Пирожки из бузины

Леонид Пауди
   Из города приехал Санькин двоюродный брат Сережа. В честь его приезда,  мальчишки сговорились   наловить рыбы. Ставить вентерь решили,  как-только спадет жара.
     Санька стащил на кухне кусок вчерашней пшенной каши для подкормки и вместе с  братом огородами зашагали к реке. Минут через двадцать они вышли к старой раскидистой иве, что росла метрах в пяти от берега. Ее  длинные ветви  полоскались в реке, образуя шатер. Туда заплывали утки. Они становились вертикально, как поплавки,  хвостами вверх, что-то выщипывая на дне.
     Братья разлеглись на берегу, ожидая товарищей. Постепенно все подтянулись.
     Из тайника в тальнике  мальчишки достали вентерь и установили его поперек течения,  закрепили кашу внутри и,  довольные проделанной работой, решили идти за черной бузиной.
     -А зачем бузина? - спросил Сережа.
     -Для пирожков.  Знаешь, какие пирожки с бузиной делает бабушка! Особенно вкусно, когда их польешь вареньем из паслена. Варенье она уже сварила. Свеженькое! Вкусное!
     -Из паслена? А разве его можно есть? - испуганно спросил Сережа. - Говорят, что он ядовит.
     -Ядовит пока не созрел, - ответил Санька. - но когда созреет, его можно есть.
     -А где бабка берет сахар для варенья?
     -А она его  из сахарной свеклы варит.
     -Да она у тебя — волшебница.
     -Станешь волшебницей, когда жрать нечего.
      Мальчишки  подошли  к выгребной яме, со всех сторон густо обсаженной бузиной,  для отпугивания мух, стянули с себя майки и завязали лямки узлом. Набрав ягод, пошли домой  через луг.
     Сережа редко бывал в деревне. Ему нравилось шлепать босиком по луговой траве, вдыхать запах разнотравья.  Сначала с опаской, а потом, видя, как это делает Санька, с удовольствием  срывал и ел кашку и калачики. Любил слушать гул пчел, берущих взяток с клевера и луговых трав. Вся душа его наполнилась каким-то особым настроением.
      В конце левады начинались огороды. Здесь компания разбилась на части.  Прежде, чем разойтись по домам, назначили на утро время  для выемки улова.
      Братья вытряхнули ягоды в большую миску. Бабушка послала их за водой к колодцу.
      -Только не набирайте полные ведра. Будет тяжело нести, - предупредила она.
      -Вон же колодец рядом с вашим домом. Куда мы идем? - cпросил Сережка.
      -А он забит. Им нельзя пользоваться.
       Они подошли к дальнему колодцу. Санька  крутанул ворот. Он придерживал рукой деревянный, отполированный до блеска,  вращающийся барабан. Было слышно, как в глубине  ведро шлепнулось о воду и по нему загремела цепь, которая через пару секунд натянулась и замерла. Значит ведро наполнилось, и  можно его поднимать. Санька ловко подхватил показавшееся ведро и подтянул его к краю сруба.
      -Подставляй! -
      Сережа подставил свои ведра.
      - А почему колодец забит? - спросил  Сережа, когда мальчишки принесли воду и вышли во двор.
      -Когда была война, - сказал Санька, - этот колодец был заброшен трупами детей.
      -Немцы зверствовали?
      -Нет. Свои, - ответил Санька. - В деревне лютовали бандеровцы. Они искали ранених солдат и партизан. Чтобы сельчане рассказали, где  прячутся партийцы, бандеровцы клали ребенка на землю, становились на одну ногу, дергали за другую. А потом бросали в колодец  разорванное тело. Мы тогда спаслись от них в другой деревне, куда они не зашли.  Потом, когда бандеровцы ушли, мужики достали трупы из колодца и похоронили. Колодец забили и решили не сносить его, а оставили как памятник. Видишь, на колодце  крест стоит?
     -Мальчики! Идите вечерять! - позвала бабушка.