Крещатик. Отели XIX начала XX века

В 1846 году во всём Киеве  было всего 3 гостиных дома для приезжих,  но во второй половине ХIХ века, гостиничный бизнес в Киеве  начинает набирать всё большую силу и популярность. По понятным причинам, самые фешенебельные и престижные отели размещались на Крещатике или в непосредственной близости.     

        Это, прежде всего, отели: «Континенталь» (угол Крещатика и ул. Николаевской,  быв. Карла Маркса), «Гранд-Отель» (№ 22),  «Англия» ( № 8),  «Франция» (угол Крещатика 30/1 и Прорезной), «Универсал» (угол Крещатик 31/2 и ул. Лютеранской), «Франкфурт» (№ 44).

          Кроме этих, на Крещатике можно было увидеть вывески и других шикарных гостиниц: «Бель-Вью» (№ 38),  «Кане» (№ 40 ) и «Националь» ( № 47), построенных по проектам  архитектора ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА НИКОЛАЕВА.    
         А также отели «Орион» и «Пале-Рояль» - на Бессарабской площади, автором которых был архитектор Андрей Фердинанд Кондратович Краусс.
               
         Естественно, в таких условиях, между бизнесами ужесточалась конкуренция и владельцы отелей придумывали все новые виды услуг и новые рекламные ходыдля поддержания своего престижа. Если театр, говорят, начинается с вешалки, то многие гостиницы начинались с вокзала, поскольку владельцы отелей имели на вокзале своих представителей  или присылали к  прибытию поездов свои экипажи.

          В  номерах  лучших отелей были телефон, горячая вода, ванна, электрическое освещение и другие удобства того времени. Новоприбывших клиентов , как правило, посещал владелец заведения, благодарил его за выбор именно этого  отеля, интересовался замечаниями или пожеланиями. Обслуживал в гостиницах специально подготовленный персонал с высокой культурой речи, который  быстро  и тщательно и выполнял все пожелания.
   Кроме того, отели выписывали множество изданий, оказывали безвозмездную помощь в поисках в городе необходимого адреса.
   При гостиницах действовали различные магазины. В будни они были открыты с восьми утра до девяти вечера, а по воскресеньям и праздникам - с двух часов дня до восьми вечера. Булочные и гастрономические магазины работали без выходных.

           В гостиницах того времени предоставлялись услуги комиссионеров-посыльных, которые выполняли мелкие поручения клиентов: доставку писем, посылок, цветов. Комиссионеры  держивали отдельные конторы, неподалеку от крупных отелей. На  Крещатике работало две таких конторы - МИРОВИЧА и ШПИГАНОВИЧА. Стоимость услуги комиссионера, независимо от расстояния, составляла от 10 до 50 коп.

         Городские  путеводители тех лет писали: «Если вы богатый бизнесмен или знаменитый артист — милости просим в «Континенталь», если иностранец —  в «Гранд-Отель», если помещик или провинциальный чиновник — в «Европейскую», если малоизвестный актер - в «Пале-Рояль» или «Националь», а если с деньгами у вас туговато — возле вокзала или на Подоле,  у речного порта найдутся дешевые заведения, вот только грязноваты,  да и удобства не ахти какие...»    
           «Путеводитель по Киеву» ( издание 1897 года)  киевского краеведа и издателя  ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА БУБЛИКА сообщал, что номера в первоклассных гостиницах стоят от 75 копеек до 12 рублей за сутки, последние –  с ванной, телефоном и конным экипажем. В более дешевых - от 50 копеек; в меблированных комнатах и в заезжих дворах - от 25 копеек.»

При всех гостиницах были рестораны с порционными обедами. В лучших ресторанах обед из трех блюд и чашки кофе стоил около рубля, в прочих - 40 копеек, а «не особенно взыскательный человек может пообедать и за 25 коп.»

ГОСТИНИЦА «ФРАНЦИЯ»

       На фронтоне дома  на углу Крещатика 30 и  ул. Прорезной ,  красовалась литера «З», а под ней, на фасаде, вывеска с надписью «Hotel de France». Это означало, что купец Иван Зейферт выкупил у француза Шарля Дарри двухэтажный особняк и, надстроив в 1875 году третий этаж, открыл в нем респектабельную гостиницу «Франция».
Хозяином  гостиницы был  ЕВГЕНИЙ КВАШЕВ.

      С лета 1917 до января 1918 года  в этой гостинице, под псевдонимом «доктор Марсден, гражданин Великобритании», жил и работал чешский мыслитель, ученый, один из лидеров движения за независимость Чехословакии, будущий первый президент Чехословацкой республики (1918-1935) - профессор ТОМАШ МАСАРИК (1850-1937).   

       Однако, до столь высокого поста,  господин Масарик мог бы и не дожить. В  январе 1918 года, во время артиллерийского обстрела Киева красными, один снаряд попал в соседний номер, где проживал командир Чехословацкого корпуса генерал Н. В. Шокоров. К  счастью, снаряд не взорвался , но господин  Масарик перебрался в более безопасное место.

ОТЕЛЬ «ФРАНКФУРТ».
 
В 1883 году, на Крещатике 44, по проекту архитектора  ГЕОРГИЯ ПАВЛОВИЧА ШЛЕЙФЕРА, был построен пышный отель «Франкфурт». Первый и половина второго этажа были отведены под торговые залы.
В 1899 году, архитектор АНДРЕЙ КОНДРАТОВИЧ КРАУСС сделал надстройку верхнего этажа, украсив его красивыми декоративными башенками.
        К сожалению, на современном фото, этих башен вы уже не увидите.

«ГРАНД-ОТЕЛЬ»
 
На углу Крещатика 22 И Крещатицкой площади, на  том месте, где сегодня находится Главпочтамт, в середине  19 века, в усадьбе бывшего городского головы, иначе говоря, руководителя городского общественного самоуправления, профессора Киевского университета - Густава Ивановича Эйсмана, была построена одна из самых шикарных в городе гостиниц -«Гранд-Отель».
У этого здания – любопытная история.
В  1848 году владелец усадьбы,  отец Густава Эйсмана - известный киевский  аптекарь Иоганн Эйсман заказал проект двухэтажного каменного доходного дома с магазинами в первом этаже киевскому архитектору Николаю Николаевичу Самонову. В то время, постройка  каменных строений в империи была такой редкостью, что каждый подобный проект подлежал подаче на утверждение самого императора.  Однако, Николаю Павловичу проект фасада не понравился и он  «Высочайше повелеть соизволил представленный при сем фасад переделать, дав ему лучший вид».
Переделку фасада выполнили специалисты из Петербурга, после чего в сентябре 1848 года проект , наконец, был одобрен. До конца 1840-х годов дом был уже готов.
В 1870-х годах,  специально для гостиницы,  был надстроен третий этаж.

К услугам постояльцев отеля были «экипажи для езды по городу», а в день отъезда специальный гостиничный омнибус доставлял уезжавшего на вокзал к поезду.
Вот как описывали удобства «Гранд-Отеля» в рекламном проспекте того времени: «120 номеров (от 75 копеек до 20 рублей совершенно заново отделанных и роскошно меблированных, «люкс»- 30 руб. в сутки). Подъемные  машины, бильярдные. Во  всех номерах все необходимые удобства: ванны, электрическое освещение, телефоны. Имеется отличный ресторан с отдельными кабинетами.  Кухни французская и русская. Гостиница снабжается наилучшими сортами вин от известных заграничных фирм  Принимаются заказы на завтраки, обеды и ужины.»  

       Когда в 1878 году, в городе появилось электричество, то первые показательные включения электроосвещения были проведены не на многолюдной площади, а в ресторанном зале гостиницы «Гранд-Отель».
В 1886 году, когда в Киев пришла волна телефонизации, пользователем первого телефонного аппарата системы Белла-Блека также стал владелец ресторана «Гранд-Отель», а, вскоре,  телефоны были установлены непосредственно в номерах.
Руководили всем сложным гостиничным хозяйством: содержатель отеля ГЕНРИХ ЛАНЧИА, управляющий ПЕРОТТИ и ресторатор ВИСКОНТИ, служивший до этого метрдотелем его императорского величества Александра II.

Здесь останавливались настоящие VIP-гости того времени: предприниматели, банкиры, финансисты, а также иностранцы.
Между прочим, среди них был бразильский император Дон ПЕДРУ II (1825-1891). Этот любознательный монарх, путешествуя по городам Европы, в 1876 году побывал в Киеве инкогнито, под именем графа д’Алькантара. О нем известно, что был он добрый от природы и придерживался либеральных взглядов. 16 ноября 1888 года  после восстания небольшой группы лиц, требовавшей отмены рабства, он отрекся от престола и отплыл в Португалию.

Антуану Орлеанскому , младшему сыну короля Франции Луи-Филиппа I и его жены Марии-Амалии Неаполитанской - герцогу де МОНПАНСЬЕ (1824- 1890), который посетил Киев в 1888 году, на столько понравились сладости киевских кондитеров Балабухов, магазин которых размещался при отеле, что он поспешил приобрести у них несколько пудов.
Кстати, киевское «сухое варенье» семейства Балабухов, (сваренные в сиропе цукаты, которые так и звали — «балабухами») было одним из самых популярных , в то время, десертов, и его пудами закупали состоятельные гурманы.

Тут же, в «Гранд-Отеле», располагался чайный магазин Анны Сергеевой, предлагавший лучшие сорта китайского чая. Стоило это недёшево. Так, фунт чая у Сергеевой стоил от 1,5 до 5 рублей (для сравнения: стакан обычного чая в трактире – 5 коп.!).

ОТЕЛИ АРХИТЕКТОРА ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА НИКОЛАЕВА
 
Владимир Николаевич Николаев - выдающийся архитектор, педагог, общественный деятель, один из самых плодовитых киевских зодчих. За почти сорок лет свой деятельности в Киеве, В.Н.Николаев возвёл 18 церквей, 3 монумента, 27 зданий общественного характера и сотни частных домов.
В.Н.Николаев учился в рисовальной школе Петербургского общества поощрения художеств, а в 1871году с большой серебряной медалью окончил Петербургскую императорскую академию художеств. Кроме того,  В.Н.Николаев был музыкален во всех отношениях, не говоря уже о том, что именно им были построены для города лучшие концертные залы.
Построенные  В.Н.Николаевым  в Киеве здания, и сегодня поражают совершенством отделки и великолепием интерьеров. С другой стороны, Владимир Николаевич сумел добиться значительного удешевления строительных работ, использовав такие качества местного кирпича, как прочность и равномерный желтый цвет. До этого, не штукатуря возводили только сооружения Киевской крепости, теперь же здания Николаева тоже стали походить на крепость своими зубцами и башенками.

ОТЕЛЬ «КАНЕ»
В 1868 году ,  двухэтажный дом на углу Крещатика 40 ( по старой номерации Крещатик 46/1 ) и  улицы Фундуклеевской приобрел французский предприниматель Жан-Батист Кане. Дом он снес, а вместо него в 1874 году выстроил по проекту Владимира Николаева новое доходное кирпичное «П-образное» в плане здание в три этажа и подвалом; в сторону двора выходили также окна верхнего мансардного этажа. Фасады здания были решены весьма экономно. Окна лаконично обрамлены «пунктирными» торцами кирпичей. В целом оформление дома напоминает традиции позднего классицизма, который к тому времени уже выходил из моды.
В двух верхних этажах здания и мансарде Кане разместил недорогой отель, с меблированными, но скромными номерами, который, не мудрствуя, назвал — «Кане».  В  разное время тут было от 60 до 68 номеров со смешанной планировкой, которые стоили 30-40 копеек. Такая цена позволяла многим постольцам в нём жить годами.

Нижний этаж был отведен для торговых заведений, в числе которых находилась ссудная лавка, а также представительство известного производителя швейных машинок- американской фирмы «Зингер».

         В 1888—1889 годах,  в отеле  жил, после завершения сложнейших работ по реставрации и обновлению древней Кирилловской церкви, художник МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ. В  гости к Врубелю наведывался другой живописец - ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ.
       М.А.Врубель нередко захаживал в ссудные заведения Георгия Дахновича и Евгения Розмитальского, которые находились на первом этаже, оставляя у них в залог вещи или сбывал за смешные цены свои работы.
В 1886 году художник изобразил на полотне юную дочь владельца Маню Дахнович, среди экзотических предметов, кем-то оставленных под ссуду. Так появилась жемчужина Киевского музея русского искусства – «Девочка на фоне персидского ковра».

       В  августе 1907 года, в 20 номере отеля останавливался украинский актёр, театральный режиссёр, драматург и педагог ПАНАС (АФАНАСИЙ) КАРПОВИЧ САКСАГАНСКИЙ  (настоящая фамилия   Тобилевич;  1859 -1940) . Здесь он провел последние дни со своим братом – актером и крупнейшим украинским драматургом ИВАНОМ КАРПЕНКО-КАРЫМ (Тобилевичем).
 
       В феврале-марте 1918 года, проживал гетман Украины ПАВЕЛ  ПЕТРОВИЧ СКОРОПАДСКИЙ (1873-1945). На время этот уголок Крещатика стал эпицентром всех главных событий, происходивших тогда в Украине. Вскоре гетман переехал в помещение, положенное ему по статусу — Царский дворец.

ОТЕЛЬ «НАЦИОНАЛЬ»

       В 1876 году, на углу Крещатика 47 и Бессарабской площади, на месте двухэтажного отеля, который был построен архитектором Александром Беретти, и в котором  весной 1846 года останавливался Т. Г. Шевченко, по проекту архитектора  Владимира Николаева строится трехэтажное здание гостиницы «Националь».
Здание удачно акцентировало начало главной улицы Киева. Именно при возведении этой гостинницы, архитектор впервые использовал «чистый кирпичный фасад», Кроме того, путем постройки по углам массивных башен с жилыми помещениями, зодчему удалось превратить обычный 3-этажный дом в затейливый замок.
На первом этаже находилось 12 магазинов, а на двух других был отель «Grand-Hotel-National» держателем которого был ШУЛЬЦ.
В 1883 году  здесь открыли аптеку.

  ГРИГОРИЙ ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ ГЛАДЫНЮК (1833-1911)
Трехэтажное здание отеля вначале принадлежало Кристине Семёновне Марр- владелице пивоваренного завода на Куреневке.
1 июля 1878 года известный общественный деятель, меценат и филантроп, один из лидеров киевского гостиничного сервиса  - Григорий Пантелеймонович Гладынюк, который начинал подсобным рабочим в гостинице «Европейской»,  заключил с владелицей договор об аренде дома  и открыл собственную гостиницу с рестораном.
В то время это была  довольно грязная гостиница ,  с плохими номерами   с традиционными клопами и заспанной прислугой, однако, благодаря выгодному расположению (рядом был рынок, где торговали крестьяне, которые приехали в Киев ) заведение никогда не было пустым и приносило значительную прибыль.
Григорий Гладинюк решил создать собственную гостиницу с хорошим рестораном.  Главным желанием  Гладинюка стало улучшение сервиса и в самой гостинице, и в гостиничном ресторане. Номера  значительно почистили , а вместо трактира появился нормальный ресторан. За несколько лет Григорий Пантелеймонович стал весьма успешным бизнесменом.
Заведение Гладынюка регулярно отправляло экипаж на железнодорожный вокзал.
         Позаботился  владелец также и об изысканной кухне. В гостиничном ресторане подавались сытные и изысканные блюда украинской и русской кухни. Не забывали и о знаменитых киевских сладостях. Гость мог прочитать свежие немецки,  польские, газеты, «Санкт-петербургские ведомости» и, конечно, лучшие киевские издания. Также у Гладынюка был телефон, что в то время считалось роскошью.
Апартаменты гостиницы были удобны для длительного проживания состоятельных постояльцев и для прогулок по городу.

        Зимой 1894-1895 годов в гостинице «Националь» жила семья выдающающейся русской поэтессы АННЫ АНДРЕЕВНЫ ГОРЕНКО (АХМАТОВОЙ ; 1889-1966). Здесь, в гостинице, зимой 1894- 1895 года родилась младшая сестра Анны - Ия.

ОТЕЛЬ «БЕЛЬ-ВЬЮ»
  В  1877 году, по заказу почетного гражданина Киева, известного мецената, купца 1-й гильдии Михаила Парфентьевича Дегтерева (1831-1898), на Крещатике 38 В.Н.Николаев строит трехэтажный, а затем достраивает четвертый этаж, в котором открывается отель под милозвучным названием «Бель-Вью» («Прекрасный вид»).

ГОСТИНИЦА «КОНТИНЕНТАЛЬ»

В 1897 году, на углу Крещатика и улицы Николаевской ( быв. Карла Маркса), архитекторы  ГЕОРГИЙ ШЛЕЙФЕР, ЭДУАРД БРАДТМАН и ВЛАДИСЛАВ ГОРОДЕЦКИЙ возводят  гостиницу «Континенталь», которая со всей обстановкой обошлась почти в миллион рублей.

АРХИТЕКТОР ЭДУАРД-ФЕРДИНАНД ПЕТРОВИЧ БРАДТМАН
 
Родился  в 1856 году в Санкт-Петербурге. В 1878 году - окончил Петербургскую Академию художеств. Позже переехал в Киев и вскоре стал заметной фигурой в архитектурной и общественной жизни города. С 1898 года вместе с Владимиром Николаевым и Александром Кривошеевым работает в должности городского архитектора.               
         В эти годы Эдуард Брадтман реализовал в Киеве немалое количество значимых архитектурных проектов: доходный дом киевского ювелира И.Маршака на улице Крещатик 5 (1899); совместно с архитектором Георгием Шлейфером участвовал в строительстве театра Николая Соловцова (ныне Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко); знаменитого дома Л. Б. Гинзбурга на Николаевской улице, цирка П.Крутикова, а также особняка Сергея Александровича Аршавского – «Дом плачущей вдовы» - на улице Лютеранской.

В фасадах четырехэтажного корпуса гостиницы, архитекторы применили всевозможные детали из разных архитектурных эпох и стилей — от ренессансных кронштейнов карниза до кариатид, трактованных в стиле барокко.

Вот что писали об отеле в справочнике того времени: «Гостиница «Континенталь» по расположению помещений, удобствам и красоте отделки соперничает с лучшими гостиницами Европы. Внутри здания сто номеров с ванными комнатами, большой ресторанный зал, который украшают венецианские зеркала и витражи; летний сад,  с каскадами светящихся фонтанов и зимний сад, утопающий в диковинных растениях и благоухающих цветах;  роскошные кабинеты, бильярдные, общий салон в два света с четырьмя читальнями, два электрических лифта - пассажирский и багажный, кладовые для хранения багажа и драгоценных вещей.».
В гостинице было устроено паровое отопление, вентиляция, электрическое освещение и по всему зданию проведена горячая вода. Стоимость суток проживания в отеле достигала 15 рублей, что сравнимо с половиной месячного заработка тогдашнего рабочего.
«Континенталь»  принадлежал специально организованному акционерному обществу, управляющим  которым был известный специалист ШАРЛЬ ЛАНЧИА.

В гостинице останавливались многие знаменитости: певцы Федор Шаляпин и Леонид Собинов, артисты Вера Комиссаржевская и Всеволод Мейерхольд, поэты Константин Бальмонт, Владимир Маяковский и Осип Мандельштам, писатель Исаак Бабель, режиссеры : Всеволод Мейерхольд и Константин Станиславский,  кинозвезда Макс Линдер, шахматисты Хосе  Рауль Капабланка и Михаил Чигорин.

       В 1898 году четыре апартамента отеля занимал эмир Бухарский СЕИД-АБДУЛ-АХАД-ХАН , который прославился щедростью и добротой. Вот как описывали Сеид-Абдул-Ахад-хана  газеты: «Эмир выше среднего роста, на вид не более 45-ти лет. Очень хорошо сложен. Обладает приятным грудным баритоном; из-под его белоснежной чалмы блестят большие черные глаза, а его подбородок украшает небольшая окладистая борода. Хороший ездок. Обладает необыкновенной физической силой...» На  бухарский престол  он вступил совсем молодым, ему было 26 лет, и правление его началось неожиданно как для подданных, так и для придворных, привыкших к железной руке предыдущего правителя. Новый эмир отменил пытки, упразднил рабство и страшные подземные тюрьмы-зинданы, сузил ассортимент смертных казней — а их к тому времени насчитывалось немало, многие были долгими и мучительными. Именно с этого момента в Бухару в буквальном смысле слова хлынули деньги: немало русских промышленников заинтересовались залежами меди, железа, золота. Новый правитель поддерживал развитие банков, построил железную дорогу, телеграф. Для консервативной и мало отзывчивой на все новое Азии все, что делал эмир бухарский, казалось невероятным.
         В отличие от многих своих предшественников, эмир был легок на подъем, часто наезжал в Москву, Петербург, Тифлис и Киев.

В 1919 году, в подвале отеля, находился знаменитый литературно - артистический клуб «ХЛАМ», участниками которого были: Осип Мандельштам, Аркадий Аверченко, Константин Паустовский, Михаил  Булгаков, Илья Эренбург, Бенедикт Лившиц, Перец Маркиш , Павел  Герман ,  композитор Юлий Хайт,  художник- авангардист Александра Экстер и будущие мастера кино: Григорий Козинцев, Сергей Юткевич и Алексей Каплер.

В 1906 году, любопытный случай произошел с остановившемся в «Континентале» ФЕДОРОМ  ИВАНОВИЧЕМ ШАЛЯПИНЫМ.  
         Его выступление было запланировано в здании цирка Петра Крутикова. Это  был единственный в Европе двухэтажный цирк, который мог вместить одновременно 2000 зрителей, а, кроме того,  здание обладало уникальной акустикой, и часто использовалось для различного рода творческих вечеров и концертов. Не удивительно, что число желающих услышать знаменитого певца собралось у входа слишком много.
          Вот  как вспоминал сам  Федор Иванович: « Улицы Киева к вечеру оказались запруженными народом. Не только улицы, прилегающие к цирку, – все главные улицы города! Власти, естественно, встревожились, и на Крещатике появились войска. Все протекало мирно, но положение мое было все же в высшей степени щекотливое. Стало оно и трагикомическим, когда я убедился, что в цирк на спектакль и мне самому нельзя протиснуться через толпу. Кто же петь будет? Что делать?
        К счастью, отель «Континенталь», в котором я жил, прилегал стеной к цирку. И вот я и покойный мой аккомпаниатор Арсений Николаевич Корещенко, открыв окно в коридор гостиницы, по карнизу и водосточной трубе спустились на крышу цирка. Этим задача, однако, не была решена. В самый цирк можно было нам проникнуть только тем же акробатическим способом через пробитое в крыше окно. Это мы и сделали.»

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ

«История становления гостиничной сферы в Украине»
Михаил КАЛЬНИЦКИЙ«Старый отель» http://www.oldkiev.info/Delovoy_KIEV/stariy_otel.html


Рецензии