Вячеслав Шалевич

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

Ему страшно идут офицерские погоны. Он столько их переиграл, офицеров. Царских (Швабрин в «Капитанской дочке», первая роль в кино) и красных, опять же, зачастую, бывших царских («Красная площадь», «Это было в Коканде», «Кодовое название «Южный гром»»). Справен, подтянут, красив. Выправка, аккуратность, благородство. Да и голос вполне командирский.
Столь же хороши его советские спортсмены: «Серебряный тренер» и, само собой, «Хоккеисты». Органичен в «Иркутской истории» и, вообще, в образах целеустремленных современников.
 
Ярко выраженный интеллектуальный актер: с таким лицом трудненько изображать придурков. Разве что подурачиться, поШАЛить чуток («3 тополя на Плющихе»).
 
Начиная с того же Швабрина, вдосталь переиграл и негодяев. Не простых:  гладких, изящных, тщательно заретушированных: как «милый» эсер-террорист Блюмкин («6 июля»), как чертовски умный враг Аллен Даллес («17 мгновений весны») или рафинированный карьерист (и убийца) профессор Панафидин («Лекарство против страха»). И это радует, что замкнут не только на линейном тираже легкого и благодарного (по партийной же линии) позитива, что сложный и противоречивый вектор зла - всегда в фокусе весьма своеобразных творческих преломлений.

Вячеслав Анатольевич Шалевич - один из последних становых якорей, соединяющих современный кинематограф с Большим искусством утопленной Империи. Поэтому он никогда не сольется с мелкобесьем и ноле-рольем, ни за что не поддастся на «благодарные» посулы «благородно подсветить» пошлятину и чушь. Авторитет свой на распыл такие люди ни за что не пустят.

Видимо, от этого стального стержня – и всегда восхищающий, абсолютно неразменный патриотический заряд Мастера. «А разве после таких ролей можно иначе?»… Как еще можно! Сколько их, старших его коллег или седобакенных ровесников, что мелко и жидко разговелись на сиюминутной конъюнктурке!..

Цельный человек. Художник с Кредо. Монолит на Сцене. Именно такие нужны всегда. Особенно, на сломе эпох и строев. Не как «свадебные генералы», - как межпоколенческие Маяки. На таких, как Шалевич держится то, без чего Театру не быть – Традиция!

Здоровья, здоровья, здоровья!!! А насчет ролей... Пусть немного, но чтобы достойные… Шалевича!

Родился 27 мая 1934
Народный артист РСФСР (1979).
Лауреат Государственной премии РФ (1995, за театральную работу).

27 мая 2010 г.