Собачий ящик

Леонид Пауди
     -Сань, подь  сюда! - Стасик постучал в окно, выманивая друга на улицу. - Дело есть.
      -Чего тебе? -Санька открыл створку и свесился через подоконник.
      - Ты на зиму свалишь к себе в город, а бабка будет тут мерзнуть. Айда за углем.
      -Воровать! Только без меня.
      -Какой воровать. На станции есть место, где из топки паровоза вываливают отработанный уголь. Можно набрать не сгоревшего. Мы с пацанами пойдем выбирать. Айда с нами.
      Санька вылез из окна, чтобы избежать лишних бабкиных вопросов. Схватил ведро и приготовился следовать за Стасиком.
     -Эх ты, городской...  Ты что сдурел? Ты такое ведро никогда не дотащишь.  Возьми маленькое. И еще захвати рукавицы.  Сверху уголь выглядит неопасным, а внутри может гореть. Схватишь - останешься без рук.
      Санька зашел в сарай, взял брезентовые рукавицы, поменял ведро и друзья пошли со двора.
      -На нашем полустанке пассажирский поезд останавливается на три минуты, - объяснял Стасик - за это время нужно залезть в собачий ящик. Так мы доедем до станции. Там он стоит двадцать минут, что очень хорошо для обратной дороги. Туда мы поедем с пустыми ведрами, а назад с полными. Их нужно затащить в ящик, задвинуть вовнутрь и залезть самим. И чтобы нас не заметила проводница.
      -А как же в ту сторону. Проводница не может заметить?
      -Не-а. Она выходит из вагона только, если кто сходит. А так откроет дверь и стоит внутри. Даже не высовывается. Давай поторопимся. Скоро поезд подойдет.
      Выдохнув клубы пара паровоз затормозил у полустанка. Состав конвульсивно задергался и со скрежетом остановился.
     -Смотри, вон ящик без замка, значит пустой. Залезай туда, а я в соседнем вагоне. Приедем, я тебя позову.
      Мальчишки быстро забрались в собачьи ящики. Поезд тронулся и набрал скорость.  Совсем рядом с ухом колеса отбивали дорожный ритм. «Вперед-назад. Вперед-назад. Усни-усни. Усни-усни», и Санька не заметил, как задремал. Разбудил его визг тормозов, лязг буферов, толчок остановившегося поезда.
      -Эй! Ты живой? Вылезай! Приехали!
     Мальчишки подхватили ведра и присоединились к ватаге других пацанов.
     -Ты смотри, как много ребят! Они все приехали этим же поездом?
     -Ну да.
     -Почему же я их не видел раньше?
     -А они садились с другой стороны. Кто на буферах ехал, кто на крыше.
     -А не страшно?
     -Да нет.  Страшно только первый раз. Я уже пробовал на буферах. Главное — хороший упор для ног. На руках долго не выдержишь.
     А вот и место, где кочегары выгребали из топки отработанный уголь. Стасик показал  какой уголь собирать, как отличать тот, что еще можно использовать от негодного.  Запах тлеющего угля щекотал ноздри, а его испарения ели глаза.  Наконец ведра наполнились, и ребята направились к перрону. Прежде всего они подошли к водонапорной колонке, чтобы прибить тлеющий уголь. Из ведра повалил  густой едкий дым и полетел пепел. Они налили еще воды, подождали пока осядет муть, слили из ведер остатки  жидкости и приготовились ждать обратного поезда.
     Ждать нужно было около часа.  Ребята попросили Саньку рассказать о новом трофейном фильме, который, они слышали, крутят в городе: «Тарзан», кажется. Пока Санька рассказывал, подошел поезд, и пацаны разбежались вдоль состава. Обратный путь  показался короче.
      Саньке понравилось это приключение, и друзья договорились назавтра повторить его.
      За две оставшиеся недели Санькиных каникул угля набралось на два зимних месяца, а впечатлений до самой весны