29. Можно ли сочувствовать врагу?

Эльмира Ибрагимова 3
Люди у всех и везде разные. Есть замечательные, а есть такие, что лучше бы не родились. Я никогда не забуду, как за жизнь моего отца вместе с другими врачами боролась известный у нас невропатолог Евгения Балаянц, не отходившая от парализованного папы ни на шаг. Позже в Ессентуках, в санатории я встретила другую армянку, Бэллу из Баку. Она обнимала меня и плакала, говорила о том, как любит Азербайджан и скучает по родному городу. Она переписывала у меня с диска азербайджанские песни и плакала от избытка переполнявших е чувств.
– Джан Баку, – говорила она, – неужели я никогда тебя не увижу?
Видела я, как блестели слезы на глазах известного шансонье Бориса Давидяна (Боки), который в своем приветствии на концерте сказал:
– Я люблю приезжать в ваш город потому, что здесь пахнет моим родным Баку. Такое же море, такое же небо, и я знаю, что Баку близко. Это самая большая трагедия в моей жизни, что я больше не увижу Баку. – Он пел песни на азербайджанском языке, рассказывал о тех дорогих ему друзьях, которые остались в Баку, а потом спел и песню «Мой двор», посвящая ее бакинским друзьям и своей ностальгии. В голосе были слезы и боль.

…А там как прежде бьют фонтаны
И по ночам поют гитары,
И лишь звонки по телефону
Сближают снова нас с тобой.
Мой друг, в душе так много грусти…
Седые головы опустим,
Что не смогли сберечь ту дружбу
В любимом городе родном.

Каждая строка этой песни была выстрадана и не только этим певцом. А многими, кому пришлось лишиться родных мест, близких друзей, родины. Такие есть и среди азербайджанцев, и среди армян. И виновата я лишь в том, что мне жаль всех, кто стал заложником этой необъявленной войны и грязной политики. Мне жаль всех без исключения. А правильный патриот должен, по мнению многих, жалеть и понимать только своих. Чужую боль видеть и чувствовать непозволительно, иначе запишут в предатели.
– Как же легко тебя оболванить, – возмущалась такому моему сочувствию одна из бакинских родственниц, в которой было больше «патриотизма», чем во мне. – До чего ты дошла, несчастная, если армянина пожалела, слезу пустила из-за его ностальгии? А что эти твари-армяне с нашими беженцами сделали? Сколько людей погубили, землю нашу захватили – тебе за это не больно, да? – возмущалась она мной.
 – Больно… Но Бока-то в чем виноват? – задала я резонный вопрос. – Он и сам плакал. Говорят, что армяне за песню «Мой двор» ему бойкот объявили, условие поставили, чтобы из репертуара исключил, чтобы на азербайджанском тоже не пел. Но поет же. Имеет мужество. 
– Он армянин и этим все сказано. Ты и на концерт его ходить не должна была, если нормальная азербайджанка. Между прочим, в репертуаре твоего сына-певца тоже Бокины песни есть. Имейте совесть!
http://www.proza.ru/2012/05/27/1724