Кибернетика Норберта Виннера

Павел Каравдин
КИБЕРНЕТИКА НОРБЕРТА ВИННЕРА

Я уже цитировал Александра Яковлева в «О современной лоботомии» и хочу продолжить цитирование. Лично у меня существовало представление, что в Советском Союзе были подавлены (если не уничтожены) генетика и кибернетика. Но Александр Яковлев даёт совсем иное представление.

«На самом деле кора мозга (cortex, neocor(ex)  работает  всей  площадью,  всем   объёмом   (ещё   и  получает   громадную   поддержку  от   остального   мозга). Интеллектуальную деятельность мозга можно сравнить с голограммой, для которой концепция "зон" столь же абсурдна. Голограмма работает целиком, и если отколоть кусочек голограммы, то останется вся картина, но уменьшится её резкость. Если Вы хотите совсем простой пример, то тогда я бы сравнил интеллектуальную деятельность мозга с запахом.   Запах может нести огромное количество самой разнообразной информации. Если удалить часть воздуха, то возникнут вихри; на время мы можем перестать различать запах, однако когда вихри успокоятся, запах восстановится целиком, но будет слабее.

Начертано огромное количество формул, которые при подобных моделях не принесли ничего кроме массовых обманов и огромных растрат (формулы можно написать всегда, проблема в создании адекватных моделей). Вот лишь один Пример: Блестящий математик Norbert Wiener (Норберт Винер) очень удачно решил для Пентагона ряд важных задач Anli-Aircrafl Weaponry (ПВО США - Противовоздушная оборона). Эти математические исследования были приняты Пентагоном на вооружение, а Винер захотел попробовать этот же математический аппарат в других применениях. К этому времени стала модной идея социального, поведенческого моделирования. Von Neumann (фон Нейман) уже развивал идеи самовоспроизводящихся машин, выдвинутые в 1872 писателем Samuel Builer (Сэмюзлем Батлером). Arluro Rosenblueik (Apлypo Розенблюк) вместе с Julian Bigelow (Джулианом Бигелоу) и нашим героем уже написали знаменитую манифестную работу "Behavior, Purpose and Teleology" (Поведение, Намерение и Причинность).

Другие авторы тоже развивали идеи этого направления. Не удивительно, что именно в этом направлении решил попробовать свои формулы и Норберт Винер. Главная проблема оказалась в том, что он не сразу заметил собственные концептуальные ошибки, так как в это время вся энергия его мышления оказалась сконцентрирована на том, чтобы не быть обвинённым в разглашении тайн ПВО США.

Вероятно, нужно разъяснить, о чём именно идёт речь. Разъясним мы эту проблему на одном очень ярком примере из биографии совсем другого человека. Когда 6 сентября 1976 г старший лейтенант авиации ПВО Виктор Беленко угнал в Японию МиГ-23, страны НАТО в очередной раз убедились в хорошем качестве турбин и планера, а также в ужасной допотопности всей электроники. Несмотря на это, захват радиоприцела "Смерч-Ф" был большой удачей НАТО. Не так важно насколько плоха или хороша электроника; важно знать принципы, заложенные в прицеле. Тогда можно эффективно обманывать его. Захват другого допотопного блока электроники был поистине бесценен. Вероятно, именно ради него и была проведена вся операция. Это блок "ЯСС", или "свой-чужой". Не так важно насколько эта система плоха или хороша, важно знать, на каких принципах она сделана. Это одна из наиболее  оберегаемых тайн любой армии.

Если что-то случается с самолётом, то этот блок уничтожается автоматически. Практически невозможно, чтобы он попал к противнику, однако никто не пойдёт даже на самый минимальный риск.  Сегодня Литва эффективно сдерживает полёты Российских ВВС над своей территорией простым заявлением, что если самолет упадёт, а "ЯСС" уцелеет, то именно этот блок они не вернут.

По этой же причине израильтяне радикально переделывают электронику американских военных самолётов. У них она получается не хуже, но, главное, она радикально другая. Поэтому эффективность противника падает многократно

Итак, американский профессор Винер любит свои уравнения, он на самом деле совершил прорыв в системах управления огнём и в системах ухода от оружия противника, но он не вписывается в воинские структуры. Пентагон сделал страшную ошибку, не одарив достаточным признанием бывшего "гадкого утёнка", которого и ранее отовсюду выгоняли.

И вот втихую, -заграницей он издаёт книгу, в которой раскрывает свои математические достижения. Он издаёт эту книгу под невоенным названием: "Cybernetics, or the Control and Communication in the Animal and the Machine", 1948, Paris, France (Кибернетика, или Управление и Коммуникации в Животном и Машине, Франция 1948). Он понимает, что как только прежние наниматели откроют обложку, они увидят разглашение принятых на вооружение принципов, ведь теперь это уже не просто формулы, а часть принципов ПВО США, строго охраняемые стратегические секреты Пентагона.

Как советский лётчик Беленко совершил предательство, отдав странам НАТО ряд важнейших принципов ПВО СССР, так и американский профессор Винер совершил предательство, отдав Сталину ряд основополагающих принципов ПВО США. Оба эти героя ранее работали по контракту с военным ведомством. Можно долго судить и рядить, кто из них нанёс больший вред обороноспособности своей страны. Первый передал противнику конкретные, однако частные принципы. В его случае это одни из возможных принципов; их всегда можно изменить (хотя это и дорогое занятие). Второй передал общие, фундаментальные принципы, которые менять не на что. Военные могли только надеяться, что противник получит их со значительным отставанием (от нескольких десятилетий до веков - вполне реальный срок)...

Профессор Винер вовсе не идиот, и он прекрасно понимает, что разглашение принципов ПВО страны, гражданином которой он является, - это Прямое предательство; у него начинаются страшные, убийственные нервозы. Однако Рубикон перейдён, закон нарушен, и Норберт Винер пытается доказать всем и себе, что разглашение военных тайн своей родины он совершил не зря. Он поглощён работой, но всего через год понимает, что новую науку ему создать не удалось, что его модели и подход неадекватны, они примитивно-механистичны.

Профессор Винер туг же издаёт вторую и последнюю книжку по кибернетике, полную усталости и разочарования результатами собственной работы: 'The Human Use of Human Beings", 1950, HMCo (Кибернетика и Общество, 1950, США).

После этого он целиком переключился на совершенно другие проблемы (на ряды Фурье, на квантовую физику) и более никогда не возвращался к кибернетике. Он лишь изредка, по заказу, читал обзорные лекции и так же по заказу написал пару мемуарных статей об этих старых работах. Сам он более никогда не занимался этой так и нерождённой им наукой.

Вот как через два года после смерти Винера коллеги оценили его неудавшуюся попытку создать новую науку: "Wiener solved neither all the problems of the brain nor those of the communication Sciences", "he was often impatient with experimental details, for example, he seemed sometimes unwilling to learn thai the brain did not behave the way he expected it to" - Bulletin of the American Mathematical Society vol.72, Number 1, Part 2, 33-38, 1966.

В переводе на русский это: "Винер не решил ни проблемы интеллекта, ни проблемы коммуникаций", "он зачастую отвергал экспериментальные данные, например, он временами отказывался усвоить, что интеллект работает совсем не так, как ему хотелось бы" - Бюллетень американского математического общества, том 72, номер 1, часть 2, 33-38, 1966. Эта же статья находится на сайте MIT - Массачусегекого Технологического Института. В ней отмечается важная роль Винера в постановке задач кибернетики, но не в решении их - поставленные задачи решены не были.

А вот как оценивают успехи Винера даже самые восторженные его почитатели: "Еще более сложно обстоит дело с третьим классом объектов, на мыслительное освоение которых претендовала кибернетика, - соцальных систем Изначально предполагая «кентаврическое», естественно-искусственное их устройство, мы вынуждены усложнять кибернетические представления до такой степени, что они теряют свою специфику " - Компьютерра №40, 2000.

Базовое положение Винера, что больцмановекая механистическая модель - это модель принципа жизненных процессов показало себя явно ошибочным. Применение Винером больцмановской статистической теоремы к задачам определения принципов человеческого общения и жизненных процессов было совершенно неправомочно.   

Говоря простым языком, одну неадекватную формулу Норберт Винер пытался исправить другой неадекватной формулой, третьей, десятой - до полной потери какой-либо связи со смыслом. Сам Винер блестяще владел математикой и понял это всего за год. Многим другим потребовалось около 60 лет и десятки тысяч восторженных диссертаций, чтобы понять, что кроме множества победных рапортов и перекомпилированных формул, в руках ничего и нет.

Этот тип самообмана прекрасно выразил Einstein (Эйнштейн): "Математика — это самый совершенный метод провести себя за нос".

Нельзя сказать, что эти работы Винера вообще не нужны. Они феноменально важны для всех военных систем управления огнём, особенно для прорыва воздушной обороны США. Сталинские учёные это поняли сразу, и Сталин разыграл любимую комбинацию. Ту же комбинацию, что он разыгрывал перед войной с Гитлером, - комбинацию "глупый азиатский народ". В печати он делал вид, будто в СССР никто ничего не понял. Поэтому философский факультет МГУ усиленно громил кибернетику как лженауку, однако на технические факультеты было дано строгое указание "тщательно изучать, но без записей, без конспектов". То же указание ушло в парткомы всех ведущих технических ВУЗов СССР.

Так Сталин создал вокруг неудавшейся науки тот грандиозный скандал-рекламу, что на 200 лет ранее пытался создать Ламеттри. Реклама получилась поистине громадной. Спецслужбам США, прозевавшим утечку стратегической информации, оставалось только поддерживать эту игру Сталина. Для этого они рассекретили старенькую работу Wiener N. "Extrapolation, Interpolation, and Smoothing of Stationary Time Series, with Engineering Applications" 1949. Заметьте, рассекретили через год после того, как профессор Винер передан противнику много более конкретные вещи.

Американскому президенту, конечно, не доложили истинное положение вещей. И он, и большинство людей на Земле думали, будто Винер издал очередную книжку про животных, вроде Brehm (Брема), только с формулами вместо картинок. На самом же деле это было разглашение целого ряда математических принципов построения ПВО США. Это предательство своей страны, но все противоборствующие стороны гнали одну и ту же "дезу" - это и спасло жизнь профессора Винера.

Лишь в самое последнее время Пентагон разрешил печатать информацию, что кибернетика Винера и ПВО - это одно и то же. Так в книге "Cabinet 12: The Enemy" (Кабинет 12: Злейший враз) гарвардский историк P.Galison (П.Галисон) говорит "Norbert Weinerand his WWII-era research into anti-aircraft weaponry, which led directly to his theories of cybernetics" — "работы Норберта Винера в области ПВО непосредственно представлены/выведены е его Кибернетических выкладках".

Секретные военные репринты СССР печатали первую "кибернетическую" книжку (которая про ПВО) с момента появления её, а вторую (собственно про разум и кибернетику) — никогда. Официально обе "кибернетические" книжки Винера были изданы в СССР одновременно, через 10 лет после публикации первой книжки в Париже. Однако если книжка про ПВО (первая) переиздавалась в России множество раз большими тиражами, то вторая книжка лишь иногда перепечатывалась. Объяснение этому очевидно: секреты ПВО США в книжках Норберта Винера описаны адекватно, а кибернетика - нет; наука кибернетика просто не была им создана.

Конечно, во всём мире ситуация была прямо противоположной - книжка про ПВО и формулы управления им (первая) издавалась мало, а вторая книжка была бестселлером. Именно вторая книжка посвящена настоящей кибернетике, её результатам (вернее трагическому отсутствию таковых) и самому популярному до сих пор направлению кибернетики -социальному, поведенческому моделированию.                               

На основе первой книжки Норберта Винера советские инженеры создали не только средства прорыва ПВО США, но и замечательные прицелы для танков. Советские танки могли сколько угодно прыгать - пушка надёжно держала цель. Если бы полчища этих танков вырвались на просторы Европы ... лучше и не думать.

Говорят, что Норберт Винер был "совершенно не от мира сего" и не различал людей. Это неправда. Его романы, длинные лирические отступления даже в профессиональных книгах ясно доказывают обратное. Все его странности от страшных неврозов. Он понимал, насколько секретную информацию отдал противнику, а вокруг гремели процессы Маккартизма. За ним могли придти в любое время дня и ночи.

Ожидание ареста - это самая страшная из пыток, если верить Виктору Суворову. Неврозы профессора Винера превысили все допустимые пределы Он мог придти на лекцию, простоять у доски и уйти, не сказав студентам ни слова, даже не посмотрев на них. Спрятаться он мог только в математике, но каждое выныривание повергало его в ужас - повсюду шла "охота на ведьм", людей сажали на электрический стул за несравненно меньшие предательства. Он начал искать любые возможности преподавать в странах, не членах НАТО. В итоге он уехал жить в Швецию. Каждый приезд в США повергал его В ужас, даже если это было награждение. Сразу после такого визита он слёг и вскоре умер. Умер в чужой стране, вдали от родного дома, давно разочаровавшись в своей неудавшейся науке.

Такова истинная ситуация с не созданной наукой кибернетикой: Есть ценные достижения для систем управления огнём, для прорыва ПВО, но попытки описать этими моделями интеллект или сообщества крайне наивны и механистичны.
Кибернетику как науку, именно под этим названием, пытались создать множество раз на протяжении 2500 лет. Эти попытки делали Plato, Aristotle, Ampere и Wiener (Платон, Аристотель, Ампер и Винер) и другие.

Как мы увидели, прежние конструктивные результаты человечества в изучении, моделировании интеллекта и интеллектуальных взаимодействий очень скромны - это успешное исследование - законов логики. В результате этих исследований к очень близким процедурам и методам пришли древние ученые Индии, Израиля и Греции. Однако оказалось, что это ничуть не помогло понять, как происходит творчество и как работает интеллект. Значит, интеллект базируются на каких-то иных, системных, но не логических принципах.

Эти очень скромные результаты были достигнуты 2500 лет назад, одиночными философами. Усиленное финансирование мощных исследовательских групп в течение последних 100, а особенно 70 лет создало лишь мегатонны ложных победных рапортов и ничего не добавило к пониманию принципов творчества и принципов работы интеллекта».

Далее Александр Яковлев пишет, что, наконец то, создана Новая кибернетика, описанная им в четырехтомной монографии. Мне же он прислал конспект этой монографии.

«Таким образом создана, наконец, наука Кибернетика, которую множество раз объявляли, но до сих пор не могли создать. Она создала строго в русле классического направления, которое поставили Платон, Аристотель, Ампер и Винер.

Адекватное поведенческое моделирование, проведённое Новой Кибернетикой строго математически показали, что фундаментальные законы, которые заложены в наш мир, очень гармоничны. Если при создании общественных структур следовать этим объективным законам, то противоречия между интересами личности и интересами коллектива (основа всех конфликтов и раздоров) практически не возникают.
Этот строго доказанный в настоящей работе вывод прямо противоположен тому, который получил Норберт Винер. Он не сумел ухватить гармонию целого, и потому ему кажется, что в основу мира заложены страшные антагонизмы: "Мы в cамом прямом смысле являемся терпящими кораблекрушение пассажирами на обреченной планете. Однако даже во время Кораблекрушения человеческая порядочность и человеческие ценности не обязательно должны исчезнуть, и мы должны сохранять их, пока остается хоть какая-нибудь возможность".
Конечно, мы должны сохранять порядочность, но самый эффективный способ делать это - не пытаться нарушать объективные законы, а следовать им. Человечеству требовалось найти эти объективные кибернетические законы, которые заложены в наш мир. Их искал и Царь Соломон, и Платон, и Аристотель, и Ампер, и Винер. Это наконец сделано. Теперь нужно обучить людей этим объективным законам».

Я надеюсь  продолжать цитирование Александра Яковлева в других публикациях, чтобы пояснять людям открытые им законы.

Павел Каравдин, 27 мая 2012 г.