Проныра и зубрилка

Екатерина Шульга
Отрывок из повести "Трудный возраст"
***
- Светлана Ивановна, А я могу стать отличницей?
Доверчивый взгляд ученицы, Светлану смутил. Надо же! Ни много, ни мало, захотела стать отличницей. Это, значит, лучшей ученицей школы. В их школе и  ударников то было мало. Их знали по именам. В основном это были детишки первых трех классов. В старших классах, хорошистов можно было пересчитать по пальцам. И вот, решение ее наставницы. С учетом того, как ей дается обучение, решение похвальное, но… очень сомнительное. Однако Суворов еще говорил: плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Вот и эта девчушка. Чего уж мелочиться, если уж учиться, то на пять. Мо-ло-дец! Легонько улыбнувшись своим мыслям, Светлана, уверенно кивнула головой.

- Можешь! – и тут же поправилась. – У каждого человека заложено стремление к лидерству, и мне нравится, что ты не только этого хочешь, но и озвучила желание вслух. Значит, есть наметки на то, как преодолеть  разрыв между тем, что есть к тому, чего хочешь достигнуть. Я всегда жалею ребятишек, которые не могут использовать свой потенциал полностью. Вот Леше Мелехову, мешает лень. Она сильнее его. Наша Машенька слаба здоровьем. Олежек Капустин – невнимателен. Ты – много пропустила. А значит, те темы, которые твои одноклассники давно прошли и уже освоили, тебе приходится осваивать самостоятельно. А это довольно сложно. 
Юлька это понимала.

- Я попробую.
- Отлично. Я готова помочь. – Светлана, заглянув в глаза Юли и спросила. – Что тебе для этого нужно?
Девочка, загибая пальцы, перечислила.
- Тетради в линейку, тетради в клеточку. – Она подняла голову, посмотрела на нее и смущенно улыбнулась. - Учебники и ручки.
Светлана Ивановна одобрила.
- Ладно! Тетради получишь. Правда в клеточку нет, но, ради такого дела, сойдут и в линейку. Учителю их не смотреть. На ручки тоже не рассчитывай, а вот карандаши – достану.
Заметив на личике девочки блеклую улыбку, поспешила успокоить ученицу.

 - Точилка у меня есть, так что с этой стороны, у тебя проблем не будет.
Юля на это очень рассчитывала. Ей будет мешать заниматься даже та обстановка, что царит в лагере. Ребята будут бегать, играть, а отсутствие обыкновенной ручки, для неё, будет только поводом, чтобы не сидеть над учебником. Она не хуже Светланы понимала, что значит, учить уроки, когда все свободны.

 Для себя она решила раз и навсегда – заниматься только в кабинете русского языка. Пока они ещё здесь, она будет ходить туда. Во-первых, он на третьем этаже. На этом этаже нет ни одного кабинета, в который мог бы прийти по собственной воле хоть один ученик школы. Это, два. И, в-третьих, чем выше, тем меньше соблазнов будет долетать до неё, в виде звонких призывов со стороны подруг. Глядя на сосредоточенное лицо девочки, Светлана Ивановна улыбнулась.
- Я принесу тебе это к вечеру. Ты ведь не торопишься?
Юля замотала головой.   

- Тогда иди. Пока есть возможность, отдыхай.
Вполне довольная результатами переговоров, Юлька отправилась в сторону спален. Светлана, же проводив девочку, отметила про себя, что Юля подросла и немного поправилась. Она шла по коридору пружинящим шагом и в такт ее шагам, шатром взлетали кудряшки на голове. Надо же, как быстро летит время. Давно ли она встречала ее с коротеньким ершиком на голове. Да, Зима пролетела. Весна тоже уступает место лету. Скоро дети разъедутся по домам, а «воскресники» в лагерь. Там лес, там прогулки, игры, соревнования, споры. Серьёзная проверка и испытание на прочность характера.

Лишних тетрадок в школе не было, и Светлана решила, что принесет для Юльки те, что купила для себя. Учебный год не скоро. Она купит себе другие, а вот девочке, они необходимы уже сейчас. Не надо отбивать похвального желания таким тривиальным образом. Она улыбнулась, представив себе Юльку за учебниками. С той обстановкой, что царила в корпусах в, преддверии поездки, в загородные лагеря, в это не верилось. Но, но… чем чёрт не шутит. Вдруг, она  и вправду, однажды откроет учебник и, что-нибудь, прочтет. Даже этот один раз будет значить много.

 А потом она отправится в лагере. Вдали от школы, ребята «воскресники» все поголовно радовались тому, что там они оказывались в обстановке относительной свободы. Нет уроков, оглушительных звонков и строгих учителей. А то, обстоятельство, что расписание, как таковое, всё-таки имеется, для них значит только одно - это подсказка, позволяющая не опоздать на завтрак, обед и ужин. Юлька, как и все дети, обзавелась друзьями. И у неё их много. Это и ребята одноклассник и «воскресники», в коллектив, которых она с братом, недавно влилась. Да! Ей будет нелегко удержаться от соблазнов.

***
- Юляяя!
Девочка повернулась в сторону окна и тут же вернулась к тому, чем занималась – к решению задачи. Под окнами кабинета собралась целая ватага ребят и все кричали, отвлекая её от работы.
- Юль! Юляя!
Ей очень хотелось пойти туда, к ним, на улицу. К мячу и догонялкам. Так хотелось все бросить, но, она дала себе слово, что решит не менее девяти примеров. Она одолела уже восемь, а вот тот, что она открыла третьим, ни как не желал решаться. Вот уже раз пять, она, скосив глаза в учебник, боролась с искушением плюнуть на вредную задачку и решить другой номер. Сделать это мешало самолюбие. Она же не маленькая и пообещала не девочкам, не учителю, ни кому-то там, чужому, а сама себе. Как же она теперь, может обманывать. Нет. Она совсем не хотела делать этого, потому что это было бы совсем уже глупо – врать самой себе.
 
Дверь приоткрылась, и Юлька увидела черную головку Любы.
- Ты идешь на улицу?
Юлька замотала головой. Люба, даже не удивившись, глянула на нее хитро и открыла дверь. Она подошла к парте и заглянула в учебник, а потом на тетрадь. Что-то, ей не понравилось, потому что она сморщила носик, но ничего не сказала. Юлька надулась. Любка смотрела на её каракули. Объяснять ещё и ей: от чего, зачем и почему, желания не было. Но Любка  вздохнула и поплелась к двери. Видимо зная, что Юлька ждет, когда она уйдет, подруженька оглянулась. Заметив завистливый взгляд Юли, улыбнулась.

- Знаешь, мне, может, показалось, но условие задачи, записанное в тетради не такое, как в учебнике. – Она встретила взгляд подружки и спросила. - Ты специально усложняешь задание?
Юлька покраснела. Она ничего не усложняла. Решить бы то, что в книге написано. Украдкой взглянув на Любу, она кивнула головой и сверила свою запись с той, что была в книге. Точно. Вот чучело! Она покраснела ещё гуще, подняла голову и посмотрела на Любу с завистью. Сразу видно, что человек хорошо рисует. Она только разок взглянула на тетрадь, а потом в книгу и сразу заметила, где у нее ошибка. Да ..., ей бы так. Юля перечитала условие задачи и улыбнулась. Задачка самая, что ни на есть, простая. Она захлопнула книгу и засмеялась. Здорово! Здорово! Она может быть свободной. Ура! Ура! Ура! Всё! Осталось прибраться, и она может гулять. Счастливая от сознания того, что она избавилась от тяжеленной обузы, Юлька заорала.

- Ну, вот, где ты до обеда болталась? Где?  Нет, чтобы сразу прибежать! – Люба, жмурясь от удовольствия, лыбилась в дверях. Юлька, ожидая поддержки, пожаловалась. -  А я-то мучилась!
Подруга пожала плечами и сказала с усмешкой.
- А кто меня вчера гнал отсюда? Ты же сама плевалась, лягалась и категорически заявляла – не приходи. Я и не приходила, а сейчас … . Это я так, на разведку пришла, а то ты за учебниками совсем зачахла. Жалко же пчелку, вот я и явилась, спасать тебя. Спасибо скажи.
Юлька захлопнула учебник и охотно согласилась.

- Что ты хочешь? Полдник? Пряники?
Любка не спеша повернулась к Юльке. Её личико неожиданно изменилось. Ротик превратился в сморщенную точку, а туловище согнулось. Черные глазищи, свернулись в мелкие бусины. Превратившись в старушку, Любка погрозила ей пальчиком и прошипела.
- И, что это значит, девонька? Ты меня подкупаешь? – Она топнула ножкой и прошипела. - Так примитивно? Ах ты, маленькая чертовка!
Скрюченная фигура, руки в боки, трясущаяся походка и хриплый, но более звонкий, чем у старухи голосок Юльку насмешили. А Любка пролопотала.
 - Нет, дорогуша, пряники сама лопай. Полдник. Ооо! Это хорошее предложение, но я ем немного другое. Вот если бы ты мне предложила три кэгэ яблочек или апельсин. Я б за тебя все задачки решила.
 
Юлька хохотнула.
- Э, так не годится. Мы и сами с усами, это мы и сами съедим. Яблоки, апельсины! На что намекаешь? Новый год не скоро.
Люба погрозила ей пальчиком.
- Новый год, вспомнила. На что он сдался! На днях в лагерь едем. – Любка резко выпрямилась, высоко подпрыгнула и, вытянувшись струной, заголосила. – Юлька! Мы в лагерь едем! Если бы ты знала, как там здорово! И яблоки на полдник дают. А в мертвый час будем плавать в бассейне.

Лицо Юльки расцвело. То, как Люба рассказывала о лагере, вызывало в ней нескончаемую бурю эмоций. Как она туда хотела попасть, но только не сейчас. Ей не хватало времени. Еще чуть-чуть и она сумела бы  исправить все свои неуды по арифметике. Ну, почему, почему эти минутки бегут так быстро. Она приподняла учебник, поглядела на тот, что лежал рядом и попросила.
- Помоги, ааа!
Любка приподняла бровки и возмутилась.

- Нет, ну надо же! Я её от книг спасаю, а она вместо того, чтобы плюнуть на это грязное дело, книги за собой тащит. – Она энергично замотала головой. – Нет! Мне этого не надо. Тебе тоже.
Юлька возмутилась.
-Надо, Люба, мне надо.
- Ага, как мертвому припарка. Чего тебе надо. Брось эти книженки и забудь.
Юлька вытащила сеточку и, запихивая книги в неё, возмутилась.
- Это ты вот так меня поддерживаешь, да? У меня пара по математике, а ты – брось и забудь. Как забыть? На второй год меня оставить хочешь?
Обернувшись к Юле в пол оборота, Люба насмешливо протянула

- Нее! Тебя не оставят.
Юля удивилась.
- Ты откуда знаешь.
- Знаю. Таких проныр и зубрилок ещё ни разу на второй год не оставляли. Они, всё равно, потом всех догоняют и обгоняют.
Юлька  топнула ножкой.

- Ты мне поможешь или я это одна потащу?
Любка выскочила из кабинета и, уже издалека, до Юльки долетели слова.
- Одна! Это тебе придется тащить самой.
Чертыхаясь и злясь, что подружка у неё самая зловредная, Юлька потащила тяжеленную сумку с учебниками в спальный корпус. Она знала только одно. Пусть она смеется, пусть над нею все смеются, она будет заниматься. И завтра, и послезавтра, и там, в лагере, она тоже не отступит. 

***
Фото из интернета,  с благодарностью авторам.
:)))