Оксана Мась. От философии яйца к реконструкции Рая

Александр Сизиф
На фото: Оксана Мась, рассказывающая о своем проекте реконструкции Рая на Земле

Новаторство Оксаны Мась и миссионерский характер творчества
    Если бы у Оксаны Мась не было ее масштабных проектов, любой разговор о ее творчестве с неизбежностью выходил бы за рамки обычных представлений столь распространенных в художественной среде. Говорить и писать о ней интересно, потому что всегда есть возможность увидеть нечто оригинальное в ее произведениях. Она – новатор, атмосфера ее существования – новые идеи и способы их практического воплощения.
   Оксана относится к той формации творцов-первопроходцев, которым во все времена свойственно не просто глубокое осмысление происходящего, но и непременное образное преломление своих мыслей. Умение видеть сверху, как говорит художник, есть лучшая прививка от дегенеративных тенденций плоскостного существования, то есть в пределах уже общепринятого и установившегося. Это есть не что иное, как взгляд метафизика. Философская специализация Оксаны Мась отнюдь не формальна, а скорее является естественным завершением ее природной способности к абстрактному мышлению.
   Человечество за свою историю столько всего видело, что в XXI веке, отмеченном апокалипсическими настроениями, уже непозволительно просто творить, решая какие-то свои личные проблемы творческого раскрепощения и реализации. Этого мало! Необходимы широта, глубина, острота восприятия, метафизические обобщения и планетарная масштабность взгляда на повседневность и видение исторической перспективы.
   Нет никакого пафоса в том, что творчество – это миссия, как и нет преувеличения в необходимости нового осмысления приоритетов культурного существования.

Гениальная догадка о функции яйца
   Каждое художественное мероприятие, инициируемое Оксаной Мась, – всегда реализация определенной ее концепции. Поэтому ее выставки провоцируют в зрителе не только эстетические переживания, но располагают к размышлению над волнующими вопросами современности. Уже одно только открытие возможности применения яйца в мозаике делает художнику честь как изобретателю оригинального средства выражения.
   Но Оксана Мась идет значительно дальше простого создания мозаик из расписанных яиц, хотя и это уже немалое достижение. Она увидела яйцо в единстве всех его аспектов – мифологического, обрядового, магического, религиозного, художественного и естественнонаучного. Апофеоз ее проектов – идея создать знаменитый Гентский алтарь из яичных мозаик.
   Чтобы понять всю грандиозность такого проекта, отчасти уже реализованного и представленного миру, важно вспомнить об историческом значении Гентского алтаря, увидеть концептуальное его своеобразие в трактовке Оксаны Мась, а главное – уяснить планетарный смысл его возведения.

Гентский алтарь как символ Рая на земле
   Написанный братьями Хубертом и Яном ван Эйками по заказу Иодокуса Вейдта и его жены Елизаветы Борлют для их домашней капеллы и освященный в 1432 году Гентский алтарь сразу стал значительным культурным событием. И не только благодаря живописному высочайшему мастерству исполнения. Суть в том, что сюжеты и сцены алтаря представляют собой земную трактовку Рая. В то время это было почти невероятным!
   Во-первых, Рай изображен не где-то там, в посмертном существовании на небесах, а уже здесь и теперь – в цветущей жизни на земле.
   Во-вторых, в трактовке ван Эйков Рай представлен не библейским Эдемом, то есть до вкушения Адамом и Евой плодов от древа познания и впадения в грех, а уже после искупления Христом грехов человеческих. Иначе говоря, Рай не есть состояние, а процесс преодоления, познания и обретения блага –  истины, добра, красоты – в земной жизни.

Гентский алтарь как планетарный перформанс
   Необычность идеи Оксаны Мась в том, что она соединила создание Гентского алтаря из яичных мозаик с соответствующим перформансом планетарного масштаба: яйца для алтаря расписываются людьми разных стран – от глав государств до школьников.
   На первом этапе на яйцах изображались грехи, страхи, пороки человека, затеняющие его светлую природу. По мысли Оксаны человек, расписывая яйцо таким образом, осознает то негативное, что в нем есть, и уже этим делает шаг к добродетели.
   Ввиду магической функции яйца изображение на нем является посланием, программой, которая может реализоваться в действительности. Поэтому, если предположить, что Гентский алтарь окажется полностью собранным только из яиц с негативными изображениями, то аккумулированная в нем энергия может вызвать катастрофические последствия.
   По самому смыслу Рая, – а сборка Гентского алтаря как раз и символизирует реконструкцию утраченного некогда Рая на земле, – он не может быть выложен как мозаика только из яиц с негативными изображениями. 
   Отсюда второй этап проекта – осознание необходимости изображения на яйцах также и человеческих добродетелей. Яйца с такими изображениями можно назвать позитивными.
   Точно так же ясно, что алтарь не может быть собран только из позитивных яиц, ибо в самом человеке добро и зло пребывают одновременно. Недаром говорится, что благими намерениями вымощена дорога в ад.
   Значит, воздвигать Гентский алтарь Оксаны Мась нужно как из негативных, так и позитивных яиц, причем позитивных должно быть больше. Только в этом случае аккумулированная в алтаре энергия будет созидательной.

Гентский алтарь Оксаны Мась как предвосхищение будущего
   Возникает сравнение строительства библейской Вавилонской башни и Гентского алтаря из расписанных грехами и добродетелями яиц. В силу символического значения возведения Гентского алтаря как реконструкции Рая на земле можно утверждать, что его возведение в полном объеме – 92 метра высотой и 134 метра шириной, на что потребуется 3400000 яиц – станет своеобразным построением культурного моста в будущее. Интерес к проекту Оксаны Мась в разных странах и с успехом собранные некоторые фрагменты алтаря убеждают в том, что сам факт возведения Гентского алтаря из яиц будет означать вступление человечества в качественно иной этап своего развития, характеризуемый обретением новых духовных высот существования.
   Создание Гентского алтаря по проекту Оксаны Мась требует соответствующих культурных, дипломатических, политических, экономических, инициатив на частном, корпоративном и государственном уровне.
   В зависимости от способов финансирования проекта возведения Гентского алтаря, уже в полностью собранном виде он может принадлежать конкретному лицу, корпорации, государству или быть достоянием всего человечества. Как произведение искусства алтарь может быть продан. Бесспорно, что установленный под открытым небом или в специально построенном для него павильоне алтарь станет по сути дела необычным местом культурного паломничества многих людей.

Проекты художественных композиций для разных стран
   Расписанных яиц может оказаться больше, чем их необходимо для создания всего алтаря. Все они будут использованы в других художественных композициях, проекты которых специально разработаны Оксаной Мась для разных стран.
   Такого в мировой художественной практике тоже еще не было. Имеются в виду мозаичные и скульптурные композиции из расписанных яиц, выражающие культурный смысл той или иной страны в целом в контексте истории и будущности в эпоху глобализации или планетарного существования человечества на приоритетах, превосходящих расовые, национальные, религиозные, политические и экономические различия. Эти композиции, в которых яйца расписаны с учетом культурных особенностей конкретных стран, выражают сам дух национального в сокровищнице интернационального, как их монолитное единство.

Археологические раскопки будущего как откровение Оракула
   Понятно, что не все желающие смогут принять участие в расписывании яиц, и уж тем более в возведении Гентского алтаря. Есть единственная возможность обеспечить многим людям пусть хотя бы косвенное участие в строительстве алтаря: необходимо издать соответствующую книгу обо всем этом. Такая книга будет необычной во всех отношениях, и само чтение ее должно напоминать об алтаре и символизировать его возведение как в сердце читателя, так и в действительности.
   Материал в этой уникальной и не имеющей прецедента книге может быть пластически и семантически организован, например, в виде лабиринта или проведения археологических раскопок, или разгадки таинственного послания, или как путешествие по неизвестной лоции, или гадание с помощью оракула. Сам процесс чтения такой книги отнюдь не обязательно представлять себе последовательным. Но в результате преодоления читателем всех препятствий и испытаний он оказывается посвященным в общее благое дело символической реконструкции Рая.

Необходимость новой парадигмы мировосприятия
   Мы находимся в той точке смыслового универсума, из которой видна перспектива новых открытий и восхождения на качественно иной уровень восприятия творчества, жизни как явлений вселенского масштаба. Вопрос Милорада Павича о том, что есть книга в XXI веке, в более широком смысле заставляет задуматься над тем, что такое творчество и его приоритеты в свете актуальных задач существования человека и человечества.
   Представления о линейно-поступательном развитии общества, познания сегодня необходимо утилизировать, заменив их новыми воззрениями. В свете нелинейности происходящего и его осознания говорить сегодня о художественном и научном творчестве, не апеллируя к основополагающим концептуальным понятиям, по меньшей мере, будет наивным и не отражающим противоречивость современного мира.

Тайна, которой суждено быть раскрытой
   Оксана Мась – художник не просто концептуальный. Ее творчество, проекты, отношение к миру превосходят обычные интеллектуальные игры, свойственные постмодернизму. О ней написано много, но главное еще не сказано. Теперь пришло время раскрыть тайну.
   Пишущий об искусстве по преимуществу с точки зрения метафизической не будет услышан и понят в полной мере публикой, если не подкрепит свои слова наглядными примерами. Именно таковы концептуальные произведения Оксаны Мась и ее соображения, осуществляемые в масштабных проектах. То есть они могут служить для интерпретации абстрактных идей метафизики и философии.
   Так сложилось, что я, написав книгу «Андрэ Сюньо: искусство против зла», затронул в ней тему Рая как проблему философии существования. Одновременно ощущалась необходимость в наглядных практических примерах, которые могли бы иллюстрировать отвлеченные идеи.
   Именно в эту пору произошло знакомство с Оксаной Мась. В результате нескольких бесед возникла обоюдная уверенность в целесообразности объединения наших творческих усилий в плане осуществления беспрецедентного глобального проекта, который бы мог стать символом духовного обновления.
   Но должны были пройти три года, в течение которых каждый из нас открыл для себя новые истины, и только после этого мы смогли начать наше творческое сотрудничество. Чтобы смысл его был ясен во всей полноте, необходимо сказать о некоторых важных результатах нашей независимой друг от друга деятельности за это время.

Сакральный характер яйца в культуре
   Показательно, что при всей ясности позиции Оксаны Мась, которую она не раз открыто декларировала, никто не заметил смысловых тонкостей ее мозаик из яиц. Или заметил, но не счел нужным об этом высказаться. А суть здесь в том, что произошел автоматический перенос понятия «писанка» на любые окрашенные яйца. Причем сама Оксана заявляла для прессы, что используемые ей яйца писанками в традиционном смысле не являются. Ритуальный, магический характер яйца оказался вытеснен произвольным его употреблением где угодно и при любых обстоятельствах.
   Здесь важно вспомнить, что издревле, еще задолго до христианства, с яйцом были связаны самые сокровенные желания человека. Бытовала вера в осуществимость того, что изображалось на яйцах. В зависимости от наносимого на яйцо рисунка и связанных с этим мыслей и чувств человека яйцо могло нести в себе силу созидания или разрушения. С помощью яйца можно было излечить или, наоборот, наслать болезнь.
   Со времен христианства окрашенные яйца имеют преимущественно культовое употребление и символизируют воскресение к новой жизни. Не утрачивают своего значения и обрядовые писанки – яйца с рисунками, складывавшимися в течение многих веков. Сам процесс окраски яиц почитался как таинство. Использовались только растительные красители, ключевая вода, брались во внимание фазы луны. Необходимое условие – чистота души, умиротворение, сердечная обращенность к светлым высшим силам.
   Яйцо присутствует в мифах у всех народов, и даже сама Вселенная по некоторым верованиям считается рожденной из яйца. Без преувеличения яйцо можно назвать священным символом жизни. Догадка Оксаны Мась создавать из писанок мозаики, ввиду сакрального значения яйца, больше чем просто изобретение нового средства художественного выражения.

Магическая сила мозаик из яиц
   В обычной мозаике кусочки смальты можно считать двумерными, поскольку в изображении участвует плоская верхняя поверхность. В мозаике из яиц изображение складывается из криволинейных поверхностей объемных тел. Отсутствие плотного прилегания яиц друг к другу и их трехмерность создают специфический эффект свечения, напоминающего дыхание цвето-воздушной ауры таких мозаик.
   Первый вывод, который необходимо сделать, таков: писанка – не просто элемент изображения в мозаике, но несет в себе программу произрастания или реализации того, что нарисовано на поверхности яйца. Собранный из писанок образ Богоматери для Софии Киевской замечателен не только своей красотой и культовым значением, но и жизнеутверждающей силой светлого и высокого чувства.
   Надо обладать большой отвагой, чтобы решиться изображать на яйцах человеческие грехи, пороки, страсти, фетиши материального и потребительского, вытеснившие из души человеческой светлый образ Бога – не обязательно христианского, ибо здесь важна не конфессия, а сам факт утраты человеком нравственных и духовных ориентиров существования. В силу сказанного о сакральном значении писанок яйца с изображенными на них человеческими пороками не только не являются писанками, но программируют реальное возрастание мирового зла.
   Как философ, осведомленный в истории писанок, понимающий их культурное значение, Оксана Мась отдавала себе отчет, что многим рискует, заявив о своем беспрецедентном проекте – воссоздать Гентский алтарь из раскрашенных грехами яиц. Второй принципиальный вывод: никто не задался вопросом о том, что будет представлять собой алтарь, составными элементами которого являются яйца, запрограммированные на зло. Ведь алтарь, как известно, есть священное место жертвоприношений Богу. Он по определению не может быть воздвигнут из греховных яиц.

Фундаментальные основы существования
   Таким образом, автор грандиозного по масштабам и по смыслу проекта сознательно пошла на эксперимент с целью выяснить степень заблуждения людей разных стран относительно понимания добра и зла, вообще природы божественного и отношения к нему человеческого.
   Оксана Мась, по сути дела, совершила подвиг не только художественный, но и человеческий, взяв на себя смелость столкнуть в противоречиях фундаментальные понятия красоты, добра, истины – и все это в воссоздаваемом из яиц Гентском алтаре.
   Красота? – Да, поскольку воспроизводит образ, созданный братьями ван Эйками. Добро? – Да, как это декларировано художником и автором проекта. – Нет ввиду «инфицированности» грехами яиц. Истина? – Да, как отправное благое начинание Оксаны Мась. – Нет, поскольку алтарь из таких яиц теряет свой сакральный смысл и превращается в свою противоположность.

Оракул Венецианской биеннале как новая философия
   Параллельно излагаемым событиям мной к открытию 54-й Венецианской биеннале была написана книга «Оракул Венецианской биеннале как метафизика искусства и жизни». Опробованный в Сорбонне перевод на французский был отправлен Оргкомитету Венецианской биеннале (лично директору и куратору). Немецкоязычный вариант Оракула был предложен к изданию некоторым издательствам в странах немецкого языка. Русский текст был отправлен в ведущие центры современного искусства Москвы и Киева.
   В Оракуле есть глава, посвященная проекту Оксаны Мась. В ней мной были высказаны соответствующие соображения, которые я вкратце изложил также и здесь. Теперь можно констатировать третий вывод уникального эксперимента, проведенного Оксаной Мась и мной в одном направлении, но разными способами: она действовала устным словом и наглядными образами, я же вел прицельную крупнокалиберную стрельбу печатным словом. Этот вывод таков: никто не заметил и не понял онтологического смысла проекта Оксаны Мась по мозаичному воссозданию Гентского алтаря. Все – непосвященные и знатоки – видели в этом только известный сюжет ван Эйков, воспроизводимый из раскрашенных яиц.

Сенсационный результат эксперимента и реконструкция Рая
   Беря во внимание три высказанные вывода, результат эксперимента можно считать сенсационным, ибо он свидетельствует о почти катастрофическом заблуждении человека – независимо от страны, вероисповедания и интеллектуального развития – относительно фундаментальных ценностей существования.
   Если каждый из нас, действуя самостоятельно и независимо от другого, имел одни представления о проекте, то теперь, объединяя наши творческие усилия, мы манифестируем качественно иной уровень понимания стоящей перед нами глобальной художественной, научной и философской задачи.
   Речь идет не просто о создании Гентского алтаря как мозаики из яиц. Отныне проект обретает черты символической реконструкции Рая на планете Земля с одновременным построением нелинейной философии существования как синтеза искусства и метафизики, за основу которого берется представление о Вселенной как об Алтаре.
   Это значит, во-первых, что жизнь человека рассматривается как жертвенное служение единству красоты, добра, истины, а метафорическая граница между раем и адом проходит в человеческом сердце.
   Во-вторых, в силу библейского определения Рая, он может концептуально созидаться только первопроходцами женщиной и мужчиной, символизирующими Еву и Адама, причем их сотрудничество осуществляется только на паритетных началах.
   В-третьих, свойственная жизни диалектика добра и зла убеждает в том, что яйца, из которых возводится мозаичная версия Гентского алтаря, не должны быть или только с греховными, или только с позитивными изображениями. Их не должно быть и поровну, поскольку в этом случае чаша весов с равной вероятностью может склониться и к добру, и к злу. Значит, позитивных яиц должно быть больше.

Яйцо и преображающая сила Алтаря Вселенной
   С момента объединения практических и теоретических усилий мы исходим из установки, что каждое окрашенное в негатив яйцо (греховное) должно быть компенсировано в мозаике алтаря яйцами с позитивными изображениями (яйца добродетели).
   Такая формула соотношения позитивных и негативных яиц соответствует триаде тело-душа-дух. Яйцо с негативом символизирует то порочное, что есть в человеке. Позитивное яйцо соответствует тем достоинствам, которые человек хотел бы видеть в себе, а также аккумулирует те добродетели человека, которыми он хотел бы обладать в контексте своего существования в обществе.
   Итак, изначально художественная акция Оксаны Мась по возведению модели Гентского алтаря из окрашенных в грехи яиц в свете сказанного становится символической реконструкцией Рая, выложенного метафорически из пороков и добродетелей человеческих.

Беспрецедентный перформанс в масштабах всей планеты
   Воздвижению этой современной «Вавилонской башни», названной также «Алтарем наций», предшествует важный этап подготовки яиц. Проект открыт для участия в нем любого человека, независимо от его национальности и страны проживания. Мысль Оксаны Мась о том, что человек, изображая грехи на яйцах, осознает их и на подсознательном уровне стремится к добродетели, становится лучше, бесспорно, конструктивная!
   Проект – это еще и обращение ко всем людям планеты принять участие в беспрецедентном планетарном перформансе, который мы называем реконструкцией Рая. Смысл его в том, что каждый может расписать хотя бы одно яйцо, а в идеале три яйца, символизирующих Троицу. Это будет означать осознание своих грехов, покаяние, стремление к личной добродетели и шаг к общественному благу. Человечество едино и его будущность зависит от осознания этого единства и стремления к нему через добродетель.
   Расписанных яиц может оказаться значительно больше, чем необходимо для полномасштабной мозаики «Алтаря наций». Ввиду сказанного запрограммированное в яйцах добро станет неиссякаемым источником позитивных созидательных сил. Все яйца, которые не войдут в алтарь, будут использованы в создании уникальных композиций в разных странах в соответствии со сценариями Оракулов ведущих биеннале, триеннале и прочих мировых форумов искусства.

Универсальная философия искусства
   Изучение деятельности разных институций современного искусства, культурных программ и идеологии функционирования Оргкомитетов значительных художественных событий, а также организованного в Афинах специального Фонда биеннале убеждает в необходимости новой философии искусства, основанной на специфике местных особенностей. Удивительное в том, что все занятые в культурном глобальном процессе понимают эту необходимость, ищут новые идеи, но до сих пор ничего существенного никто не смог найти и предложить.
   Масштабность проектов Оксаны Мась, ее эстетические, философские и гражданские приоритеты наилучшим образом могут служить практическим подтверждением философии искусства, нашедшей свое выражение в моих Оракулах. Все они написаны как метафизика искусства и жизни для некоторых авторитетных биеннале Мира – Венецианской, Берлинской, Сиднейской, Московской, Шанхайской, в Сан-Паулу и других, представляя собой единое целое.
   Настоящей версией текста мы заявляем о готовящейся к изданию книги. В ней многообразное творчество художника найдет всестороннее освещение с позиций Оракулов искусства, принципы новой философии будут репрезентированы концептуальностью инициируемых Оксаной Мась проектов, а создание Гентского алтаря из расписанных яиц и планетарный перформанс рассмотрены как реконструкция Рая на земле. 

Быть или не быть человеку и человечеству?
   Резюмируя, остается сказать, что для всего человечества мозаичное воспроизведение Гентского алтаря будет свидетельствовать о перспективах гармоничной жизни на планете в тесном согласном сотрудничестве народов и стран между собой и с природой. А для каждого человека реконструированная из яиц вещественная метафора Рая в виде Гентского алтаря станет водоразделом духовного преображения.
  Реализация такого проекта – это еще и своеобразный гимн Одессе – городу, в котором выросла Оксана Мась и черты культурного универсализма которого она впитала вместе с жизнеутверждающим солнцем, музыкой моря и романтикой ветров, вдохновляющих бодростью и свободой. Мировая культурная экспансия Одессы продолжается в беспрецедентных глобальных и масштабных проектах художника-философа, с интересом встречаемых в любой стране и на любом континенте.

Александр Сизиф
Институт футуристических исследований