Темные подворотни. Глава 1

Александр Эдерхарт
Темные подворотни
(повесть)

«Не попадайте в неприятности!..»
Х/ф «Робот-полицейский»


Предыстория повести - в рассказе "Правда с бергамотом": http://www.proza.ru/2012/02/04/110

Глава 1.

Многое изменилось за прошедшие полгода. Александр даже сам порой удивлялся. С трудом верилось, что жизнь может так круто изменить свое течение за столь короткий промежуток. Изменить – причем в лучшую. Куда лучшую…

Последние полгода учебы в университете промчались так же стремительно, как раньше пролетали долгие летние каникулы. Еще свежи были воспоминания волнительной выпускной сессии, бессонные экзаменационные ночи, легкое чувство пустоты и рассеянности после каждого успеха… А успехи были. Прежде Александр, хоть и был прилежным студентом, но особой старательностью не блистал, часто доверяясь стечению обстоятельств, самотеку. Друзья и знакомые по вузу обычно упрекали его, бросали вслед обидные словечки, вроде «халявщик», но тот лишь посмеивался в ответ:
- Плох тот студент, кто только и делал, что учился! Жить-то когда, а?..
Но вместо этого он не жил. Вернее – жил не настоящим… Одно и то же, день за днем – и осень, и зима, особенно последние – вокруг него была тоска, бесцельность, праздность. Чего-то не хватало… «Этот человек сам не понимает, чего он хочет… Черт, это прямо про меня!» - вспоминая слова из одной киноленты, думал он. Постоянно. Стыдно было признавать подобное – но так уж было…
Хотя здесь не было ничего удивительного – зима в том году была на редкость холодной, серый мегаполис, где он жил, казался постылым и надоевшим, как никогда, вечно пасмурное небо нависало над каждым из обывателей города низким потолком, от чего настроение было ужасным, сводили с ума гробницы стен… В такой атмосфере искать покой было бессмысленным, но дела не отпускали. В начале января Александр, наконец, сумел найти себе работу по душе со вполне приличным заработком. Но это было слабым утешением от скуки.
- Если бы не тот день… - вспоминал он сейчас со спокойной улыбкой. – Что бы было? Да какая разница… Так должно было быть…

Кого-то спасала весна, кого-то – лето… Но мало кого может спасти зима. Но в случае с нашим героем – все было именно так. Зима, круто изменившая его жизнь, изменила что-то во всем мире – так ему казалось. Даже этот опостылевший и надоевший город стал выглядеть иначе, преобразился, словно улыбался ему каждый день… И невидимый механизм закрутил колесо жизни стремительнее. Удача шла за ним по пятам, улыбка на лице сияла каждый день, успехи сопутствовали Александру и на учебе, и на работе. Ему бы стоило благодарить судьбу за все, благодарить эту зиму за щедрость… но судьбе ли он был обязан?
 - Не-е-е-т…  Что с нами творит одиночество!.. – так бы он на это ответил, о обязательно бы вспомнилось серое и однообразное прошлое, тянувшееся пять долгих лет. Пять лет он плыл по течению жизни как корабль без маяка. Пять лет без цели, без эмоций… Таким глупым он себе казался сейчас. Но не на кого было обижаться – лишь на себя. Никто не был виноват в том, что столько времени – почти целая жизнь, лучшие годы, кто знает? – не оставили никакого следа ни в сердце, ни в душе, ни в памяти. Только он сам…
Теперь все хотелось исправить. Не повернуть назад – само собой, это было невозможно и бессмысленно. Но начать новую жизнь, о которой потом не захотелось бы жалеть и вспоминать с обидой на самого себя. Слишком много времени Александр потратил впустую. Но все оправдывало то, что горький опыт его многому научил.
- Теперь все будет по-другому. Все будет иначе… - и эти слова стали настоящим девизом, с каждым днем все более уверенно воплощаясь в делах и новых планах. Пришло время все начинать вновь. Начинать новую жизнь… И она была рядом – повторяя за ним каждый шаг…

Златана и Александр не прекратили своих встреч после того январского дня. Для девушки этот момент, быть может, казался даже еще важнее, чем для него… Даже по истечении полугода она с теплом вспоминала ту случайную встречу в кофейне. «Подарок судьбы!.. Нет, скорее, за все награда! Да!..» - радовалась Златана каждый день, проведенный вместе с Александром… Преображался он, превращаясь из молчаливого, угрюмого, безразличного ко всему студента в обаятельного и активного делового молодого человека – преображалась с ним и она… Удивительно, но ей и самой казалось странным, что одна встреча может так изменить жизнь. Надеялась, что когда-нибудь это произойдет – и все равно удивлялась… Наверное, просто потому, что так радость была еще сильнее. Радость от каждой новой встречи, каждого нового дня… И Златана улыбалась все чаще – не только потому, что зима, которой она была так же благодарна, медленно отступала, не только потому, что они с Александром проводили вместе почти все время… Девушка удивительно похорошела за это время – хотя она и прежде была очень симпатичной. Но теперь Златана стала гораздо больше внимания уделять своей внешности – и если раньше она достаточно небрежно и легкомысленно относилась к своему внешнему виду (в конце концов, она постоянно куда-то торопилась, времени не хватало – такой уж была ее неугомонная натура!) – то сейчас девушка гораздо аккуратнее накладывала макияж, аккуратнее одевалась… меньше торопилась. Ей все время хотелось порадовать Александра. И он радовался… каждый раз. Даже не потому, что Златана день ото дня преображается и, пожалуй, взрослеет… Не поэтому. Радовался просто потому, что она была.
К весне этого года им обоим казалось, что давние мечты о счастливой жизни, наконец, близки к осуществлению как никогда. У Александра прекрасно шли дела на работе (он работал корреспондентом в успешном издании), близилась к завершению его учеба, прекрасно училась и Златана… И он, и она твердо верили, что успехами обязаны в первую очередь друг другу, как ангелы-хранители. Быть может, в этом была доля правды… Лишь одно не давало покоя Златане – Саша все время переживал и несколько робел, когда она становилась все ближе. Почему-то от мыслей об усложнении отношений ему становилось неловко. Девушка понимала, что тень воспоминаний о прошлом не отпускает его – и не расстраивалась. «Время вылечит…» - говорила она себе и ему. Но время лечило крайне медленно.

Близилась середина лета. На исходе был июнь, цвела природа, преображали мир яркие краски великолепия жизни. Утром перед последним экзаменом Златана встала пораньше и поспешила позвонить Александру:
- Да… - приветствие показалось ей несколько недовольным.
- Саш… Привет! Как ты?
Сонный голос в трубке стремительно сменил тон:
- Ой… Извини, Злат… Все хорошо. А почему так рано?
- Я… Немного нервничаю… - призналась девушка.
Он рассмеялся:
- Ха-ха!.. Смешная, что ты переживаешь? Ты самая умная…
- Ты прямо как мой папа… - ехидно отозвалась Златана. – Знаешь … Я освобожусь около двух… Можешь меня встретить?
- В два… Хм… Постараюсь! – неуверенно ответил Александр. – И не переживай, все получится!
- Ну да, как же… - иронизировала девушка. – Это твой предмет, между прочим!..
- Ты прекрасно говоришь по-русски!.. Я даже не сразу понял, что ты нерусская… - воодушевленно произнес он. – Честно…
- Ты умеешь поддержать! – Златана улыбнулась. – Но если что не так – я не виновата!.. – поспешила она откреститься.
- А вот таких мыслей мне не надо!.. – с вычурной властностью в голосе потребовал Александр. – Я тебе дам «что не так»!
- Ой, простите, шеф, я не буду… - засмеялась в ответ она. – В общем, увидимся? Хорошо?..
- Я с тобой, radost moja!.. [1] – скромно попрощался Саша; Златана просто расцветала каждый раз от этих слов… Столько хотелось ему сказать в ответ на всех известных ей языках, чтобы он понял, насколько он дорог для нее… Но он и без слов это понимал, читая все в ее огненном взгляде, читая по ее губам. Понимал – и все равно сторонился. Не хотел? Или боялся? Да и если бы его спросили прямо, в чем вся проблема – он бы не ответил. Даже думать о подобном было стыдно. Что-то сдерживало… И он злился – как всегда, на себя. Больше было и не на кого.
Златана усмехнулась, отложив телефон… Наверное, она опять с иронией представляла, как Саша расстраивается от уже совершенно измучившей его нерешительности. Это было и грустно, и смешно. Но она не знала, чем ему помочь. Единственное, что она могла – просто дарить ему себя… И если ему нужно было побыть одному – то она не мешала. Никогда. «Если это так важно для него, если это нужно…» - обнадеживала она себя.
Не было никакой неуверенности перед экзаменом… Просто Златане хотелось вновь услышать его голос – немного сонный и усталый, немного недовольный – но его… Не столько она хотела, чтобы Саша ее поддержал в ответственный момент, сколько радовалось возможности поддержать его самого – и, быть может, стать еще чуточку ближе. Он столько раз прежде говорил, что не хочет больше терять времени понапрасну – но сам не спешил. И моменты терялись, а жизнь шла…

Златана в странных раздумьях посмотрела в зеркало и зачем-то осторожно провела пальцем по горбинке на носу… Временами она стеснялась своего «балканского» орлиного профиля – в окружении друзей это заметно ее выделяло, а самой ей такая «изюминка» казалась скорее дефектом, чем особенностью. Но Александр лишь устало качал головой, повторяя, что стыдиться тут нечего, и успокаивающе поглаживал ее длинные струившиеся волной по худеньким плечам золотистые волосы; «Как нельзя лучше под стать имени…» - улыбался он. К ее великому сожалению и разочарованию, чаще всего, на этом их близость и заканчивалась… Златана почему-то временами считала, что дело в ней, и всякий раз искала что-то новое в собственном отражении, что-нибудь такое, что не нравится ему. Но не находила… Ведь ему все нравилось… Никогда Александр не дал усомниться в собственной искренности, но постоянно отворачивался. И Златана расстраивалась, потому что не понимала, в чем дело. Расстраивался и он – потому что понимал причину, но ничего с собой не мог поделать. Но так было, лишь когда они оставались далеко друг от друга… Всякий раз, когда они оказывались вместе – все менялось, расстройства и непонимание отступали на второй план. А после расставания все начиналось вновь… Быть может, это и было самым трудным за все эти месяцы.

- Sve je dobro… [2] - скромно улыбнулась Златана своему отражению и стала собираться… На свой последний в этом году экзамен она собиралась как на выпускной вечер. Неуверенности в себе не было – но от волнения деваться было некуда… Не сразу девушка вспомнила, что сама просила Сашу встретить ее после института; посмеявшись над своей рассеянностью, она решила в этот раз отправиться на аудиенцию с профессором филологии в облике «деловой леди». Строгий черный костюм-«тройка» оказался как раз по ее стройной фигуре, хотя сама Златана была далеко не в восторге от своего внешнего вида:
- Mrzim crno… [3] - сокрушенно покачав головой, произнесла она, критически окинув себя взглядом; вдвойне было непонятно, почему тогда она выбрала такой наряд. Но – что было, то было… Видимо, просто нервы давали о себе знать. Девушка быстро, но аккуратно нанесла легкий макияж, и, вспомнив традицию, оставила две едва заметных полоски светло-зеленой пудры на щеках – на счастье.
- Srecno!.. [4] – пожелала сама себе удачи Златана и покинула комнату.

Город только-только оживал после напряженной пятницы. На днях прошли торжества в честь дня города, оставившие после себя невиданное количество всевозможного мусора – и справиться с уборкой улиц муниципалитету пока не удавалось… Зато ясное июньское солнце, вычерчивающее на изломанном далекими многоэтажками горизонте широкие ослепительные полосы рассвета, притягивало взгляд – и на окружающий беспорядок почти не обращалось внимания. Златана бодрым шагом добралась до вуза и, перемолов сомнения, направилась на свой факультет.

… Экзамен несколько затянулся. Златана нервничала, когда рассказывала ответ на выпавший вопрос. Преподаватель все прекрасно понимал и лишь улыбался. Девушка была на хорошем счету – и особенно радовали ее последние успехи, так что профессор не стал возмущаться по поводу пары огрехов в грамматике – и от души поздравил Златану с успешно завершенной сессией. Как раз когда она принимала поздравления, за окнами раздался яростный рев мотора.
- Ваш рыцарь на стальном коне… - усмехнулся преподаватель, глядя в окно. – Что ж, идите, не заставляйте юношу ждать!..
- Спасибо, конечно… - путаясь в словах, разволновалась девушка; стремительно подхватив свой вечный рюкзак, Златана вихрем вылетела из аудитории.
Огромный черный спортивный скоростной мотоцикл, разрисованный рваными белыми виниловыми полосами, восседающий на нем байкер в коже и красном шлеме… Трудно себе представить, что это был Александр. Он бы и сам себя не узнал в таком виде полгода назад. У него была давняя мечта обзавестись «стальным конем» - и в начале мая, наконец, она осуществилась. Впрочем, при всем своем «крутом» внешнем виде, Александр оставался предельно осторожен на дороге – тем более, когда с ним была Златана. Саму же девушку поездки в его компании приводили в неописуемый восторг – и каждый раз, когда Саша приезжал за ней к институту, невероятная гордость просыпалась в ней – за него, за себя… Знакомые парни завидовали ему, девушки завидовали ей. Но, пожалуй, завидовали по-хорошему – без злобы… Просто было приятно смотреть со стороны на эту пару и радоваться за них… Даже преподаватели Златаны привыкли к эффектным появлениям ее «рыцаря» и уже узнавали рев мотора издалека.
- Саша!.. – радостно воскликнула Златана, стремительно сбегая по ступенькам. – Привет!..
- Dobar dan… [5] - отозвался Александр, небрежно снимая шлем; мало чего общего осталось в этом лице с тем парнем, с которым девушка познакомилась в кофейне полгода назад… прежде он был хмурым, как январские тучи, угрюмым и молчаливым, от него раньше так и веяло равнодушием… Теперь перед ней был обаятельный темноволосый, жилистый молодой человек с уверенным и бодрым взглядом.
- Ты говоришь все лучше… - улыбнулась Златана, прикасаясь к его плечу.
- Спасибо… Стараюсь! – он изобразил скромность. – Ну как? Как сдала?
- Отлично!
- Поздравляю! – искренне порадовался за нее Саша. – Я же говорил, ты самая умная!..
- Перестань… Не льсти!.. – смутилась она.
- Ну что? Куда путь держим? - осведомился он.
- Давай просто куда-нибудь убежим! – безумно рассмеялась Златана. – Кстати!.. Ты еще помнишь? – намекнула она.
- Да, да… - уверенно произнес он и протянул ей второй мотошлем. – Завтра! Обещаю…
- Верю…

…Целый час они мчались куда-то вдаль. Просто мчаться вперед – подальше от шума улиц, подальше от серой обыденности. Хотя в такой прекрасный день даже самая серая обыденность не казалась таковой. Мир вокруг цвел, разделяя радость Златаны и гордость Александра. Путь примчал их куда-то за город, на высокий берег реки… Ни души не было кругом. Что мешало теперь?
Повисло неловкое молчание… По привычке первый ход был за Златаной:
- Ну?.. Ничего не хочешь сказать? – скромно поинтересовалась девушка, прижимаясь покрепче к Саше, все так же автопилотом державшемуся за руль.
- Не знаю… - растерялся тот; мысли не сразу удалось собрать в кучу.
Александр медленно снял шлем и добавил:
- Мы так давно не были одни…
- Жаль… Правда?
- В такие моменты я волнуюсь, – признался он.
- Смешной!.. – улыбнулась Златана. – В чем дело? Во мне?
- Вовсе нет! – поспешил возразить Александр.
Она разочарованно покачала головой; Златане иногда надоедало постоянно делать первый шаг – и даже раздражало, – но так уже было привычно. На сей раз она не стала намекать издалека:
- Мы встречаемся уже полгода… А ты меня даже ни разу не поцеловал…
Он сжал губы… Девушка говорила правду. Столько раз ему представлялась возможность выказать свои настоящие чувства, но всякий раз возникали преграды – и все рушилось. И сегодня Златана положила этому конец.
«Она права… Сейчас – или никогда! - вспыхнув румянцем, сказал себе он и, резко повернувшись, обнял ее за плечи. – Не робей…» Девушка смотрела ему прямо в глаза…
- Hajde!.. [6] – прошептала Златана.
Бесшумным и столь неуверенным был момент первого поцелуя… Казалось, что голова пошла кругом в столь волнительный и долгожданный момент. Казалось, что все происходящее – просто красочный сон. И не хотелось просыпаться. Но сон оказался явью…
Златана засмеялась, улыбнулся и Александр. Как глупо казалось ему теперь так долго ждать, чтобы решиться на один-единственный поцелуй… «Зачем? Ох, я такой дурак…» - от одной этой мысли, при всей ее глупости, было до смерти смешно. Полгода тянулась бессмысленная трагикомедия, где он сам себе отдал главную роль – а Златане ее роль досталась поневоле…. «Ожидание стоило цены…» - верила девушка и сама немного смущалась того, что, быть может, есть и ее «заслуга» в странном спектакле.
Но все спектакли заканчиваются. Подошел конец и трагикомедии нашей пары… Немая сцена… Занавес…

28 мая 2012 г., Екатеринбург.

Примечания:

[1] Моя радость! (серб.)
[2] Все хорошо… (серб.)
[3] Ненавижу черный… (серб.)
[4] Удачи!.. (серб.)
[5] Добрый день… (серб.)
[6] Ну же!.. (серб.)