тогда взгляните на четвертые , пятые книги писателей, которые на слуху, изданные книги, это ли не графомания, при том, что от прежнего интересного автора остаются рожки, ножки и имя на обложке.
Вот где мания ни с какой другой не сравнимая.
Это любовь к женщине( мужчине) проходит быстро, тает без следа, а любовь к писательству, да еще если все более менее прилично недавно складывалось, неистребима, а если еще пообещали издать за старые заслуги.
И ведь ты мог, тебя покупали, тебя ругали, но издавали, и даже какой-то премией наградили. Поверить в то, что кончилось, при том, что мы все верим, что дальше будет только лучше – невозможно.
Трудно не согласиться с Андреем Деминым в том, что главные, заслуженные графоманы – это все-таки так называемые профессионалы.
Но не так ли случается и в любой другой профессии, если люди занимаются ею без призвания, если просто вынуждены заниматься, в сил и возможностей все меньше?
Мы привыкли верить в то, что учитель или врач на 25 году работы становится Мастером – а не может ли он остаться плохим врачом или учителем? Стаж порой мало что изменяет в оценке профессионализма, хотя деньги он получает неизменно за свой труд.
И тем более писатель на 25 книге, принимается как аксиома, что он стал просто Мастером, а если она значительно хуже чем 2-3, об этом как-то упорно стараются молчать, тем более, сегодня, когда критика мягко скажем дышит на ладан, а любую статью про себя любимого можно заказать в рекламном агентстве, и пиар кампании раскрутят что угодно, и будут гордиться тем, что и это оказалось им по зубам.
И вам расскажут как они сделают из вас гения эпохи, ну конечно, за очень приличное вознаграждение, дело-то не такое простое, как кажется.
Мне по наследству достались две серии книг двух недавно очень знаменитых авторов, сегодня вряд ли фамилии вам что-то скажут, но называть на буду.
В одной из них 18 книг в другой 15- сосед уезжал и принес, чтобы на помойку не выбрасывать, у нас с ним одинаковое больное место –книги на помойке, и все больше и больше, особенно если старушки и старички умирают и освобождают квартиры.
Так вот просмотрела все эти 33 тома, хорошо изданных в конце прошлого века, когда мы переживали бум… Если это не настоящая графомания, тогда как это назвать?
А таких авторов называть можно дюжину из того, что все время продолжает издаваться и пополняет полки книжных магазинов…
Хотя и А. Кабаков обмолвился о том, что и там и здесь ( на сайте) талантливых писателей 10% , а остальные?
Вероятно и он согласен со мной в том, что графоманов среди издающихся тоже 90%
Тогда резонный вопрос – откуда такая спесь у редакторов и тех, кого издают?
Им только кажется, что они заказывают музыку, а на самом деле не они ли остаются и матерыми графоманами и литературными рабами, даже если книги подписаны их собственными именами?
Напрашивается сравнение с разделением на тех, кто вышел замуж и тех, кто не вышел, первые – счастливые и удачливые, а вторые – несчастные и одинокие.
И сколько бы жизнь не опровергала подобного утверждения, оно все равно остается каленным железом выжженное на наших судьбах.
Так же нас ( и себя в первую очередь ) пытаются обмануть издающиеся авторы – они профессионалы, а мы графоманы.
Кто-то сидит сразу на двух стульях – в зависимости от везения, то там, то тут.
А не пора ли нам выработать иные критерии в подходе к больной теме?
Человек, который не уверен в себе , а потом не идет в издательство – уже графоман, а бездарность, пробившаяся сама – уже профессионал и графоманом быть не может?
Тот, кому удобнее и интереснее работать в интернете – графоман, а тот, кто его не освоил и упорно по старинке работает, им быть не может?
Тот кто все время учится, считает, что ему еще рано выходить на уровень бумажной литературы – графоман, а тот , кто только туда любыми путями лезет, и залез –графоманом считаться не может?
Тот кто свято верит только в печатное на бумаге слово и отвергает интернет, -профессионал, а тот кто понимает, что будущее за сетью, а не за издательствами – графоман?
Мы сами выработали подобные законы, но могут ли быть законы совершенными, неизменными и действовать во всех случаях одинаково верно?
Лично я убеждена в том, что графоманы есть везде, и к оценкам и опубликованных и неопубликованных вещей пагубное дело подходить предвзято.
Тогда и не возникнет обид на то, что избранных, прошедших отбор не читают, а читают любителей, тех, кто начинает, кто себя писателями не считает но работает много,интресно и разнообразно, потому что еще не стал литературным рабом и ему нечего терять.
То, что мы с вами считаем или не считаем, говоря о себе и товарищах по перу, как выясняется, еще не истина в последней инстанции, а чаще всего просто одно из заблуждений.
Вспомните на скольких знаменитых актерах ставили крест еще при поступлении в театральный вуз, а что потом оказалось?
И прежде чем бросаться определением "графоман" надо семь раз подумать, потому что если оно прилетит назад к заслуженному и изданному, да приживется у него, тогда уже не до критики и не спеси будет, а вдруг уже ничего изменить нельзя?
Кто тут графоман, а кто гений, это вопрос интересный и не такой простой как некоторым кажется.